СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Тайны живой природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Форма проведения - игра.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Тайны живой природы"»

Классный час

«Тайны живой природы»

6 класс


Цели: воспитывать бережное отношение к природным богатствам; способствовать расширению кругозора.


Форма проведения: игра.




Ход мероприятия


Игра проводится в форме состязаний двух команд. Вопросы задаются им поочередно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.


Все обо всем

Каждой команде нужно выбрать правильный ответ.

1. Какая из этих птиц не умеет хорошо плавать?

А) пингвин; Б) буревестник; В) топорик; Г) попугай.

2. Какое из этих животных является рыбой?

А) морская звезда; Б) тюлень; В) лосось; Г) дельфин.

3. Что едят пингвины?

А) водоросли; Б) рыбу; В) останки животных; Г) снег.

4. Для чего крокодилы покрывают свои яйца илом?

А) чтобы спрятать их; Б) чтобы согреть; В) чтобы они не разбились.

5. Какое из этих животных может отказаться от части своего тела?

А) осел; Б) попугай; В) змея; Г) ящерица.

6. Какое из перечисленных мест не годится для зимней спячки?

А) подземная нора; Б) дупло; В) пещера; Г) верхушка дерева.

7. Какой из этих игр обучили медведей?

А) хоккей с шайбой Б) теннис; В) волейбол; Г) регби.

8. Какой из этих животных не ведет ночной образ жизни?

А) еж; Б) соловей; В) орел; Г) мышь.

9. Как долго живет муха?

А) 10 лет; Б) 10 дней; В) 10 часов; Г) 10 недель.

10. Что или кто является причиной приливов и отливов на море?

А) Луна и Солнце; Б) ветер; В) землетрясение; Г) киты.

11. За что была так названа рыба-попугай?

А) умеет разговаривать; Б) имеет твердый клюв; В) живет в джунглях; Г) имеет яркий окрас.

12. Какое из этих растений произрастает в пустыне?

А) кактус; Б) нарцисс; В) бамбук; Г) пальма.

13. Какая из этих птиц умеет летать?

А) эму; Б) киви; В) пингвин; Г) фламинго.

14. Слово «мандарин» означает еще и разновидность…

А) лимона; Б) апельсина; В) ананаса; Г) винограда.


Цветочный калейдоскоп

Нужно отгадать загадки о цветах. Кто первый отгадает слова, тот получает балл.

1. Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума

Цветочек проснулся

И на проталинке встал.

Запахло,

Повеяло прелью,

Чуть слышно

Цветочек твердил:

- Спасибо апрелю

За то, что меня разбудил! (Подснежник.)


2. Я- красивый цветок,

Франт невероятный,

Желтый с бантиком цветок,

Всем весьма приятный.

Я – по северным лесам –

Роскошь без примера.

И, клянусь, не цвел бы там,

Если б не Венера. (Венерин башмачок.)


3. Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Зовут ее… (ромашка.)


4. Это неприметное, крохотное растение имеет удивительно красивые и очень нежные цветки с бело-желто-фиолетовыми лепестками. (Анютины глазки.)


5. Постарайся угадать,

Кто такие братьев пять:

Двое бородаты,

Двое безбороды,

А последний, пятый,

Выглядит уродом:

Только справа борода,

Слева нету ни следа… (Шиповник.)


6. Этот цветок сердечко отуманит

И рассудок усыпит,

Хмель ланиты нарумянит

И головку закружит… (Мак.)


7. Ты горюешь над овражком:

Кто понежит, кто понянчит,

Где уснуть цветам-бедняжкам?

Ветер дует, рвет былинки,

Пух с головушки срывает,

Серебристые пушинки

В черном поле развевает…(Одуванчик.)


8. Есть у нас чудесное растение,

Много скрыто в нем целебных сил,

И из поколенья в поколенье

Носит оно имя… (Девясил).


9. Росой обрызганный душистой,

Румяным вечером

Иль утра в час златой

Из- под куста мне этот цветок

Приветливо кивает головой… (Ландыш.)


10. Вот так и в этом

Маленьком цветочке:

Яд и лекарство

В нежной оболочке;

Его понюхать – и прибудет сил,

Но стоит проглотить,

Чтоб он убил. (Беладонна.)


Картинная галерея

Общение с природой всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит воображение. Такие же ощущения мы испытываем, всматриваясь в полотна русских пейзажистов. Их произведения учат нас восторгаться великими творениями природы, помогают нам открывать и познавать окружающий мир, любоваться им.

Рассмотрите внимательно репродукции картин, которые будут демонстрироваться, и назовите автора. (Из трех вариантов нужно выбрать правильный ответ.)

1. «Утро в сосновом лесу» - А.Куинджи, В.Васнецов, И.Шишкин.

2. «Грачи прилетели» - А.Саврасов, Ф.Васильев, И.Крамской.

3. «Золотая осень» - А.Венецианов, И.Левитан, В.Поленов.


Страшилки природы

Командам предлагается ответить на вопросы викторины. Отгадать, о каких растениях и животных идет речь.

1. С давних времен об этом высоком, стройном дереве, растущем в тропических лесах Азии и Африки, рассказывали страшные истории. Говорили, что к нему опасно приближаться, называли его «деревом смерти». Вот и великий русский поэт А.Пушкин, наслушавшись подобных историй, изобразил это дерево в самых мрачных красках.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила…

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет – лишь вихорь черный

На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

- Как называется «дерево смерти»? (Анчар.)

Настоящий анчар не столь ужасен: и травы под ним растут, и звери бегают, и человек может к нему подойти. И все же дерево действительно очень ядовито. В его млечном соке содержатся опасные вещества антиарин и антиозидин, вызывающие паралич сердца. Всего одна капля сока анчара на наконечнике стрелы превращала ее в посланницу смерти.

2. Как известно, крик этой птицы разгоняет нечистую силу. Это качество отражено в литературных произведениях, например в рассказе «Вий» Н.Гоголя. (Петух.)

3. Рассказывают, что на этом дереве повесился раскаявшийся предатель Иуда. С тех пор листья дерева дрожат, словно от страха, даже без всякого ветра. Кол из «иудина дерева» вбивали в могилы злодеев и колдунов, чтобы они не могли воскреснуть. (Осина.)

4. 19 сентября 1981 г. более 300 человек были съедены этими рыбами, после того как перегруженное пассажирское судно перевернулось и затонуло у причала бразильского порта. (Пираньи.)

5. В конце лета и осенью в ковыльной степи нередко можно наблюдать такое необычное явление. Ветер гонит над пожелтевшей травой какие-то ажурные прозрачные «шары». Иногда по степи катится целый вал таких шаров, вбирая в себя все новые и новые. Что это за шары? (Перекати – поле.)

6. Растение – душитель вырастает из семени, занесенного птицей или летучей мышью в крону, и росток борется с деревом, на котором поселился, за свет, воду и питательные вещества. В этой борьбе дерево может проиграть и погибнуть, заживо сгнив внутри живого саркофага. (Фикус – душитель.)

7. Плоский червь – паразит поражает мозг овец, вызывая у них вертячку: овца движется и движется по кругу, пока через месяц – полтора не умрет. (Мозговик.)

8. На счету этого растения множество жертв. С помощью особых щупалец, которые покрывают его листья, растение ловит насекомых, а затем, выделяя своеобразный желудочный сок, переваривает их. (Росянка.)

9. Маленькое существо золотистого цвета, умещающееся в чайной ложке, имеет самый сильный из известных животных ядов: он в тысячи раз сильнее цианистого калия и в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. Количество яда одного животного хватило бы для умерщвления 1500 человек. Через кожу яд не проникает, но любая царапина может привести к печальным последствиям. (Ужасный листолаз, или лягушка коки. Яда лягушки длиной 2,5 см хватает на изготовление 50 отравленных стрел.)

10. Нашествие этого насекомого считалось одним из самых страшных бедствий еще в Древнем Египте. Невероятные тучи прожорливых насекомых порой затмевали в полете солнце. После нашествия местность превращалась в голую пустыню. Порой это насекомое опустошало целые страны. (Саранча.)


Верю – не верю

Нужно оценить высказывание верно или не верно.

1. Орел – гарпия любит завтракать обезьянами. (Верно. Гарпия – настоящий царь хищников в лесах Южной Америки. На своих коротких, широких крыльях он свободно летает между ветвями деревьев и охотится на обезьян, которые всегда были его основной пищей.)

2. Кончик меча у меч – рыбы отравлен смертоносным мышьяком. (Неверно. Меч – рыба вовсе не ядовита. Мышьяк – минерал, добываемый в земле, он не может попасть на «меч».)

3. Крошечные жучки «зайцем» путешествуют на пчелах. (Верно. Личинки некоторых нефтяных и шпанских мушек тучами собираются на цветках и стремятся прилипнуть к пчелам. Попав в гнездо пчел – отшельниц, они поедают пчелиные яйца и запасы пищи.)

4. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами. (Неверно. Крокодилы действительно похожи на плывущие бревна, но они пользуются этим сходством, чтобы подкрасться поближе к своим жертвам.)

5. Размеры некоторых лиан достигают высоты Эйфелевой башни, а их стебли настолько прочны, что могут выдержать слона. (Верно. Высота Эйфелевой башни – 320 м, а длина стеблей некоторых лиан достигает 300м. переплетенные лианы выдерживают тяжесть гигантских деревьев, растущих в джунглях, и поэтому несколько лиан могут выдержать слона, вес которого 7,5 тонн.)

6. Грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожные покрытия. (Верно, некоторые грибы, например чернильный гриб, могут пробивать асфальт и даже приподнимать булыжники.)

7. Одинокие волки воют на луну от тоски. (Неверно. Действительно волки воют по ночам, но этот вой предупреждает волков из других стай, чтобы они не заходили на чужую территорию.)

8. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов. (Неверно. Но, когда хищник натыкается на иглы дикобраза, они легко отделяются и остаются в теле врага.)

9. Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (Неверно. Крабы всплывают с помощью собственных конечностей.)

10. Большие черепахи плачут. (Верно. На берегу черепахи действительно роняют слезы. Видимо, так они избавляются от песчинок, попадающих в глаза.)

11. Гиббон может выступать в качестве канатоходца. (Верно. Гиббон перебирается с дерева на дерево по лианам, переступая на задних лапах и выпрямившись, как человек. Другие обезьяны обычно цепляются за лианы передними лапами.)

12. Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (Неверно. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу напавшего.)

13. На вершине Эвереста растут цветы. (Неверно. Высота Эвереста – 8846м, а максимальная высота, где были найдены цветы, - 6135м. Этим цветком оказалась стеллария декумбенс, растущая в Гималаях.)

14. Киты не могут дышать под водой. (Верно.)

15. Некоторые животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи. (Верно. Слоны, носороги и бегемоты покрывают себя слоем грязи именно в целях гигиены. Когда грязь высыхает, она отпадает от их шкур, а вместе с ней досаждающие им клещи и блохи.)


Обед в зоопарке

От каждой команды приглашаются по два человека.

Всех людей с детства учат, как правильно вести себя за обеденным столом: как сидеть, как открывать рот, как пользоваться вилкой, ножом. Для человека прием пищи – целое искусство. А вот животных никто не учит, как правильно кушать. И поэтому все звери едят по-своему. Покажите, как могут обедать слон, удав, черепаха.


Эмоциональные животные

Командам нужно бросить игральный кубик два раза. Число, выпавшее в первый раз, обозначает номер эмоции из столбика слева, а число, выпавшее при втором бросании кубика, - номер животного. Задача игрока – изобразить животное, переживающее заданное чувство. Соперники должны угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

1. Гнев

1. Медведь

2. Презрение

2. Слон

3. Страх

3. Кошка

4. Радость

4. Петух

5. Удивление

5. Обезьяна

6. Вина

6. Собака



Жюри подводит итоги игры, победители награждаются.



Классный руководитель: В.Н.Голубева