Классный час «Семья и семейные ценности» 4 класс.
Цель:
Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
Определить понятие «семья»;
Формировать понятие «счастливая семья»;
Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Задачи:
1. Формировать у учащихся представление о семье—как одной из главной ценностей
человека, убеждение о важности и роли семьи и школы в жизни человека .
2. Воспитывать уважение к семейным традициям, воспитание у учащихся чувства
любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
3. Прививать потребность уважительных отношений в семье.
4. Показать детям и родителям значимость дружеских отношений в семье.
5.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
6. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского,
сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания,
умения работать парами и группами; адекватно оценивать результат своей работы;
Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей
путем чередования различных видов деятельности и отдыха.
Планируемые результаты занятия
Метапредметные:
Регулятивные:
-самостоятельно ставить перед собой цели;
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
-работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
-уметь группировать объекты;
-делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
-развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе;
-развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
-осознать необходимость изучения темы занятия;
-следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
-учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
-учиться выражать свое мнение.
Методы: проблемно-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: презентация; карточки с частями пословиц; бревна(рисунки) со словами для колодца счастья;
карточки с надписями семейных традиций для ассоциограммы; правила семейной школьной жизни на листках ;
листы для составления синквейна; мультфильм Барбоскины «Вечные ценности».
1.Организационный момент
2.Введение в тему
-Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее потому, что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.
-Давайте сегодня обсудим очень важный вопрос, а какой вы ответите, добавив слова в моё стихотворение.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас ,друзья? (наша дружная… семья)
Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я»
Что получится ? (семья)Слайд с ребусом.
3.Актуализация знаний, мотивация
-А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?
-И какова его цена? (его нельзя продать или купить,…)
4.Формулировка целей и задач
-О каких же ценностях мы сегодня поговорим? ( о семейных ценностях)
-Все ли вы знаете о семье?
- А, что бы хотели о ней узнать? (что такое семья, какие бывают семьи, почему семья
так названа(«7» «я»)…;какие ценности есть у семьи,…)
5.Решение поставленных задач
А) представление о семье(читает наизусть_______________)
-Да, «Семья»– словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Нет, если есть собака,
Выходит «Во!» – семья.
-Где мы можем узнать точное значение этого слова? (в словарях)
-У вас на столах лежат выписки со значением этого слова из словарей , прочтём их.
( Читаем) выписки
-Значение слова «Семья» по Ожегову (cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.
-Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
-Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.
-Семья-это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья
и сестры.
- Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
- Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
-Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
-А, какие семьи были раньше?(ответы детей)
-Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
-Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных частей . (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дом без хозяйки- сиротка.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Чем богаты, тем и рады.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
-Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.
-Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые? Конечно, нет.
-Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями,
атмосферой и традициями.
-Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)
-Смотрим в выписку
Традиции- это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.
-А какие традиции есть в ваших семьях? (работа в группах)
-Каждой группе задание: выбрать на столе семейные традиции. Составление ассоциограммы на доске.
Каждая группа называет семейные традиции, прикрепляют на доску
АССОЦИОГРАММА
п очитание старших забота о младших любовь к ближнему
помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых
трудовая деятельность
-Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.
-Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие.
-Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». (слайд)
-Потому что-
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья- это летом поездки на дачу,
Семья- это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья- это труд, друг о друге забота,
Семья- это много домашней работы.
Семья- это важно! Семья- это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно.
Б) представление о семье—как одной из главной ценностей человека
-Так, что же такого ценного в семье?
-Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.
-Что такое семейные ценности? Смотрим в выписку
Семейные ценности- это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, из поколение в поколение, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока
-А, какие семейные ценности могут передаваться?(культурные, духовные, материальные)
-Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.
Духовные ценности: Это память (в фотографиях, видеороликах, письмах) о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. Потому что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой.
Культурные ценности: вся семья : рисуют, лепят, поют, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи и т.д.
6. Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции, праздники.
- Дома вы должны были в карточке, которую я вам дала заранее написать ценности вашей семьи, написать традиции праздники которые существуют в вашей семье. СЛАЙД
- Мне хотелось бы, чтобы вы рассказали ценности вашей семьи, какие традиции, праздники есть в вашей семье? (ОТВЕТЫ детей)
С кем ты проживаешь? _________
Ценности вашей семьи__________
Традиции вашей семьи _________
Праздники вашей семьи_________
Отношение между членами вашей семьи________
Девиз и пословицы вашей семьи___________
- А как вы считаете, для чего человеку семья? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
(В семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).
7.Учитель. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?
Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки– наша семья, самые близкие и дорогие нам люди.
-Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?(счастливая)
А сейчас, я хочу прочитать вам одну легенду. « Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
-Чтобы подобрать правильные слова которые делают каждую семью крепкой и дружной послушаем стихотворения:
8. Стихотворения (в руках надписи с выделенными словами)
1. Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных (____________)
2. Во - первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по -разному. (____________)
3. Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится! (_________________)
4. Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то (___________)
5. Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым. (_____________)
6. А пятое - ответственность и дом
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень (___________)
7. Шестое — уважение. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным (____________)
8. И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.(_______)
-Какие слова нам нужны для определения понятия дружная семья?
(уважение, любовь, ответственность, чистота, терпение, дети, забота)
9.-Но семья должна быть не только дружной, но и счастливой.
-Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?
-Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.
-Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.
В СЕМЬЯ
ыберите слова для колодца счастья.
(Ребята размещают на доске "бревна" для колодца, на которых написаны слова. В результате выстроен "кол одец счастья".
Вы дома нарисовали рисунки на тему « Моя семья» Давайте посмотрим их вместе.
( Слайды) Рисунки детей «Счастливая семья»
10.- БЕСЕДА. Учитель. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
- У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
Каковы ваши обязанности в семье? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.
Задание 1.
А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это наш 4 класс», но в последнем четверостишие будьте внимательны!
А)Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
Это наш 4 класс
Б) Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы всем скажем без сомнений:
Это наш 4 класс
В)А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
Это наш 4 класс
СЛАЙД
Г) Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Всем секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
11.Практическая работа по группам
"Составь слово" по группам. ( На листочках написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»).
Ямьсе - (семья)
Редоилит —-(родители)
Лауци- (улица)
Бадусь — (судьба)
Беёркно –(ребёнок)
12. Практическая часть 2 по группам(3 гр.) «Незаконченное предложение» СЛАЙД
Вам сейчас каждой группе дам задание с незаконченными предложениями. Задача вашей группы внимательно прочитать начало предложений и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.
1. Радость в моей семье – это…………….
2. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой ………….(царят мир и согласие).
3.Счастливы дети, если родители …………………..(заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни)
4.Счастливы родители, если …………………………………………(чувствуют взаимную любовь стороны детей, их внимание и душевную теплоту).
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать …
Читаем ответы.
13.Рефлексия
-Вы, молодцы ребята.
-Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?
-Что же важное для себя вы сегодня взяли?
-Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?
14.Итог
-И в заключении хочу всем пожелать:
Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!
Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье