Классный час – игра
«СЕМЬЯ – ЭТО ТО, ЧТО С ТОБОЮ ВСЕГДА!»
Цель: воспитание у подростков ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи:
1. формирование нравственного долга детей перед родителями;
2. определение доли детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений;
3. развитие способностей коммуникативного общения;
4. развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной темой.
Оборудование: 2 листа ватмана, фломастеры, бумага, авторучки, карточки с заданиями.
На доске:
Тема занятия: «Семья – это то, что с тобою всегда!».
Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой
Плакат, на котором изображено солнце с семью лучами, в центре надпись – «7-Я», рядом – тучка, символизирующая обстоятельства, способные омрачить жизнь семьи.
Ведущий:
Добрый день, честной народ!
Приглашаем в хоровод,
Хоровод – то не простой:
Мама, папа, я с сестрой.
Старший брат, любимый дед,
Охраняющий от бед,
Бабушка – всему душа,
В общем – вся моя семья!
В этом дружном хороводе
Разговор мы поведем
О родном для нас народе:
О семье, и как живем.
«…В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом».
Учитель: Итак, тема нашего классного часа «Семья – это то, что с тобою всегда»
Прежде чем начать наш разговор, послушайте одну притчу, которая называется «Полная ли банка».
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он ещё вытащил два стакана воды и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись. А профессор сказал: «Я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети, родители — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется.
Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: уделяйте время родителям, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для нескольких стаканов воды - стремление к истине.
Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о самом важном в жизни каждого человека - о «камнях». Вы правильно поняли, ведь как говорится в притче, камни - это самые главные вещи в нашей жизни - семья, здоровье, дети, родители.
А чтобы нам общалось легче, давайте проведём наш классный час в виде игры, но сначала сделаем следующее задание… Итак, у нас получилось две команды – это будет 2 семьи. Теперь вы должны выбрать главу семьи, который будет принимать решения.
1. Л.Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ответьте, пожалуйста на вопрос – Из чего складывается семейное счастье?
Дается время на обсуждение, затем глава семьи выбирает того, кто будет отвечать.
Учитель: Ваш дом - ваша крепость. Вы приходите домой и отдыхаете душой. Ваш дом теплый, уютный, а чьими стараниями это будет достигаться в вашей семье?
2. Вопрос- Как распределите вы обязанности в вашей семье?
Командам раздаются листы бумаги с заданиями:
мама | папа | Дети |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. |
5. | 5. | 5. |
Вывод: Есть такая пословица: «Счастье - не птица- само не прилетит».
Если каждый член семьи имеет свои обязанности, свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
3. Учитель: В народных пословицах и поговорках сказано о том, что не так-то просто поддерживать тепло в семейном очаге.
Вам предлагается, закончить пословицы и поговорки о семье:
1.В гостях хорошо, а дома лучше.
2.Один за всех, все за одного.
3.Дома и стены помогают.
4.Сядем рядком, да и поговорим ладком.
5.Чем богаты, тем и рады.
6.Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
7.Яблоко от яблони недалеко падает.
8.Яйцо курицу не учит.
9.Вся семья вместе, так и душа на месте.
10.В семье и каша гуще.
11.Дом вести не лапти – плести.
12.Без хозяина дом сирота.
13.Горе тому, кто непорядком живет в дому.
14.Хоть по уши плыть, до дома быть.
15.Всегда отец будет веселиться, когда хороший сын родится.
16.Когда имеешь ребенка, понимаешь доброту родителей.
17.Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях.
18.Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
4. А мы переходим к следующему заданию, которое называется «Словарь родства».
Каждой группе будут выданы по 10 слов, вы должны написать, что они означают.
Слова для 1 группы:
1.Свекр – отец мужа.
2.Тесть – отец жены.
3.Сват – отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.
4.Зять – муж дочери, муж сестры.
5.Деверь – брат мужа.
6.Шурин – брат жены.
7.Кузен – двоюродный брат.
8.Внучатый племянник – внук брата или сестры.
9.Дядя – брат отца или матери.
10.Дед – отец матери или отца.
Слова для 2 группы:
1.Свекровь – мать мужа.
2.Теща – мать жены.
3.Невестка (сноха) – замужняя женщина по отношению к родным ее мужа.
4.Свояченица – сестра жены.
5.Кузина – двоюродная сестра.
6.Единокровные (брат, сестра) – имеющие общего отца, но разных матерей.
7.Сводные (брат, сестра) – являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе.
8.Внук – сын дочери или сына по отношению к деду или бабушке.
9.Отчим – муж матери, неродной отец.
10.Племянник – сын брата или сестры.
5. Учитель: И сейчас следующий вопрос - Когда в последний раз вы слышали комплимент в свой адрес? А,вы, кому – нибудь говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?
Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доб-ро-же-ла-тель-ность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Давайте сейчас мы с вами скажем комплименты друг другу, т.е. каждый член семьи говорит комплимент.
Вывод: Есть прекрасные слова из знаменитой песни «…Давайте говорить друг другу комплименты …», ведь наши любимые домочадцы нуждаются в ласке, доброте и понимании.
Учитель: А всегда ли в доме «хорошая погода»?
Давайте подумаем, из-за чего чаще всего могут возникать конфликты в семье (ответы детей).
Конфликты неизбежно возникают, и будут возникать – такова уж человеческая природа.
Важно уметь управлять конфликтами, избирать наиболее продуктивные формы поведения в конфликтных ситуациях.
Группам предлагается решить конфликтные ситуации. С позиции родителей и с позиции детей.
Ситуация 1. Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден. А то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным. Как найти выход?
Ситуация 2. Ты уверен, что, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, когда тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 9.00 был дома!” Как решить эту проблему?
Вывод: Агрессивное высказывание, запрет, протест – ни к чему хорошему не приведет.
Учитель: Существует древняя легенда, которую я вам сейчас хочу рассказать.
Давным –давно жила в Древнем Китае удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь , уважение. Слава о семье дошла до императора, и он посетил эту семью.. Убедившись, что молва ничего не преувеличила император спросил у старейшины семьи : « Как вам удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь ,и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
Ребятам и родителям предлагается отгадать это слово (ТЕРПЕНИЕ)
Вывод: Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными.
Что на свете всего дороже? - Семья.
А что значит семья? Это – семь я.
Без чего не может быть она?
Без папы, мамы и меня.
А чем же скреплена она?
Любовью, заботой и теплом.
Ведь все мы связаны семьёй.
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Учитель: На доске на лучах солнца напишите слова, характеризующие настоящую семью.
Семья – это: счастье, крепость, забота и т.д.
Я хочу закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу».
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Дорогие ребята, сегодня, когда придете домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!