СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Семья и семейные ценности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей разработке я постаралась раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; определить понятие «семья»;

обратила внимание на формирование  понятия «счастливая семья»; постаралась осознать  ценности семейных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Семья и семейные ценности»»

Классный час «Семья и семейные ценности» 4 класс.

Цель:

  1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

  2. Определить понятие «семья»;

  3. Формировать понятие «счастливая семья»;

  4. Осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

  1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

  2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

  3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

  4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

  5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Задачи:

1. Формировать у учащихся представление о семье—как одной из главной ценностей

человека, убеждение о важности и роли семьи и школы в жизни человека .

2. Воспитывать уважение к семейным традициям, воспитание у учащихся чувства

любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
3. Прививать потребность уважительных отношений в семье.
4. Показать детям и родителям значимость дружеских отношений в семье.

5.Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

6. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского,

сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор, обогащать словарный запас;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме, дружеских взаимоотношений, взаимопонимания,

умения работать парами и группами; адекватно оценивать результат своей работы;

Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе, сохранение здоровья детей

путем чередования различных видов деятельности и отдыха.

Планируемые результаты занятия

Метапредметные:

Регулятивные:

-самостоятельно ставить перед собой цели;

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные:

-работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;

-уметь группировать объекты;

-делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные:

-развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе;

-развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

-осознать необходимость изучения темы занятия;

-следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;

-учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

-учиться выражать свое мнение.

Методы: проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: презентация; карточки с частями пословиц; бревна(рисунки) со словами для колодца счастья;

карточки с надписями семейных традиций для ассоциограммы; правила семейной школьной жизни на листках ;

листы для составления синквейна; мультфильм Барбоскины «Вечные ценности».

1.Организационный момент

2.Введение в тему

-Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее потому, что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

-Давайте сегодня обсудим очень важный вопрос, а какой вы ответите, добавив слова в моё стихотворение.

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас ,друзья? (наша дружная… семья)

Это слово каждый знает.

Ни на что не променяет!

К цифре «7» добавлю «я»

Что получится ? (семья)Слайд с ребусом.

3.Актуализация знаний, мотивация

-А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?

-И какова его цена? (его нельзя продать или купить,…)

4.Формулировка целей и задач

-О каких же ценностях мы сегодня поговорим? ( о семейных ценностях)

-Все ли вы знаете о семье?

- А, что бы хотели о ней узнать? (что такое семья, какие бывают семьи, почему семья

так названа(«7» «я»)…;какие ценности есть у семьи,…)

5.Решение поставленных задач

А) представление о семье(читает наизусть_______________)

-Да, «Семья»– словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит «Во!» – семья.

-Где мы можем узнать точное значение этого слова? (в словарях)

-У вас на столах лежат выписки со значением этого слова из словарей , прочтём их.

( Читаем) выписки

-Значение слова «Семья» по Ожегову (cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.

-Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.

-Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.

-Семья-это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья

и сестры.


- Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

- Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

-Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

-А, какие семьи были раньше?(ответы детей)

-Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

-Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных частей . (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.


-Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.

-Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые? Конечно, нет.

-Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями,

атмосферой и традициями.

-Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)

-Смотрим в выписку

Традиции- это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.

-А какие традиции есть в ваших семьях? (работа в группах)

-Каждой группе задание: выбрать на столе семейные традиции. Составление ассоциограммы на доске.

Каждая группа называет семейные традиции, прикрепляют на доску

АССОЦИОГРАММА

п очитание старших забота о младших любовь к ближнему

помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых

трудовая деятельность


-Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.

-Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие.

-Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». (слайд)

-Потому что-

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно.


Б) представление о семье—как одной из главной ценностей человека

-Так, что же такого ценного в семье?

-Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.

-Что такое семейные ценности? Смотрим в выписку

Семейные ценности- это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, из поколение в поколение, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока

-А, какие семейные ценности могут передаваться?(культурные, духовные, материальные)

-Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.

Духовные ценности: Это память (в фотографиях, видеороликах, письмах) о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. Потому что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. 

Культурные ценности: вся семья : рисуют, лепят, поют, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи и т.д.


6. Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции, праздники.

- Дома вы должны были в карточке, которую я вам дала заранее написать ценности вашей семьи, написать традиции праздники которые существуют в вашей семье. СЛАЙД

- Мне хотелось бы, чтобы вы рассказали ценности вашей семьи, какие традиции, праздники есть в вашей семье? (ОТВЕТЫ детей)

С кем ты проживаешь? _________

Ценности вашей семьи__________

Традиции вашей семьи _________

Праздники вашей семьи_________

Отношение между членами вашей семьи________

Девиз и пословицы вашей семьи___________


- А как вы считаете, для чего человеку семья? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

(В семье все друг друга понимают, любят, уважают; заботятся друг о друге, помогают).


7.Учитель. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит?

Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки– наша семья, самые близкие и дорогие нам люди.

-Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?(счастливая)

А сейчас, я хочу прочитать вам одну легенду. « Как появилась дружная семья».  

   Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

 

-Чтобы подобрать правильные слова которые делают каждую семью крепкой и дружной послушаем стихотворения:


8. Стихотворения (в руках надписи с выделенными словами)

1. Что значит для меня моя семья? 
Конечно - счастье и уют домашний, 
Семь правил обязательных храня, 
Лишь только семь, но очень - очень важных (____________)


2. Во - первых, это главное - любовь. 
Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по -разному. (____________)


3. Второе - дети. Что за дом без них? 
Пустыня без колодца - не напиться. 
А дети - это жизнь, это родник 
И продолженье рода. Пусть струится! (_________________)

4. Потом забота. Лишь она 
Очаг семейный сбережет от ветра. 
Старайся, чтоб с улыбкою весна 
Была всегда с тобою, а не где-то (___________)


5. Четвертое - терпение. Оно 
Поможет пережить невзгоды, беды... 
И отогреет солнышком окно. 
Что инеем заледенело белым. (_____________)



6. А пятое - ответственность и дом 
В фундаменте семейном веский камень. 
Они помогут защитить любовь, 
От ветра уберечь душевный пламень (___________)


7. Шестое — уважение. Только с ним 
Приобретешь успех, признанье общее 
Всегда, считаясь с мнением других, 
Научишь, чтоб с твоим считались собственным (____________)


8. И наконец, седьмое - чистота 
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... 
Вот так я представляю свой очаг, 
Где я любима, счастлива где полностью.(_______)


-Какие слова нам нужны для определения понятия дружная семья?


(уважение, любовь, ответственность, чистота, терпение, дети, забота)

9.-Но семья должна быть не только дружной, но и счастливой.


-Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?

-Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.

-Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.

В СЕМЬЯ



ыберите слова для колодца счастья.

(Ребята размещают на доске "бревна" для колодца, на которых написаны слова. В результате выстроен "кол одец счастья".


Вы дома нарисовали рисунки на тему « Моя семья» Давайте посмотрим их вместе.

( Слайды) Рисунки детей «Счастливая семья»

10.- БЕСЕДА. Учитель. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?

Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

- У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.

Каковы ваши обязанности в семье? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.

Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.

Задание 1.

А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это наш 4 класс», но в последнем четверостишие будьте внимательны!

А)Класс наш в школе самый умный,

Есть отличники всегда!

Мы вам скажем без стесненья:

Это наш 4 класс

Б) Класс наш в школе самый дружный,

Не пугает нас беда!

Мы всем скажем без сомнений:

Это наш 4 класс

В)А какой веселый самый?

Улыбается всегда!

Мы вам громко все воскликнем:

Это наш 4 класс

СЛАЙД

Г) Класс наш в школе самый лучший,

Мы – надежные друзья!

Всем секрет откроем дружно:

Потому что мы – семья!


11.Практическая работа по группам

"Составь слово" по группам. ( На листочках написаны «странные» слова. В них надо переставить буквы таким образом, чтобы слово перестало быть «странным»).

Ямьсе - (семья)

Редоилит —-(родители)

Лауци- (улица)

Бадусь — (судьба)

Беёркно –(ребёнок)


12. Практическая часть 2 по группам(3 гр.) «Незаконченное предложение» СЛАЙД

Вам сейчас каждой группе дам задание с незаконченными предложениями. Задача вашей группы внимательно прочитать начало предложений и допишите так, как вы понимание, как вы чувствуете, представляете.


1. Радость в моей семье – это…………….

2. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой ………….(царят мир и согласие).

3.Счастливы дети, если родители …………………..(заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни)

4.Счастливы родители, если …………………………………………(чувствуют взаимную любовь стороны детей, их внимание и душевную теплоту).

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать …

Читаем ответы.

13.Рефлексия

-Вы, молодцы ребята.

-Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?

-Что же важное для себя вы сегодня взяли?

-Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?


14.Итог

-И в заключении хочу всем пожелать:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!