Сценарий классного часа – игры.
«Шляпочное сражение».
Необходимы:
газеты 20шт
шары 20 шт.
игра - дартс
жетоны (разноцветные кружочки 50 шт.)
шляпы 2 шт.
листы бумаги 10 шт
7. наборы букв.
8. шарфы для глаз.
1. Знакомство.
2. Исторические сведения.
1 клоун: Нас солнца луч смешит и дразнит,
И нынче весело с утра.
Нам этот день подарит праздник,
И главный гость на нём игра.
2 клоун: Она наш друг,
большой и умный,
не даст скучать и унывать.
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
1 клоун: Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
К турниру поскорее!
Итак, мы начинаем!
2 клоун: а для начала мы проведём разминку и объявляем конкурс шуточных вопросов.
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
У какого овоща человеческое имя? (петрушка)
Ядовитый гриб, убийца мух? (мухомор).
Перед кем все люди, включая королей, снимают шляпу? (перед парикмахером).
Какой год продолжается всего один день? (новый год)
Самое любимое растение кошек? (валериана).
Другое название осла? (ишак).
В чём покупают кота? (в мешке)
Драгоценный камень зелёного цвета. (изумруд)
1 клоун: Ну вот, надеемся, что команды настроились на игру, так как с минуты на минуту начнётся необычное сражение. Наверное, вы все любите играть и хоть раз в жизни пробовали себя в морском бою, крестиках-ноликах. А сегодня – впервые в нашем классе – Шляпочное строение. А командовать сражением буду я! А чтобы чего-нибудь не прошляпить, я назначаю себе помощников – жюри. (называет членов жюри).
1 клоун: Ну что ж, команды собрались с духом перед решающей атакой? Вперёд!
Вас ждёт «шляпочная перестрелка»: чья команда больше назовёт головных уборов? Называть по очереди, повторяться нельзя. (за каждый правильный ответ команде 2-й клоун даёт жетон).
2 клоун: А теперь представьте себе, что вы оказались в «шляпном салоне» и подслушали, о чем говорят посетители.
1 клоун: «В одном городе жил мастер – шляпник. Он делал шляпы, кепки. Фуражки и панамы. Однажды ему это надоело, каждый день одно и тоже! И он решил изготовить такой головной убор, какого ещё никогда не было. Сначала он придумал название головному убору, а потом взялся за работу.
Попробуйте нарисовать то, что изготовил мастер-шляпник. А назывался головной убор так: беретейка (для первой команды), цилилотка (для второй). Вы должны нарисовать и рассказать, кто его носит, для каких целей надевают.
2 клоун: пока команды готовятся, мы с болельщиками поиграем в игру « «Не зевай, помогай».
Жилище Бабы-Яги (избушка на курьих ножках)
Сказочное название скатерти. (самобранка).
Кто из литературных героев жил в стране, которой правил принц Лимон? (Чипполино)
Кто привёз в Россию картофель? (Пётр I )?
Игла для вязания. (спица).
Бесплатная приманка в мышеловке? (сыр).
Какой зверь ходит по ягоды? (медведь).
Что ест зимой жаба? (ничего, она спит).
Загадки – переделанные пословицы.
1 клоун: Подводим итог шляпному сезону. (объявляется результат)
Ну а теперь мы объявляем следующий конкурс «Меткая шляпа». Для этого конкурса нужны по одному человеку от команды – они держат шляпы, а все по очереди кидают воздушные шары, которые надо поймать шляпой. Кто из них сумеет поймать больше шариков? В этом сражении победят самые меткие стрелки.
2 клоун. Объявляет конкурс «Сенокосная пора». Вспомните жаркое лето, раскалённое солнце, пору сенокоса. Как защитить голову от солнечного удара? Сделайте шляпу или панаму из подручного материала. Победит тот, кто быстрее и практичнее изготовит головной убор.
2 клоун раздаёт командам газеты.
Кроссворд. По три человека от команды отгадывают кроссворд, остальные отгадывают загадки.
1 клоун: Пришло время проверить ваши шляпы на прочность. Я бросаю в эту шляпу тяжёлые вопросы, с помощью которых мы определим, какая из команд лучше изучила шляпную тему.
Какой головной убор предпочитал носить: Отвечать нераздумывая.
А.С.Пушкин? (цилиндр)
Чарли Чаплин (котелок)
Юрий Лужков? (кепку).
Буратино? (колпак)
Почтальон Печкин? (шапку ушанку).
Рассеянный с улицы Бассейной? (сковороду).
Мурзилка? (берет)
Кот в сапогах? (шляпа с пером)
Барон Мюнхгаузен? (треуголка).
Красная шапочка?
2.Из чего папа Карло сделал колпак Буратино? (из носка)
3. Какое государство можно носить на голове? (Панаму)
4. Какую шапку нельзя нарисовать? (невидимку).
1 клоун: Ваши шляпы выдержали наши вопросы, а выдержат ли они физическую нагрузку? Ваша задача перенести свои воздушные шары в шляпе по очереди. У Кого из вас самая прочная шляпа?
1 клоун: А теперь мы проведём конкурсы, и посмотрим, кто из вас самый сильный, самый меткий, самый ловкий?
«Меткий глаз». Каждому игроку необходимо по одному разу бросить дротик в мишень. Какая команда наберёт больше очков?
«Переправа». Каждому игроку при помощи двух «дощечек» необходимо переправиться через болото, если не попали на дощечку, значит- утонули в болоте.
Какая команда быстрее перейдёт болото в полном составе и быстрее?
Обе команды сидят на стульях. Свою обувь они снимают, им завязывают глаза. Обувь перемешивают, и детям надо найти свою обувь, правильно надеть её. Чья команда обуется быстрее, та и победит.
Каждая команда получает по набору одинаковых букв: в, е, е, п, п, а, а, р, р. По сигналу команды должны собрать слово, при этом использовав все буквы.
1 клоун: Сейчас команды должны применить всю свою военную хитрость и придумать, нарисовать шляпу сказочному герою. А соперники должны по шляпе отгадать, для какого сказочного героя придумана эта шляпа и для чего она ему нужна. Командам предлагают вытянуть листок с названием героя. (Змей Горыныч и Колобок).
1 клоун: теперь мы проведём интеллектуальный конкурс: Необходимо разделить циферблат часов так, чтобы во всех частях сумма чисел была одинаковая. Кто раньше и правильно выполнит задания?
1 клоун: Проверим, каково взаимопонимание в команде? Прислушиваетесь ли вы друг к другу, понимаете ли вы друг друга? Условия конкурса таковы: первый участник читает слово на листочке и, не употребляя однокоренных слов, пытается объяснить команде, что же это за слово. Команда должна назвать слово правильно. Время засекается. Выиграет та команда, которая справится с заданием за более короткий срок. (слова для команд: директор, зоопарк).
1 клоун: Мы думали и веселились
И даже спорили порой.
Но очень подружились
За нашею игрой.
2 клоун:
всем спасибо за внимание,
за задор и звонкий смех,
за огонь соревнованья,
обеспечившей успех.
До новых встреч!
Жюри: Итак, закончился наш конкурс, в итоге победила команда……..
1 клоун: Побеждённые! Снимите свои шляпы перед победителями! Победители! Бросайте шляпы в воздух! 
Классный час «Что такое власть?»
Здравствуйте ребята! Много, много лет, сколько живёт человек, он мечтает, чтобы дети слушались родителей, младшие уважали старших, чтобы не было начальников и подчиненных, богатых и бедных, чтобы все были равны. Но мир сам по себе многообразен, в нем есть слабые и сильные, способные и не очень, есть маленькие и взрослые, поэтому нужен механизм который бы регулировал отношения между различными группами общества. Вот об этом механизме мы и поговорим.
Что такое власть?
Сегодня мы с вами попробуем ответить на этот вопрос, а также покажем различные формы власти в обществе, сравним их и определим, чем же они отличаются друг от друга и что у них общего.
Эпиграфом сегодняшнего занятия будет высказывание римского философа Сенеки.
«Повелевать собой – величайшая власть»
Каждой группе дано опережающее задание: подготовить минисценку, которая отражает какую-либо форму власти.
1. «Родительская власть»
Н а столе лежат учебники и тетради. За столом сидит ребёнок и учит уроки. Вдруг звонит телефон.
Уч. «Привет! Что делаю? Уроки учу. Да ты что! И что много собралось? Ладно, сейчас иду!» девочка встает из-за стола, собираясь идти на улицу.
В комнату входит мама: «Ты куда собралась?»
Д. «На улицу, там уже все наши собрались».
М. «Ты же уроки не сделала».
Д. «Да ну их, нам почти ничего не задали. Я потом сделаю, когда погуляю»
М. «Так, ты никуда не пойдёшь, пока не выполнишь все дом. Задания, и не забудь мне показать!»
Д. «Мам, ну мам, я потом обязательно все сделаю»
М. «Иди и делай уроки, а не то отцу позвоню. О н с тобой по другому поговорит».
Девочка уныло садится за стол.
Вопрос учителя: Ребята какая власть нам была продемонстрирована?
Родительская власть (на экране появляется схема: виды власти: родительская, остальные ячейки пока пустые).
Вопрос: А как вы определили, что это было проявление власти? (Девочка подчинилась маме и не пошла на улицу, хотя очень хотела. Она сделала так как хотела мама.
Учитель: правильно – власть – это возможность повелевать другими. А как вы думаете, почему дочь подчинилась маме? (Мама имеет право, потому что отвечает за дочь).
Уч. Правильно. Это право закреплено в Конституции РФ. (зачитывает статьи из Конституции. № 38 п.2, № 43 п. 4).
Уч. Есть еще один документ, который подтверждает право родителей повелевать детям – это «Семейный Кодекс» (читают статьи).
Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.
Родители имеют право и обязанности воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы образования детей.
Уч. «Только ли этот закон заставляет ребёнка подчиниться родителям?»
Ученики: «Нет, не Толькою Родительская власть может опираться на любовь и уважение к родителям. Некоторые родители силой наказывают детей».
Уч. «Всё правильно, источниками власти могут быть: сила, богатство, авторитет, традиции». Покажите нам атрибуты родительской власти (изображения:ремень, кошелёк и др.и помещают их на схему).
УЧ. Теперь дадим полное определение власти:
Власть – это возможность влиять на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, закона, насилия, богатства».
2. Учительская власть.
Звенит звонок. Входит учитель: «Здравствуйте ребята, садитесь». Садится сам. «Отвечать пойдёт (имя). Выходит нерадивый ученик.
Уч. «Расскажи мне о…
Ученик: «Э…у…а…(отвечает неправильно(
Уч. «Дети, как вы думаете, он правильно ответил?»
Ученики: «Нет, ….»
Учитель ученику: Плохо (имя). Садись – два!. Завтра останешься после уроков и пресдашь мне всю тему, а не то вызову родителей в школу!»
Учитель: «Ребята, вы узнали эту форму власти?» (Учительская)
«Почему учитель имеет право сказать, что нужно делать ученику?»
Дети: «потому, что учитель болше знает, он отвечает за ученика».
Уч. А как вы думаете, есть такие документы, которые могут подтвердить право учителя?»
ДЕТИ: «Устав школы»
Уч. «А ещ1 есть Закон об образовании, где прописаны все права и обязанности, как учеников, так и учителей. А вот ещё один вопрос: а какая власть похожа на учительскую?»
Д. «Власть начальника над подчинённым» (помогают родители). Такая власть называется административной.
Уч. Покажите, какие атрибуты учительской власти вы выделили? (указка, оценка, дневник, журнал. Объясняют свой выбор)
3. «Военная власть»
За столом сидит старший по званию офицер, читает донесение из штаба.
Заходит младший по званию: «Разрешите войти?»
Майор: «Входите».
МЛ. лейтенант: «Товарищ майор, лейтенент …..по вашему приказанию прибыл!»
Майор: «Поступило донесение из штаба, что на нашу территорию высадился условный противник. Ваша задача – выявить противника и уничтожить. Выполняйте приказание».
Мл. «Есть выполнять приказание!».
УЧ. «Какую власть нам продемонстрировали?» (Власть военных)
Почему лейтенант ответил «есть выполнять приказ»?
Д. «Потому что он младше по званию.
А в каком документе прописаны отношения военных?
Д. « В воинском уставе». Читают выдержки из «Воинского устава».
Дисциплинарный Устав Вооружённых Сил Российской Федерации».
Глава 1. Общие положения.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его беззеаветной преданности своему народу. Основным методом воспитания у военнослужащих высокой дисциплинированности является убеждение. Однако убеждение не исключает применения мер принуждения к тем, кто недобросовестно относится к выполнению своего воинского долга.
Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
- быть верным воинской присяге, строго соблюдать Конституцию и законы РФ;
- выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;
- стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;
- быть бдительным, сторого хранить военную тайну, поддерживать определённые воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;
- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и войсковой вежливости;
- с достоинством вести себя в общественных местах не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Высокая воинская дисциплина достигается:
- воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и осознанного повиновения командирам (начальникам);
- личной ответственностью каждого военнослужащего зха выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
- поддержанием в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгим соблюдением распорядка дня всеми военнослужащими;
Четкой организацией боевой готовности и полным охватом ею личного состава;
- повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчинённым и контролем за их исполнительностью.
УЧ. Нам всем не терпится увидеть, какими же атрибутами власти обладают военные. (оружие, погоны, элементы формы, и классифицируют их).
4. Государственная власть.
За столом сидит судья и ударяет молоточком по солоу.
Секретарь: «Встать! Суд идёт!»
Судья: «Слушается дело о признании государственной власти выше всякой другой власти». На рассмотрение дела приглашены представители родительской власти, власти военной и власти учителей» в ходе заседания будут рассмотрены такие документы как Конституция, выдержки из Семейного Кодекса и Воинского Устава. В качестве свидетелей приглашаются все присутствующие.»
УЧ. О какой власти идёт речь? (судебной)
Кто может осуществлять судебную власть? (государство).
А какую ещё власть может осуществлять государство? (законодательную и исполнительную).
Теперь найдем в Конституции РФ те статьи, которые указывают, какие государственные органы осуществляют государственную власть ( Глава 5. ст. 94 п. 1.)
Показывают атрибуты государственной власти (корона, скипетр, держава, Конституция и классифицируют их)
Уч. А теперь представьте на минуту, что вы попали в мир где нет никакой власти. Каким этот мир представляется вам? ( в нем нет порядка, каждый делает что хочет, вокруг хитрят, воруют, дерутся, выясняют отношения).
Может кто-нибудь знает как называется положение, когда практически нет никакой власти? (период безвластия называется анархией).
А теперь, выполним следующие упражнения: определим, к каим видам власти относится следующее её проявление:
Директор фабрики написал приказ об увольнении работника (административная)
парламент принимает закон о государственной границе (государственная законодательная)
Суд выносит приговор человекцу совершившему кражу (государственная судебная).
Мама запрещает дочери гулять допоздна (родительская).
Учитель велел записать правило в тетрадь (учительская).
В сказочной стране «Хотейка» каждый делал то что желал. (анархия).
И в качестве закрепления проведём еще один конкурс, литературный:
Вопрос первый: В каких сказках, других литературных произведениях были отражены персонажи, которые очень хотели властвовать?
Сказки: «Золотой ключик» - Карабас – Барабас (символ – плётка)
«Сказка о рыбаке и рыбке» старуха – золотая рыбка.
«Снежная королева» символ – осколки зеркала троллей.
«По щучьему велению» Емеля – щука.
Вопрос второй: Ребята к теме власти обращались многие мыслители, писатели. Каждая группа должна была приготовить высказывания о своей форме власти (пословицы, поговорки) Остальные слушают и определяют правильно ли подобраны высказывания.
Пословицы и поговорки.
1. Государственная власть.
«Где власть народа, там победа и свобода» (Солон)
«Однажды Конфуций проезжал неподалёку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы Конфуций слушал её рыдания. А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил её: «Вы так убиваетесь, похоже скорбите не впервой?» «так оно и есть» - ответила она: «Когда-то от когтей тигра погиб мой свёкор. После от них же погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын». «От чего же вы не покинете эти места?» спросил Конфуций. «здесь нет жёстких властей» - ответила женщина. «Запомни это, ученик» - сказал Конфуций. «жестокая власть – свирепее тигра».
«Там где великие мудрецы имеют власть, подданные на замечают их существования. Там где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает чаще привязан к ним, хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие – народ их презирает» (Лао – дзы).
«Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека)
«Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному – власть» (Пифагор).
2. Военная власть.
«На штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть» (испанская поговорка)
«Только тогда принимай в руки власть, когда научищься повиноваться»
«Воеводская просьба – все равно, что приказ» (русская поговорка)
3. Учительская власть.
«Школные учителя обладают властью, о которой премьер – министрам остается только мечтать» (У. Черчилль)
« не может управлять другим тот, кто не в состоянии справиться с самим собой» (английская пословица)
4. Родительская власть.
«Малые погрешности кажутся большими, если они обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть» (Плутарх)
«Отец сына не на худо учит» (русская пословица)
«Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает» (русская пословица).
Уч. А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. Почему Сенека считал, что повелевать собой – это величайшая власть?
Д. наверное потому, что управлять собой труднее всего. Трудно преодолеть собственную лень. Приведите примеры из собственной жизни или литературных героев.