СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час"Секрет выбора профессии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематикой классного часа предусмотрено знакомство обучающихся с различными профессиями, чтобы они  смогли понять, что надо для выбора будущей профессии,  высказывать свои мнения, идеи, мечту не боясь ошибиться.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час"Секрет выбора профессии"»

Классный час « Секреты выбора профессии»

Цель: формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту; побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление детей о различных профессиях; возможных ошибках и последствий, знакомство с правилами грамотного выбора профессии

2. Развивающая: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умения рассуждать, делать выводы.

3. Воспитательная: воспитывать социальные и коммуникативные компетенции.

Формы и методы: беседа, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование, тренинг).

Технологии: проблемного обучения, применения ИКТ.

Средства обучения: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран).

Оборудование: презентация Рower Point, изображение мальчика – символа на доске, раздаточный материал: карточки – подсказки, листы для тестирования, набор слов, изображения камушка и лепестка цветка, цветные карандаши.













Ход классного часа

(Слайд 1) 1.Актуализация темы. (Рекламная тумба, на которой развешаны объявления о предоставлении и поисках работы)

Выходят юноша и девушка

Юноша: Привет, Даша! Что объявления читаешь? Работу ищешь?

Девушка: Да читаю и думаю, какую профессию выбрать.

Юноша: Будущую профессию не на рекламной тумбе искать нужно, а сердцем ее чувствовать, стремиться к ней, представлять себя в ее роли. Ты вообще-то кем хочешь стать?

Девушка: Я? Ну…. Может быть, менеджером, а может, экономистом. Нет лучше дизайнером!

Юноша: А почему ты решила выбрать такие профессии?

Девушка: Престижно, модно Приходишь куда – нибудь, подаешь визитку, а в ней написано: «Известный дизайнер Соколова».

Юноша (передразнивает): Известный дизайнер Соколова.

А что знаешь об этой профессии?

Девушка: Вот поступлю, тогда узнаю.

Юноша: А я так не хочу. Я хочу стать программистом. Но не потому что это модно или денежно. А потому, что мне нравится работать на компьютере. И я уже сегодня много что умею. Я покупаю книги о компьютерах, выписываю журналы. Я хочу быть профессионалом в этой области

Девушка: Ты серьезно?

Юноша: Вполне! И тебе советую выбирать профессию, так чтобы она тебя тоже выбрала.

Девушка: Ты думаешь, у меня получится?

Юноша: Если чего – то очень сильно хочешь – непременно получится


2. Словарная работа. (слайд 2)

Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог- именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Что же такое профессия? Как выбрать правильно дело всей своей жизни? (слайд 3)

На эти вопросы получим ответы в ходе классного часа «СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ».

Символом мероприятия – задумавшийся мальчик ( на доске).

(слайд4) На слайде вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, должность, квалификация.

Как бы вы объясните значение этих слов? (ответы ребят).

Карточка – подсказка. Соотнесите слово с определением

Слова

Определение

Профессия

это круг обязанностей,

возложенных на определённого

человека, обязательных для

исполнения.

Специальность

степень мастерства в конкретной специальности

Должность

Это род трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками.

Квалификация

это вид занятия в рамках одной профессии


Сейчас вы увидите краткие определения этих понятий, посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.

Пример. Профессия: учитель, инженер, слесарь, врач.

Специальность: учитель биологии, врач – педиатр, слесарь – сантехник, инженер – конструктор.

Должность: директор школы, начальник цеха, заведующий отделением, главный инженер, прораб.

Квалификация: учитель первой категории, врач высшей категории, швея шестого разряда.

Задание. Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» — не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры — это разные специальности одной профессии — учитель. Терапевт и хирург — специальности профессии врача).

(слайд 5) - Как мы видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. А все эти понятия вместе содержат профессиональную характеристику человека.

3.Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

- Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?

Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль.

Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы. ( слайд 6)

1 группа - «Самые нужные профессии» ( слайд 7)

(врач, учитель, строитель, шофёр, повар…)

2 группа составит список «Самые модные профессии» ( слайд 8)

(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, визажист, президент, программист… )

3 группа – « Самые отважные профессии» ( слайд 9)

(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр…)

4 группа – «Самые забытые профессии» ( слайд 10)

(конюх, ямщик, трубочист, шорник, ключник…)



(музыка, дети обсуждают, составляют списки)

- Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Выбирая себе профессию, очень сложно выбрать ту, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу.

4.Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

- Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.

- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?

Уточним значение слова «ошибка». Если ты неровно отрежешь кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиенткой. Еще тяжелей будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, если лишнее отрежет хирург.

Работа в группах: написать на камушках ошибки при выборе профессии. ( слайд 11)

1. Ничего не знают о выбранной профессии. (Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»)

2.Идут за модой. ( выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Будете владеть модной, но не приносящей удовольствия профессией.).

3.Выбирают за компанию. ( чтобы не отстать, забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы жизни, а не компания для пикника ).

4.Подражают героям кинофильмов. (нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма.

Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли — Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование — оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.

5. «Давят» родители. ( кто – то покорно следует путём родителей, поддаваясь уговорам типа «на роду написано», хотели бы видеть вас представителями определённой профессии, устаревшие представления родителей о профессиях).



- Вы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда выбрать правильно свой путь в жизни, свою профессию?

Далее учитель проводит с ребятами тренинг «Рука судьбы» (Слайд 12)

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.

Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.

Итак, мы все видим, что случайный выбор профессии не так уж и нравится вам!

Задание .Поэтому давайте подумаем, что нужно для хорошего выбора? ( слайд 13)

(работа в группах) пишут на лепестках цветка

Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

4.Формула выбора профессии

( слайды 14 - 16)

Когда перед нами стоит выбор профессии, мы задаём себе вопросы: «Кем я хочу быть?». В первую очередь мы учитываем свои

  • желания,

  • интересы,

  • склонности.

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

Однако удовлетворить « Я хочу» в жизни далеко не просто.

«Могу ли я быть тем, кем хочу быть?». Соответствуют ли мои выбранной профессии

    • способности

    • возможности

    • здоровье.

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Хорошо, если наше хочу и могу взаимосвязаны, совпадают, тогда кажется, что выбор сделан правильно. Но профессия должна быть востребована рынке труда..

( легко ли будет найти работу по специальности, нужна ли эта профессия людям и обществу).

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?

(слайд 17) В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. (слайд 18) Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна для вас;

Соответствует вашим способностям;

Пользуется спросом на рынке труда.

5.Тестирование (слайд 19)

- Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.

(музыка)

- Теперь подсчитаем количество треугольников.

(дети выполняют задание)

- А теперь слушайте ключ к тесту.( слайд 20)



Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.



Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.



Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.



Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.



Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.



Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

- Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

6.Профессии родителей.


Ваши родители трудятся сейчас, чтобы обеспечить вам счастливое детство и чтобы наша страна и мир стали лучше.

Давайте сейчас посмотрим вместе с вами, кем же работают ваши родители. ( слайды 21 – 33)

7.Поведение итогов (рефлексия).

- Что интересного вы сегодня узнали? Что останется в памяти? О чём можно задуматься?

– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты.

– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.

8. Забавные животные. ( слайд 34)

- Правильно выбранная профессия дарит радость и об этом говорится в стихотворение .( слайд 35)

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,
И интересны, и важны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!