Тема занятия. Откуда берётся и куда девается мусор? Сортировка мусора.
Девиз: В природе нет мусора, нет отходов,
Давайте учиться, друзья, у природы!
Цели урока: создать условия для формирования представления об
источниках бытового мусора и о способах его утилизации; убедить в
необходимости соблюдения чистоты дома, в городе, на природе.
Планируемые результаты: осознание учащимися необходимости
соблюдать чистоту; освоение первичных навыков совместной работы.
Учебные задачи
личностные: содействовать осознанию учащимися ценности
изучаемой темы через решение экологической проблемы; осознать
значимость своей деятельности в малых группах, обеспечить
мотивацию учебной деятельности
предметные: организовать деятельность учащихся по выбору
средств и способов деятельности для определения источника
возникновения мусора и его утилизацию.
метапредметные: содействовать пониманию учебной задачи урока
и стремлению её выполнить и оценить свои достижения;
организовать поиск нужной информации через чтение текстов,
формировать элементы учебного сотрудничества через обсуждение
в группах необходимости раздельного сбора мусора; умение строить
речевые высказывания.
Оборудование урока: кукольный театр, цветок ромашки с
лепестками-вопросами, , упаковки от
продуктов ( бумажные, стеклянные, пластмассовые, металлические),
4 мусорные корзинки с надписями: бумажные,
пищевые, пластмассовые, металлические предметы.
Ход занятия
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
(УУД: внутренняя потребность включения в учебную деятельность-
« хочу»; волевая саморегуляция, планировании учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками)
Учитель: Как приятно сегодня у нас в классе, чистота и порядок. Спасибо
дежурным! В чистом классе и думается легче.
- Дорогие, ребята! Сегодня я пригласила гостей. Пойду, проверю всё ли готово.
II. Самоопределение к учебной деятельности
Кукольный спектакль
(УУД: умение поставить учебную задачу, спланировать свою деятельность,
её результат)
(Слышны напевы. Появляется Лиса.)
- Никого! Я одна съем свою шоколадку. Моя любимая, сейчас открою… Мням…Вкуснятина! Фу, мусор. ( бросает фантик)
Надо запить.(достаёт бутылку молока) (хлюпает, причмокивает)
Выкидывает. (Идёт Волк)
- Здравствуй, Патрикеевна! А что ты тут делаешь?
- Ничего ты не знаешь. Меня в школу пригласили.
- А почему не меня? (волк)
- Я знаешь какая культурная?
- Какая? (волк)
-Вот когда ты поешь, что дальше делать будешь?
- Понятно спать завалюсь. (волк)
- Ой, завалюсь…Учись. Видишь салфетка. Надо аккуратно протереть рот (вытирает, сморкается, выкидывает.)
Вдруг ветер поднимает салфетку и закрывает лицо волка.
- Ой, темно. Свет выключили. Помогите, спасите. Включите свет.
- Успокойся. Я тебя спасла. Какая я умная-благоразумная
Возвращается учитель.
- Что это? А вижу гости пожаловали.
- Это не я это – Волк.
-Это не я, это она – Лиса.
Как докажешь?
- Рот у тебя в шоколаде. (волк)
- Предатель. Ладно сейчас всё уберу в корзину.
- Нет, стой! (волк)
- Что опять не так.
- Ты знаешь, что мусор можно перерабатывать? А собирать его надо в разные баки.
Ребята, а вы знаете? Бумагу, в какой бак? (синий) Пластик – в жёлтый. Металл – в красный. Пищевые и разлагающиеся отходы, в какой? (чёрный)
-Молодцы.
Коллективный отбор самых важных ответов: откуда берётся мусор? и
куда убрать мусор?
На доске появляется тема занятия «Откуда появляется
и куда исчезает мусор?»
- А знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, так
и будет лежать – около двух лет, консервные банки – более 30 лет,
полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
-Вы поняли откуда берётся мусор и куда убрать?
-Давайте отдохнём для того, чтобы приступить к решению этой важной задачи.
Подвижная физминутка
в стихотворной форме
На лугу растут цветы Ветер дует иногда А потом опят встают
Небывалой красоты. Только это не беда. И по- прежнему цветут.
К солнцу тянутся цветы Наклоняются листочки,
С ними потянись и ты. Опускают лепесточки.
Будем работать в парах (Рассаживаются по парам)
III. Усвоение новых знаний и способов действий
(УУД: постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характер; планирование учебного
сотрудничества; умение осознанно и произвольно строить речевое
высказывание; поиски и выделение необходимой информации)
2. Практическая работа
Работа в парах.
- Давайте и мы рассортируем упаковки, которые вы собрали во время
физминутки.( Предлагаются урны с надписями: бумажные, пластиковые,
пищевые, металлические)
-Что можно изготовить из вторсырья?
-А какие полезные вещи вы можете сделать своими руками? .
VI. Итог занятия
Давайте вернёмся к началу и вспомним, что сделала не так Лиса?
Как сделать, чтобы мусора стало меньше?
-Я всё поняла… Чисто не там где убирают, а там где не сорят. (Лиса)
Как сделать так, чтобы мусора было меньше?
Волк - 1. Не бери лишних бумажных пакетов и целлофановых кульков в
магазине, если собираешься их сразу же выбросить.
2. Пиши на обеих сторонах листа бумаги, используй больше материалов
из переработанной макулатуры.
3. Старайся покупать напитки в бутылках, которые можно сдать на
переработку.
4. Избегай покупать товары с большим количеством упаковок и
оберток.
5. Не покупай больше, чем может понадобиться.
6. Одежду, которую ты уже не носишь, отдай нуждающимся.
7. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут кому-нибудь
понадобиться.
V. Рефлексия
(УУД :умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности)
Речевая модель:
Это занятие нам нужно было для того…
Урок навёл меня на размышления о том…
Музыка негромкая. Учитель говорит:
Перед вами модель нашей Земли. Положите её на левую ладошку_ пусть это будут
знания, с которыми вы пришли на урок, накройте её правой ладошкой – это знания,
которые вы получили сегодня, и громко скажите: «ДА».
-Я надеюсь, что после сегодняшнего урока на нашей ЗЕМЛЕ станет на несколько
экологов больше.