Тема. «Сочувствие, чуткость и отзывчивость».
Цель: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Задачи:
-помочь учащимся раскрыть смысл слов «сочувствие», «чуткость», «отзывчивость»;
-формировать универсальные учебные действия:
познавательные:
-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
-обосновывать свое мнение.
коммуникативные:
-слушать собеседника.
-строить понятные для собеседника высказывания
-договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
-учитывать другие мнения.
регулятивные:
-осуществлять самооценку.
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
-дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Сценарий занятия
1. Вызов
-С помощью ладошек поделимся теплом своего сердца, постараемся создать
доброжелательную обстановку.
-Предлагаю вам задание, нужно слова разделить на группы, объяснить, почему именно так разделили.
(Дети работают в группе.)
-Представьте, что у вас получилось. Объясните, почему разделили именно так? (положительные, отрицательные качества человека.)
-У какой группы иначе?
-Обратимся к положительным качествам человека. Слайд
-Поставив слова в определённом порядке получится тема классного часа. Прочтите.
2.Осмысление
- Ребята, а что, по-вашему, означают слова «сочувствие», «чуткость», «отзывчивость»? Слайд
Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно к горестному.
Чуткость – качество человека, помогающее ему быть внимательным к людям. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание.
Отзывчивость - готовность помочь другому.
-Спасибо за ваши искренние слова! Сейчас я познакомлю вас с одной историей, которую написала Валентина Осеева.
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе...
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье...
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая...
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка... Муся, у нас в кухне стоит чайник...
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
-Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться по прослушанному произведению? (ответы детей).
- Поразмышляйте, чему учит эта история? (ответы детей)
- Подумайте, а как бы вы поступили? (ответы детей)
3.Рефлексия
-Как вы считаете, легко ли быть чутким, сочувствующим, отзывчивым? (ответы детей)
-Быть чутким и отзывчивым одновременно легко, и совсем не просто.
-Предлагаю вам придумать правила, чтобы оставаться чутким, отзывчивым, внимательными к окружающим вас людям.
Слайд
Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
Предлагай свою помощь, а не жди просьбы о помощи.
Слайд
-Я прошу вас, сейчас записать на стикерах продолжение предложения «По отношению к людям я …» (какой?).
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Я желаю, чтобы в жизни вам встречались отзывчивые и чуткие люди! И вы помните, что нужно относиться к людям так, как хотите, чтобы они относились к вам!
-Прикрепите стикеры на плакат. Посмотрите, получился портрет вашего класса. Ваш класс …(зачитываю)
-До встречи!