СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Символика РФ"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Символика РФ"»

г. Южно-Сухокумск





О ткрытый классный час в 4 «б» классе

на тему: «Государственная символика России»















Подготовила: Кадырова Л.Б.







2012г.

Цели:

  • формировать системные представления о государственных символах России;

  • воспитывать чувство любви к родному Отечеству;

  • показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России,

  • формировать активную позицию гражданина России.

Оборудование:

  • презентация;

  • карта РФ;

  • фонограмма гимна России;

  • акварельные краски (красная, синяя);

  • кусочки поролона.































Ход классного часа.

  1. Инициация.

Звучит мелодичная, медленная музыка, похожая на русские народные  песни. Ученик читает стихотворение:



С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.



А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать?
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Учитель:  Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

(Ответы учащихся, они зачитывают отрывки лучших сочинений)

«Родина – это…»

  • Это и великая страна с великой историей.

  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос.

  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков.

  • Где ты познал первые радости и неудачи.


  1. Основная часть.

Учитель:

  – Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина. Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это – то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа.  Сегодня мы с вами поговорим о  её  историческом прошлом, о её государственных  символах. Будем узнавать что-то новое, делиться знаниями со своими друзьями, принимать участие во всех заданиях.   

Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас. Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – Россия…Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Прохлада реки. Это – Россия. Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»? А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа?



Работа по стихотворению И.С.Никитина «Русь».

Учитель: Послушайте стихотворение русского поэта Ивана Никитина.



И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Как вы думаете, мог ли своё стихотворение русский поэт Иван Никитин назвать словом Родина, Русь? (Ответы детей)

Почему поэт называет Русь матерью? (Ответы детей)



Работа с пословицами.



Учитель:

Одна у человека мать, одна у него и Родина. Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

  • Нет в мире краше Родины нашей.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Везде хорошо, но милее Родины нет.

  • На чужой стороне и весна не красна.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.



















































































1 Уч-ся:

На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
От белых льдов до тёплых рек Раскинулась она!

2 Уч-ся:

И на свете много разных стран,
Но есть одна страна – Её мы Родиной зовём И Родина – Одна!



Учитель:

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников Россия или РФ.)

1 Уч-ся и 2 Уч-ся:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Учитель:

Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами,  национальности у них разные. Россия – единое многонациональное  демократическое государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране.  И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

 Кто из вас, ребята знает, откуда появилось такое название – «Россия»?

От чего произошло слово «Родина»?



3 Уч-ся:

Название – "Россия" в стародавние времена ее называли Русью. Слово "Русь", как полагают некоторые ученые, произошло от слова "русло". Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений.
Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово "россияне", а страна, где они живут, – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.



4 Уч-ся:

Слово «Родина» произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода.







Учитель:

Наше государство крепло и росло. С каждым годом, с каждым веком Русь, а потом и Россия становилась самым могучим, самым богатым государством. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

- Какие символы страны вам известны? (Ответы детей)

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн.















































Так говоря о Париже, мы представляем - Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или - небоскрёбы. Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это - символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного - солдата – это тоже символы России. Послушайте, о каком символе пойдёт речь сейчас?

- Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах. (Герб).

- Что вы знаете о гербе России? (Ответы детей).

Русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван III объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.















































Иван III женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван III решил, что и на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

- Но почему у орла две головы?

Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

- Что нового узнали о гербе РФ?

Послушайте и определите, о чём сейчас пойдёт речь?

- Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн).

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну. И этим летом на Олимпийских играх в Лондоне гимн России звучал … раза. Почему? При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Прослушайте Гимн России стоя.

Прослушивание гимна РФ

5 Уч-ся:

Величаво и спокойно гимн России прозвучал,

Каждый слушал тихо стоя, затаил дыханье зал.

С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.

Эту музыку по жизни в нашем сердце пронесем.



Учитель:

- Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову.
О каком символе говорю сейчас?

- Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг). Что вы знаете о флаге России? (Ответы детей)

У каждой страны есть свой флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают при спортивных победах. Например, за время последних Олимпийских игр в Лондоне наш флаг был поднят … раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены. Как выглядит наш флаг? (Ответы детей)

У России флаг трёхцветный. Что же означает каждый из них?

Белый цвет – цвет мира, чистоты. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны.

Синий цвет – вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет – цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость.

Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.

Кроме таких государственных символах, как герб, флаг и гимн у нашего государства есть Конституция. В нашей стране много законов, но основные законы нашего  государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в  Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово "Конституция" пишется с большой буквы.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря  1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу   государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что    Россия – дружная семья равноправных народов. А еще в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано  в Конституции.          

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации: "…государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям". И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано...

Вы, конечно, ещё дети, но уже настоящие граждане своей Родины. Главное, что мы должны знать из нашей Конституции это наши права и обязанности.

Права:                                                 Обязанности:

на жизнь;                                                защищать Родину;
на отдых;                                                 соблюдать законы;
на образование;                                          охранять природу 
на помощь;                                              платить налоги. 
на защиту чести и достоинства.



3. Итог занятия, обобщение.

Учитель:

А сейчас, в качестве закрепления, предлагаю разгадать кроссворд «Символика России».

Кроссворд «Символика России».

1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

4.Как иначе называется флаг? (Знамя)

5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

6.Жезл – символ власти – это …(Скипетр)

7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)

9.Столица нашей Родины. (Москва)

10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

Учитель:

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас. Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.

Стихотворения о символах Российского государства.

Герб России

У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

О  Гимне  Российской  Федерации.

Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом, растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Д ля счастья народа, любви, красоты!














Российский флаг 

Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет – для всех нас знак.

Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
Стойкость, жертвенность, отвага –
Смысл такого цвета флага.

Синий цвет на флаге – верность,
Твердость духа, неизменность,
Доброта, простосердечье,
Что людьми ценились вечно.

Белый – это чистота,
Благородство, высота.
Светлых Ангелов привет
Означает белый цвет.

Трех цветов Российский флаг.
Многоценен этот стяг!
Он – в столице над Кремлем,
Греет всех своим теплом.

Это – флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.

Предки, крепкие в борьбе,
Возвещают о себе.
Значит, выстоим и мы –
Милой Родины сыны.

Знамя верное у нас –
Мы не дрогнем в страшный час!

  1. Практическая работа

На доске прикреплён большой ватман, разлинованный на три равные горизонтальные полосы. На нижней и средней полосе листа парафином заранее написаны имена детей класса, учителя.

Мальчикам предлагаю кусочками поролона закрасить среднюю полосу синей краской, а верхнюю полоску оставить белой. Девочки закрашивают нижнюю полосу красным цветом. При закрашивании нижней и средней полос проявляются буквы, которые обозначают имена учащихся. Прочитав свои имена, они удивлены, приходят к выводу, что получилось изображение флага России, на котором написаны их собственные имена.





























Учитель:

– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, с уважением относиться к государственным символам страны, гордиться достижениями своего народа.



6 Уч-ся:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!



7 Уч-ся:

Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела

Давайте родину любить!



Давайте Родину любить,
Как любят США американцы,
Свою Отчизну возносить
В великолепии и глянце.

Давайте Родину любить
В расцвета дни и в дни упадка,
С её судьбой свою делить
На сто процентов, без остатка.

Не очернять и грязь не лить,
Хоть за глаза, хоть в жарких спорах.
Ей лишь прекрасное дарить
На всех раскинутых просторах.

Беречь её от злых идей,
Что сеют нищету и войны,
Чтоб жизнь была прекрасна в ней
И высшей степени достойна.

Не на словах её любить,
А совесть вкладывая в дело.
Душою пламенно служить
Без показухи и всецело.

Чтоб имя светлое её
Мир и величье означало,
И в доказательство того,
Всех на планете согревало.























Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».



У моей России длинные косички,
у моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная –
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего ж на маму ты мою похожа.

Припев.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Учитель:

Наш классный час хотелось бы закончить словами поэта И.Северянина

О России петь, что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!