СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час с элементами тренинга «Мы все такие разные, но мы так похожи»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме Толерантность.

Просмотр содержимого документа
«Классный час с элементами тренинга «Мы все такие разные, но мы так похожи»»

Классный час с элементами тренинга

«Мы все такие разные, но мы так похожи»

Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формировать толерантные установки по отношению к разным людям;

  2. Формировать основы позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки, умения взаимодействовать в группе сверстников;

  2. Развивать творческий потенциал учащихся.

Обучающие:

  1. Знакомить детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;

  2. Стимулировать заинтересованность в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций;

Методы работы:

Беседа, игра, упражнения, работа в группах, творческие задания.

Возраст участников: учащиеся 5 – 8 класса (младшие подростки)

Материалы и оборудование:

Презентация к теоретической части; листы А4, клубок ниток; фломастеры и цветные карандаши для творческого задания, ватман, заготовки цветов с семью лепестками,

При прохождении кл. часа от учащихся ожидаются следующие результаты:

- развития терпимости и уважения к разным людям;

- формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;

- понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

- умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

- развития творческого потенциала

Для успешного и результативного проведения кл. часа педагог или психолог должен создать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.





Ход классного часа

Педагог: Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

1.Теоретическая часть

Сегодняшний классный час мне хотелось бы начать старинной легендой

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

  • Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
    Черный презрительно сощурился и сказал:

  • Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
    Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти

к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его...

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий
белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца...

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина... Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С лю­бовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

  • Как вы считаете, о чём сегодня пойдёт речь?

Версии учащихся:

(Об отношении к людям. О равенстве и братстве народов. Об уважении друг к другу.)


Педагог: Все вы правы. Всё о чем вы сказали, вмещает в себя понятие толерантности.


Слово "толерантность" происходит от латинского глагола tolerate (переносить, выдерживать, терпеть).

При этом перевод и трактовка слова "толерантность" в разных культурах неоднозначны.

  • В английском языке понятие "толерантность" имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость; допуск, допустимое отклонение.

  • Во французском языке "толерантность" - "уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов".

  • В китайском языке "быть толерантным" - "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".

  • В арабском языке "толерантность" определяется, как "снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим".

  • В русском языке "толерантность" означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам".

Как мы видим, толерантность - это достаточно сложный термин с целым рядом нюансов.

Как же научиться быть толерантными?

  • Не стремиться подчинить себе другого, т.е. толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций. Это понятие обязательно включает уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности.

  • Изучать другого. Незнание, как известно, нередко порождает непонимание. Знакомство с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную.

  • Принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделывать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.

  • Акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь, потом фиксировать внимание на противоположном.

  • Чувство юмора. Способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

2.Практическая часть

Упражнение «Встаньте те…»

Вы все такие разные, но в тоже время так похожи друг на друга. Что вас всех объединяет? (Все люди примерно одного возраста. Все учимся в одном классе)

Найдите в человеке черты, способные вас объединить:

  • встаньте те, у кого волосы такого же цвета как и у меня

  • встаньте те, кто хорошо учится

  • встаньте те, кто любит играть в футбол и т. д.

В результате встаёт весь класс.


Упражнение "Цветик-семицветик"

(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)

- Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите:

на 1 - своё любимое животное;

на 2 - любимый цвет;

на 3 - любимое время года;

на 4 - любимый цветок;

на 5 - любимый герой из (фильма) мультфильма;

на 6 - любимое занятие, увлечение;

на 7 - любимая игра.

- Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

- Поднимите руку, кто нашёл.

- Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

- Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.


Упражнение «Снежинка»

Процедура проведения:

Для проведения упражнения приглашается 4-5 участников, и каждый из них получает лист бумаги. Затем им предлагается выполнять все указания ведущего.

- сложите лист пополам

-сложите еще раз пополам

-оторвите правый верхний угол

-оторвите левый нижний угол

-сложите пополам

-оторвите правый нижний угол

Обсуждение. Почему, выполняя одинаковые команды, участники получили разные результаты? Почему итог работы некоторых одинаков? Чему учит данное упражнение?

Вывод: Все люди разные, имеют разные взгляды, интересы, одну и ту же ситуацию оценивают по-разному.


Упражнение «Нити понимания»

Материалы: клубок ниток

Процедура проведения:

Круг. Каждому участнику предоставляется право сделать комплимент кому-нибудь из группы. Для этого мы используем клубок ниток. Ведущий , удерживая конец нити, передаёт его одному из участников и при этом делает комплимент. Получивший клубок благодарит, делает комплимент и передаёт клубок соседу, при этом нить остаётся у него в руках. Ведущий следит, чтобы клубок с комплиментом получил каждый участник тренинга. В результате все связаны друг с другом единой нитью.

-Осторожно натянем нить, чтобы она не разорвалась. Что вы чувствуете?

-А теперь поднимаем над головой. Что вы чувствуете?

Вывод: Вот так должно быть и в жизни. У человека могут быть взлёты, падения, жизнь может идти ровно, но в любом случае завязанные нити понимания, толерантности не должны рваться.

  1. Заключительная часть

Педагог:

(ватман, нарезанные из журналов картинки, клей, фломастеры или краски)

В заключение нашей встречи, давайте подведём итоги. Мы все с вами разные, но живём на одной планете Земля. И для того чтобы наша жизнь была лучше, счастливее, безопаснее нужно быть терпимее, принимать людей такими, какими, какие они есть, не смотря на все наши различия. И тогда мы будем жить в мире.

Давайте создадим с вами эмблему толерантности. Чтобы у нас все получилось нужно поработать все вместе (если класс большой, то можно сделать несколько групп и несколько эмблем).