СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Символы России"»








Классный час


Тема: «Символы России»












Подготовила:

учитель

начальных классов

Цвиркунова В.А.







Тема: СИМВОЛЫ РОССИИ.



Цель: дать общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг». Рассказать о современной государственной символике.

Планируемые результаты: учащиеся получат общее представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг». Рассказать о современной государственной символике.


1. Обучающие:

1. 1. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие «Родина».

1.2. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.

2. Развивающие:

1.1. Развитие познавательного интереса к историческому наследию прошлого России, эмоционально - патриотического восприятия символики России, чувства любви и гордости к Отечеству.

1.2. Развивать у детей умение соотносить действия и события прошлого с современностью, делать умозаключения, выводы

1.3. Развивать память, коммуникативные навыки, творческое воображение.

3. Воспитывающие:

1.1. Воспитание познавательного интереса и уважения к символам России.

1.2. Воспитание эмоционально-чувственного отношения к музыке.

Формирование УУД

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 Регулятивные УУД:

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;                                                                    

 - умение определять успешность своего задания.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из  иллюстраций;

- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них территорию России;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными   

   задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Методические приемы:

Беседа - обращение к личному опыту детей.

Слушание гимна (средство привития гордости за Отечество)

Изучение флага и герба - символов России.

Творческая работа с использованием практического опыта детей работы с трафаретом.


Оборудование: изображения флага и герба России, слова текста гимна, шаблоны. Учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир» 2кл. УМК «Ассоциация 21 век», 2013г.


ХОД УРОКА


  1. Символы государства

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Учитель: - Сегодня у нас очень важный урок . Перед вами школа открыла свои двери, предлагает открыть тайны знаний. Вооружить вас умениями учиться. А всё это стало возможным благодаря тому, что мы живем в замечательном государстве. Стране, в которой о детях заботятся.

Учитель: - Дети! Поднимите руки, кто знает имя и отчество своей мамы, и может его назвать. (Ответы детей.)

Учитель: - Так же четко вы должны знать и название своей страны, родины. (Слайд 1)

Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Учитель: - У каждого человека есть слова, которые вызывают сильные чувства. Есть такое слово и у русского народа. Это слово - «Родина».

Учитель: - А что такое Родина? (Родина - это мой дом, город в котором я живу. . . ) (Слайд 2)

- Верно. Родина - это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский дом. Это - твоя страна.

Учитель: - А как называется наша страна? (Россия)

- Найдите ее на глобусе. Посмотрите, какая она большая. (Учебники у детей. Посмотрите на карту России).

Учитель: - Какие вы знаете символы нашей Родины?(Флаг, герб, гимн).

-У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн.


II. Российский герб

Учитель: - Кто знает значение слова «герб»? (Слайд 3)

Учитель: - У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей родины – России.

Учитель: - Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Слайд 4)

Дети: - Щит.

Учитель: - В поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла-скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Учитель: - Где мы можем увидеть изображение герба?

Дети: - На пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы.

Святой Георгий Победоносец (Слайд 5)

Учитель: - Как называют всадника, изображенного на гербе?

- Что вы о нем знаете?

Учитель: - Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. Его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змия. Царь-отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего корьем змея, является гербом, т.е. отличительным знаком Москвы – столицы России.

Учитель: - Посмотрите на карту, покажите столицу России.

Таким образом, на Российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия – символ зла.


Двуглавый орел (Слайд 6 )

Учитель: - На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно?

Дети: - У орла две головы.

Учитель: - Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

Учитель: - Крылья орла подняты – почему?

Дети: - Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

III. Государственный флаг (Слайд 7)

Учитель: - История флага России началась очень давно.

Вместо флага люди тогда использовали шест, т.е. ровную палку. К верхушке шеста привязывали пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Затем стяги стали делать из ткани и стали называться - знамена.

Знамена имели тогда разные цвета: зеленый, желтый, красный, сиреневый, оранжевый и др. Именно в 17 веке слава защитника Руси, который превратил Россию в крепкую, сильную страну, досталась Петру 1. Именно он, во времена походов российских морских кораблей ввел для них единый флаг, который стал флагом России.

 Царь Петр I принял указ. (Звучит запись фонфар) ( Слайд 8 )

У К А З

Я, царь Всея Руси, ПЁТР I,

Приказываю считать флаг России,

Состоящих из горизонтальных полос:

Белого, лазоревого и алого цвета –

Официальным, национальным флагом

Российской федерации”.

Днем рождения бело-сине-красного флага считают 20 января 1705г.


Учитель: - Какую форму имеет флаг?

Дети: - Прямоугольную форму.

- Из скольких полос состоит флаг?

- Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг?

Дети: - Знамя.

Учитель: - Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – Голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение. Поскольку указывали местонахождение военноначальников и отдельных отрядов.

Учитель: - Какие цвета вы видите на нашем флаге?

Дети: - Белый, синий, красный.

- Эти цвета не случайно появились на нашем флаге.

- Что означает белый цвет?

Дети: - Мир, чистоту, доброту.

- Что означает синий цвет?

Дети: - Надежду, веру, верность.

- Что означает красный цвет?

Дети: - - Смелость, честность, храбрость.

- Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого , синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Учитель: - Когда поднимают флаг?

Дети: - Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Учитель: - Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более трехсот лет!

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!


ФИЗМИНУТКА.

Я, ты, он, она,

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых,

В городах и сёлах.


Практическая работа. (Приложение 1)

Учитель: - Какая фигура лежит у вас на столе?






Учитель: - Сколько полос? Что она напоминает?

Учитель: - Сейчас раскрасьте фигуру, которая напоминает флаг.







IV. Государственный гимн. ( Сайд 9 )

Учитель: - О каком символе России мы еще не поговорили?

Дети: - Гимн.

Учитель: - А вы знаете, что такое гимн? Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях. Каких?

- Мы знаем, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях.

Учитель: - Зачем же это делают?

Дети: - Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен.

Учитель: - Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Наш гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет. ( Слайд 10)



ИСПОЛНЕНИЕ ГИМНА. ( Слайд 11)


V. Рефлексия. ( Слайд 12)

Встанем утром рано, 
Выглянем в окно.
 
Смотрит с неба солнце
Светит нам оно.
 
Всё, что ясным утром
Видно из окна –
 
Это наша Родина,
Родная сторона.

(Л. Некрасова)



Учитель: - Что самое главное вы поняли сегодня? Все люди должны знать символы России, ведь мы её граждане. Мы должны с уважением относиться к символам родины, любить свою страну и все делать для ее процветания.

Вы - будущее нашей страны, от вас зависит будущее страны.

Мы любимой Родины молодые граждане, школьники и школьницы – дружная семья.

Учитель: - Спасибо за работу на уроке. Поделитесь новыми знаниями со своими друзьями.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!