Всекубанский классный час в 9 классе
«С Победой в сердце!».
Цель классного часа: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.
Задачи:
- содействовать сохранению исторической преемственности поколений, бережному отношению к традициям своего народа и формированию российской национальной гордости за героическое прошлое народа-победителя и гордости за достижения родной страны и Кубани;
- приобщение учащихся к базовым национальным ценностям и воспитание чувства патриотизма, уважения к отечественной истории и культуре;
- формирование у учащихся системы социальных ориентиров, позволяющих школьникам осуществлять осознанный нравственный выбор;
- продвижение достижений своей малой родины как части великого наследия России;
Форма классного часа: круглый стол.
В гостях : труженица тыла Кудинова П.М.
Ход классного часа:
Торжественная высадка сирени «Сирень – 45 года» и прикрепить к сирени листочки с пожеланиями и напутственными словами младшему поколению.
Слово учителя:
- Тема классного часа «С Победой в сердце!».
- Ребята, эта тема выбрана неслучайно.
- Почему ? - Как вы думаете?
- Правильно.
70-летие Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее.
Наш народ един , свободен и может противостоять любой агрессии, что историческая память и чувство гордости за свою историю – основа достоинства нации, ее способности к реализации национальных интересов, ценностей и идеалов, что народ-победитель – непобедим и сегодня.
Художественная литература о Великой Отечественной войне, отражая драматические и героические события, глубоко и эмоционально-чувственно раскрыла подвиг народа и армии с первых залпов войны до Великой Победы.
Героические поступки наших соотечественников нашли отражение в таких произведениях художественной литературы о войне, как: «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Атака сходу» В. Быкова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Полководец» В. Карпова, «Война» И. Стаднюка.
Литературные произведения о Великой Отечественной войне - это не просто летопись событий, это живое слово о народе, проявившем стойкость и силу духа.
Герои произведений о войне, о тружениках тыла - это реальные люди: мужчины и женщины, дети – ровесники и ровесницы нынешних школьников, для которых в первый день войны прозвучал последний звонок их детства; это обыкновенные люди, со своими привычками и слабостями, и это делает их особенно понятными и близкими сегодняшним школьникам.
Дорогие ребята , я вас хочу познакомить с женщиной, с жительницей нашей станицы , с труженицей тыла Кудиновой П.М., которая просто жила верой в победу. Она расскажет вам о войне , а вы ей потом зададите ей вопросы.
Основная часть:
Рассказ Кудиновой П.М.
Я родилась 12 августа 1928 года в Воронежской обл., Меловатского района. В 1937 году начался голод и со всей семьей мы переехала на Кубань ( Краснодарский край ,Калининский район, ст. Андреевская). В 1945 году окончила 7 классов. С детских лет работала в колхозе «Политотдел» в полеводческой бригаде, помогая матери. После войны работала на Калининском сырзаводе 12 лет, потом в колхозе «Родина» лаборантом и учетчиком.
Самым тяжелым воспоминание в жизни является война. Она началась ,когда мне было 12 лет . Отец ушел на фронт 2 сентября 1941 г., старшего брата Якова призвали в армию 22 апреля 1941 г., у матери осталось 5 детей. Нашей семье нелегко пришлось в военное время. В тылу был свой фронт – трудовой. Мы работали в сельском хозяйстве. Приходилось самим и пахать, и сажать, чтобы вырастить урожай и для себя , и для воюющих мужчин. Так как почти все лошади были на фронте, пахать приходилось и на коровах и быках.
8 августа 1942 г. немцы оккупировали станицу, заехали на мотоциклах. Узнав , что немцы в станице , я , вместе со старшей сестрой Анной, стала рыть окоп в саду. Ночью началась бомбежка ,и все мы прятались в этом окопе. Когда линия фронта находилась у станицы Ивановской с передовой к нам приходило 7 наших солдат , которых я кормила каждый день ,варила 2 ведра ячменя , толкла его в ступе . Очень много помогала раненым, а также военнопленным, которых немцы гнали через станицу. И если начиналась бомбежка, военнопленные разбегались и прятались ,где могли, а так как дом наш находился на краю станицы, то пленные прятались постоянно.
Линия фронта продвигалась дальше на юг , и дома у нас остановилось 5 человек немцев, во дворе они поставили два больших орудия. Немцы занимали одну комнату, стрелковое оружие складывали на печке, а мы с мамой жили в другой комнате , спали на полу, на соломе . Брату Алексею было 10 лет, он взял у немцев винтовку, посмотреть, эсэсовец увидел, схватил его за ворот, потащил на улицу и хотел застрелить. При этом сказал: «Русский партизан». Дети вместе с мамой выбежали и стали плакать, просить, чтоб не убивал. Эсэсовец пожалел парня и отпустил.
Так эсэсовцы жили у нас около месяца. Когда наши солдаты стали отступать и фронт передвинулся ближе к Волгограду, немцы ушли. Потом приходили чехи, румыны, они были лояльнее.
В станице началась новая жизнь, установился комендантский час. Были станичные полицаи и староста.
18 февраля 1943 г. полицаи составили списки на виселицу всех приезжих в станицу, и наша семья тоже туда попала. Но сделать этого полицаям не удалось, так как в 10:00, 18.02.1943 г. пришла в деревню Красная Армия и освободила их от немецких захватчиков. Приехали солдаты на лошадях, и радости не было предела. Ученики в школе даже переделали песню:
«Прошла война народная
Священная война»
Так как война еще не была окончена, я вместе со всеми носила снаряды. Рано утром, поздно вечером, в любую погоду носила ящики с патронами, знала, как солдаты ждали на передовой эти боеприпасы. Рыла со всеми окопы, не раз подвергалась бомбежке и помогала раненным солдатам.
Вопрос учащихся :
-Что руководило Вами в те мгновения , когда Вы носили снаряды, рыли окопы?
Кудинова П.- Просто все жили надеждой , с верой в победу и эта победа всегда жила в наших сердцах . Так что не напрасен был мой труд и труд всех людей , которые ковали победу в тылу.
- Вопрос учащихся :
- Кто еще из нашей станице ковал победу в тылу?
Кудинова П.- В нашей станице насчитывается около 110 тружениц тыла, хотя их было значительно больше: Чикризова Е., Юкина Н.З., Власенко Ф.И.,
Савченко Л.В., Дорошенко А.А., Пивень Д.Н. и т.д.
Слово учителя:
Победа - это широкое понятие. Это и великий праздник, и результат работы над собой, над теми преградами, которые встают при достижении цели, и звания победителя достоин тот, кто боролся честно и открыто. У каждого поколения свои герои. Кубань славится выдающимися учеными, космонавтами, спортсменами. Это ученые: В.С. Пустовойт, Н.И. Вавилов, А.И. Носатовский, П.П. Лукьяненко, супруги С.Д. и В.Х. Кирлиан; талантливые врачи - С.В. Очаповский, В. А. Порханов; космонавты - Г.И. Падалка, В.В.Горбатко. Гордится Кубань и своими спортсменами: И.В.Караваева, Е.А.Кафельников, А.Н. Москаленко. Двенадцать кубанских спортсменов приняли участие в Олимпиаде -2014 в г.Сочи. Эти знаменитые, успешные люди поверили в свои силы, преодолевая преграды и трудности на своем пути.
У нашего края славное прошлое и не менее славное настоящее и будущее, нам есть чем гордиться, есть что сохранять и развивать. Нашим выпускникам пополнять копилку достижений Краснодарского края своими победами и открытиями. И мы сейчас хотим познакомиться с достижениями наших выпускников, которые на протяжении всей школьной жизни достигли своих больших Побед.
Слово предоставляется выпускникам 9 класса: Заике С., Капуста В., Грачевой А., Фенёвой А. (Ребята знакомят класс со своими личными достижениями. Ребята рассказывали классу о том, каких добились успехов , какой ценой.)
Учитель :
Но помимо личных достижений у нас есть много и классных Побед.
( На доске располагаются все грамоты и благодарственные письма класса.)
Многие ребята на протяжении всей школьной жизни показали себя с активной гражданской позиции, основанной на преемственности поколений, стремлении к участию в судьбе России и своей малой Родины.
Вы понимали и осознавали, что достижение поставленных целей основывается на славном опыте предыдущих поколений. И ваши личные победы в учебе, спорте, творчестве, как продолжение великих побед соотечественников.
Вы стоите на пороге перемен, когда в скором времени они будут самостоятельно принимать значимые для жизни решения и нести ответственность за свои поступки.
Завершающий этап
Учитель ставит оценочный вопрос :
- На каких принципах, по Вашему мнению, должны сотрудничать разные народы, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?
Рефлексия
- Что нового вы узнали в ходе классного часа?
- Какой вывод вы сделали для себя?
Результатом Всекубанского классного часа, является:
- «лента наших достижений» как совместный продукт деятельности класса, в которой каждый ученик напишет собственные достижения, которыми гордится он и его семья, класс, школа, район и край;
- проект-презентация по теме «Эти победы перевернули всю мою жизнь».