Классный час для учащихся 9 – 11 классов
Тема: «Сон разума рождает чудовищ»
(Профилактика религиозного экстремизма).
Цели: 1) сформировать у учеников отрицательное отношение к экстремизму, терроризму;
2) сообщить об опасности терроризма, экстремизма; рассказать о мерах предосторожности.
Вступление.
«Знаете ли вы этого человека?»
(слайд № 1: портрет актёра Талгата Нигматуллина)
Наверное, не знаете. Может, вам знакома эта женщина?
(слайд № 2: портрет Венеры Нигматуллиной)
Лицо знакомо, но не помните. Тогда, возможно, по телерекламе вы хорошо знаете эту актрису?
(слайд № 3: фото Линды Нигматуллиной)
Их объединяет одна фамилия, Линда – дочь Талгата и Венеры Нигматуллиных.
(слайд № 4)
Правда, красивый мужчина был? Был… (слайд № 5)
В феврале 1985 года на вильнюсскую станцию «скорой помощи» поступило сообщение о том, что на улице Ленина умер человек. Прибывшие врачи обнаружили на теле Талгата Нигматуллина 119 ран, из них 22 - в области головы.
...И тогда, и спустя много лет после трагедии, люди, лично знавшие Талгата, терзались вопросом: как могло получиться, что чемпион по каратэ дал забить себя насмерть?..
Герой популярных кинобоевиков, супермен и духовный искатель, чемпион Узбекистана по каратэ, поэт, сценарист, режиссер, он был настоящим кумиром молодежи 80-х. (слайд № 6 кадры из фильмов)
Известно, что во время следствия в личных вещах Нигматуллина обнаружили записку с цитатой индийского философа Джидду Кришнамурти: «Учителя бьют своих учеников. Даже выбрасывают их из окон. Но надо помнить: они не гневаются. Это лишь часть их сочувствия. Ведь если бы они гневались, все было бы утеряно... Когда Учитель бьет ученика, тот принимает это с благодарностью. С тех пор, как Учитель изобьет ученика, тот становится главным учеником...»
Талгат слишком верил Абаю, выдававшему себя за Учителя, и в ту ночь не сопротивлялся зверскому избиению, думая, что все это должно обязательно прекратиться. Его простят и полюбят еще больше. Но оказалось не так.
Вячеслав Ахунов вспоминает: Однажды Талгат пригласил меня к себе домой с восторженным предупреждением: "Я хочу познакомить тебя со своим Учителем!..» Так я впервые увидел Абая. Преступную организацию, созданную им, советские власти потом назвали сектой.
2. Понятие о секте.
«Секта» (слайд № 7)
- За сегодняшнюю встречу уже несколько раз промелькнуло понятие «секта». Что же это такое? Канадская организация “Инфо-Калт” (Info-Cult) распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект:
(слайд 8)
“Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов “.
Вопросы учащимся
Как Вы думаете, ребята, как люди попадают в секты?
Предполагаемые ответы:
-В минуты слабости и горя
- Это просто слабые духом люди, ищут поддержку, общения
- Может это люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!
3. Понятие о терроризме.
Слово учителя:
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.
(слайд № 9)
На сегодняшний день насчитывается более 100 определений терроризма. Слово «терроризм» («террор») широко распространённое. Оно пришло из латинского языка: terror – страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «терроризировать», «держать в повиновении», «запугивать», «творить расправу».
«Толковый словарь» В.И.Даля трактует терроризм как стремление устрашать смертью, казнью, угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами.
(слайд № 10- 11)
Каждый из вас хотя бы раз слышал о терактах. В мою память глубоко врезались события, происходившие 1 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… Всё это описывается в композиции группы «Каста» «Беслан. Северная Осетия». Давайте
послушаем её (звучит песня).
4. Экстремизм.
Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности.
В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.
Как вы думаете, какова цель действий террористов? (Ответы учеников).
Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы; разрушают материальные и духовные ценности, не поддающиеся восстановлению; сеют вражду между государствами и народами; провоцируют войны.
Терроризм может превратить в жертву всё общество!
Терроризм – это насилие, содержащее в себе угрозу другого, более жестокого насилия, для того, чтобы вызвать панику, внушить страх, разрушить государственный порядок, заставить противника принять желаемое решение.
(слайд № 12)
В последнее время разные эксперты (из области юриспруденции, медицины, психологии, политологии) стали уделять много внимания изучению облика, портрета террориста.
Выделяют три типа террористов:
1) политики-экстремисты, т.е. люди, недовольные государственной властью и в связи с этим устраивающие теракты, агрессивные митинги, шествия, обстрелы.
2) религиозные фанатики (считают свою веру, убеждения «чистыми» и правильными, а всех остальных – «неверными»)
3) психопатические личности (из них делают смертников).
В современных условиях возрастает опасность совершения актов «технологического» терроризма: использование или угроза применения ядерного, химического и бактериологического оружия. Опасен информационный (электронный, компьютерный) терроризм, поскольку современное общество, в т.ч. оборона, деятельность спецслужб и правоохранительных органов, банковское дело, работа транспорта в значительной степени зависят от электронных баз данных и передаваемой информации.
5. Как уберечься от терроризма?
Ребята, как вы думаете, что нужно, чтобы обезопасить себя от столь ужасного явления, как терроризм? (Ответы учеников).
(слайд № 13)
Вы во многом правы: не стоит знакомиться с подозрительными людьми (странное поведение, одежда, речь); не надо приближаться к бесхозным предметам (чужим сумкам, пакетам, вещам и т.д.); следует уделять больше внимания собственной национальной культуре (традиции, религия, памятники).
Ребята, помните, что идеология терроризма и экстремизма – это подмена принятых в нормальном обществе ценностей, понятий о справедливости и чести.
Начинается все порой невинно: вам внушают, что девушки должны придерживаться определенных правил в одежде, что истинный мусульманин должен читать намаз, но дальше – больше: всякий не мусульманин – твой враг, все инаковерующие должны быть уничтожены.
(слайд № 14 – 15 – 16)
Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в который человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав который, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби».
- Не секрет, что сегодня все больше, и больше молодежи принимает ту или иную религию. Может это порывы сердца, а может своеобразная дань моде.
Но сегодня перед молодежью, принявшей религию, встает еще вопрос, как и в кого надо верить, так как, к сожалению, миссионеров, распространяющих религию, много.
Советую не доверять людям, пытающим проповедовать прямо на улице или в гостях то или иное течение, а также объявлениям на остановках, приглашающим на работу с высокооплачиваемой зарплатой.
Понятия «традиционная» и «нетрадиционная» религия, «секта» разного направления, целью которых является вовлечение людей в экстремистские группы.
(слайды № 17 – 18)
Причины возникновения экстремизма (слайд 19)
социально-экономические кризисы,
резкое падение жизненного уровня основной массы населения,
деформации политических институтов и структур,
тоталитарный характер режимов,
подавления властями оппозиции,
преследование инакомыслия,
политические амбиции лидеров социальных и политических групп
6. Религиозный экстремизм (слайд 20)
Ребята, проявляется религиозный терроризм и экстремизм не где-то на Востоке, в арабских странах, вспомните события недавнего прошлого в нашем городе…
(слайд 21 – 22)
А ведь эти люди жили рядом с нами, учились в наших школах, играли в футбол, решали алгебру, бегали в парк, были такие же…но стали террористами. Они родились террористами, они стали ими, потому что их разум спал, они оказались зомбированными религиозными миссионерами. Сон разума рождает чудовищ!
(слайд 23)
7. Заключение: (слайд 24)
- Ребята, слово «религия» в переводе означает «вера человека в сверхъестественное». В нашем понимании, это вера в Бога, а Бог идеален, а значит человек, принимая религию, принимая все божественное, сам должен стремится быть идеалом для окружающих. Само собой это очень трудно, это колоссальная работа над собой не одного дня, а всей жизни, но он должен стремится к прекрасному, ибо он «верующий». Отсюда следует, прежде чем прислушиваться к кому-либо, подумайте хорошо, понаблюдайте, соответствуют ли слова Вашего собеседника его поведению, внешнему виду? Оцените его речь, интеллект, культуру. Главное, проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Знайте! слишком много людей оказалось вовлеченными в секты из-за чрезмерной самоуверенности.
Они были убеждены, что смогут держать себя под контролем в любой ситуации и никогда не попадут под чье-то влияние. Так люди начинают курить, ("я-то всегда смогу бросить, когда захочу"), а становятся алкоголиками и наркоманами. Увы, любопытство и чрезмерная самоуверенность привели к трагическому концу очень многих людей. Давайте не будем поддаваться этим искушениям. А если кто-то все-таки смог внушить вам доверие, не спешите с принятием решения: спросите совета у родителей, классных руководителей: они всегда рядом с Вами.
Будьте осторожны и разумны! Не дайте разуму уснуть!