СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Тайна имени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час знакомит учащихся со значением их имен; Развивает любознательность;  Зарождает желание узнать больше о своей родословной;  

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Тайна имени"»

Классный час по теме: "Тайна имени"


Цели: 

1) Познакомить учащихся со значением их имен;

2) Развитие, любознательности;

3) Зародить желание узнать больше о своей родословной;


Подготовительная работа: 

1)Подготовка материала по именам учащихся обучающихся в классе;


Вступительное слово учителя.


Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.

Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.

Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. 
Знаете ли вы, что означает ваше имя?





Расскажите нам, почему ваши родители дали вам именно это имя?

(Александр – древнегреческое "защитник людей". К русским принесено христианством из Византии. Стало особенно частым после побед Александра Невского над немецкими "псами-рыцарями". Среди русских мальчиков, рожденных в 1981году, заняло первое место по частоте.

Именины: 8 марта, 28 марта, 29 апреля, 30 апреля, 3 мая, 26 мая, 2 июня, 22 июня, 23 июня, 25 августа, 12 сентября, 4 ноября, 6 декабря, 25 декабря.

Алексей. Древнегреческое алексиа – "защита, помощь", то есть Алексей – "оберегающий". Другое старославянское значение – "божий человек". Имя русским принесено христианством из Византии. Теперь – одно из самых частых.

Именины: 25 февраля, 30 марта, 7 мая, 2 июня, 18 октября, 6 декабря.

Владислав. Общеславянское составное имя " владеющий славой" от слов владеть и слава. К русским пришло из Сербии в XIII веке. Частым не было. Заметное место заняло среди мужских имен благодаря тесным связям с народами социалистических стран (поляками, чехами) после второй мировой войны.

Именины 7 октября.

Ирина – греческое "мир, покой".

Именины: 29 апреля, 18 мая, 26 мая, 1 октября.

Наталья. Имя происходит от латинского наталиа – "рожденная" или "родная". К русским принесено из Византии. Столетиями было одним из распространенных имен, особенно на Украине. В настоящее время широко распространено и в России.

Именины 8 сентября.

Николай. В переводе с древнегреческого – "победитель народов". К русским принесено христианством из Византии, долго оставалось редким. Со свержением Николая II резко пошло на убыль, но сохранилось в сельских местностях. В конце XX века участилось и в городах.

Именины: 6 января, 16 февраля, 17 февраля, 13 марта, 22 мая, 9 августа, 19 декабря.

Нина – древнейшее из существующих у нас имен. Документировано более трех тысяч лет назад в Двуречье (Месопотамия). В Грузии – имя царицы, которая в IV веке н. э. Ввела там христианство, за что ее занесли в "святцы". Может быть, под влиянием присоединения Грузии к России в конце XVIII века имя стало чаще даваться русскими.

Именины 27 января.

Надежда. Имя появилось благодаря выдумке о римлянке – христианке Софии, трех малолетних детей которой подверг пыткам и казни император – истребитель христиан. Доказано, что вся история о трагической участи Надежды и её сестер вымышленная. Мнимое имя греки приняли не в подлиннике, а заменили греческим словом, то же самое проделали русские, заменив словом надежда. Имена Надежда, Вера и Любовь до середины XVIII века оставались без употребления. Только после того, как из правительства изгнали иноземцев, церковь стала внедрять эти имена. Сначала их давали дворянкам, XIX столетии имя стало общенародным. Теперь оно частоупотребимо.

Именины 30 сентября.

Ольга. Принесенное варягами старинное скандинавское хельга – "святая". Точнее – женская форма имени Олег. Стало первым церковным именем русских женщин, но не взято из Византии, подобно другим, в "святцы" вошло благодаря княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из русских приняла христианство, за что церковь объявила ее "святой". Не под новым именем, полученным при крещении, – Елена, а под старым, языческим. Имя пользовалось огромной популярностью. За последние десятилетия XX века удерживало третье место по частоте употребления.

Именины 24 июля.)


1 ученик: Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать".

Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.


2 ученик: Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

1 ученик: С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

2 ученик: Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
.Учитель: А сейчас ребята я предлагаю вам принять участие в викторине "Имена".

1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жоа – португальское, Джон – английское, Юхан – финское).

2) Назовите имена былинных богатырей.

(Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

3) Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).


Учитель: "Зачем человеку имя?" (учащиеся высказывают свое мнение).

Зачем человеку имя? Мы отвечаем уверенно: "Чтобы отличить одного человека от другого".

А мнение это одностороннее. В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко". Различают их именно нарицательные определения: большой, средний, третий, А имена, наоборот, объединяют.

Сколько Карлов перебывало почти на всех престолах зарубежной Европы! Только в Швеции их было пятнадцать. К славянам имя перешло как нарицательное – король.

Кому-то из вас имена давали такие, как у бабушек, дедушек или других родственников.

Значит, имя не только различает людей, но и соединяет их – вводит в один ряд в случаях одноименности.

Сегодня мы убедились, что у каждого из вас благозвучные имена. Кому-то не нравилось свое имя, потому что оно единственное в школе или даже в поселке, или это имя вы считали некрасивым. Однако люди оценивают вас не по вашему имени, а по вашим делам и поступкам.

 Подведение итогов.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.