СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Такая удивительная жидкость»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека.

Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.

Воспитательный аспект: формировать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающий аспект: развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы, коммуникативные и умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Такая удивительная жидкость»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

муниципального образования

г.Братска







Классный час

«Такая удивительная жидкость»

(для учащихся 8 классов)












Разработала:

классный

руководитель

8 Б класса

Петрова А.Л.






Братск – 2012г.


Цель: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека.


Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.

Воспитательный аспект: формировать экологическую культуру, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, воспитывать чувство прекрасного.

Развивающий аспект: развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы, коммуникативные и умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.


Форма: Устный журнал

Средства: проектор, фотоаппарат, иллюстрации воды в разных интерпретациях, рисунки детей
Ожидаемые результаты:

Знания о воде должны стать неотъемлемой частью духовного багажа человека, живущего на планете Земля, расширить кругозор учащихся о воде. Полученная информация будет способствовать бережному отношению к водным ресурсам, а также пропаганде сознательного отношения к экономии воды и не загрязнению водоемов.

Ход классного часа:

Эпиграф:

Воде дана волшебная власть

стать соком жизни на Земле.

Леонардо да Винчи

I. Открывается классный час, показом презентации «Вода»

Учитель:

  • Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (о воде)

  • Составьте на листочках ассоциативный ряд.

Читает учитель:

Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –

Это главное таинство, главное чудо Планеты,

Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.


Без воды на Планете не мыслимо что-то живое

И вода вездесуща – и в недрах, и по-над землей,

И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,

Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.


Океаны и реки, озера и вечные льдины,

Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –

Это только вода, это Жизни самой сердцевина,

Это плазма Планеты, а может Галактики всей

II. Итак, сегодня мы с вами поговорим о воде

Слово учителя:

  1. марта Международный день водных ресурсов, отмечается во всем мире с 1993 года. Почему же эта бесцветна жидкость удостоена такого внимания? Наверное, она по праву заслужила этого. Вода на планете есть повсюду. И даже там, где, казалось бы нет ничего живого. Вода занимает большую часть площади Земли (демонстрация глобуса). Но разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Какая же бывает вода?

В каком виде вода может содержаться на Земле? Вы ответите на этот вопрос, если отгадаете загадки.

1.Кругом вода, а с питьем беда (море, океан) –

2. Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой – такой красивый-

Кружевной и синий-синий! (небо, облака)

3.Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет,

На всех садится,

Никого не боится (снег) –

4.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша толстое стекло (лед)

5.С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло:

Звездочки холодные,

А земле тепло! (снежинки) –

6. «Дым, который гремит», (водопад)

А вода-то, оказывается, путешественница! Она может быть и на земле, и на небе, и под землей!

Вода - самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.


III. Работа с текстом (в дневниках саморазвития)

Учитель:

  • Прочитайте внимательно текст.

  • Озаглавьте текст.

  • Что поразило вас в этом тексте?

Вода-источник жизни и всего живого. Однако 97% всех водных ресурсов Мирового океана не пригодны для питья, в ней много различных солей. Словом, воды на Земле много и в то же время ее мало. Существует недостаток пресной воды на самой водной планете Солнечной системы! Основные запасы пресной воды сосредоточены в льдах Арктики и Антарктиды – 97%. В нашем распоряжении лишь вода рек, озер, водоемов –всего-то 3 %.

Вода – это главный участник всех биохимических реакций в природе и в организме человека. Известно, что кровь человека на 95% состоит из воды, мышцы –на 75%, кости –на 28%, стекловидное тело глаза – на 99%.

В организме идет обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течение 28 лет, у черепахи – 1 год, у верблюда -3 месяца, у человека – 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи -30-50 дней.

А чтобы вырастить 1килограмм зерна, овощей требуется 2 тонны воды. Для выращивания килограмма мяса нужно 20 тонн. Человек за год в процессе питания потребляет 60 тонн живительной влаги. Добавьте к этому еще 300 тонн для удовлетворения других жизненных потребностей – получится 360 тонн одному человеку! Интересно и то, что Антарктида – единственный уголок Земли, где нет гриппа. Это объясняется тем, что микробы и вирусы не в состоянии приспособиться к условиям «белого континента».

Вода имеет и другие необыкновенные свойства. Вода- единственная жидкость на Земле, которая в мерзлом состоянии не тонет. Ни одно вещество на Земле не поглощает столько тепла, сколько вода. Теплоемкость воды в 10 раз больше теплоемкости стали. Ни одна жидкость не поглощает газы с такой жадностью, как вода. Вода также является и «пожирателем» металла. Так винты кораблей лайнеров приходится менять каждые 2 месяца, потому что они теряют обтекаемую форму, т.к. вода «пожирает» их, образуются язвины, глубиной 6-8 см. Вода может быть мертвой и живой. Мертвая вода – это тяжелая вода. Она угнетает все живое: семена растений в ней не прорастают, если поить тяжелой водой животных, они погибают от жажды. Живая вода – это чистая, талая снеговая вода. Ученые проводили опыт с курами. Их поили снеговой водой и они снесли в 2 раза больше яиц, чем те куры, которые пили водопроводную воду. Талая вода способствует выведению здорового, многочисленного, жизнестойкого потомства. И на человека талая вода оказывает благотворное влияние. У христиан есть великий праздник – Крещение. Считается, что в ночь на Крещение вся вода при погружении в нее святого креста становится безукоризненно чистой, снабжается благодатью врачевания, телесных и душевных недугов. Пьют эту воду натощак. Она сберегается круглый год, никогда не портится.

Кроме того, вода имела огромное значение для наших предков. Самые нерушимые клятвы в любви давались около воды. Как только очистится вода ото льда, все дети, взрослые, старики бежали на берег, пригоршнями зачерпывали воду и умывали 3 раза лицо, голову и руки.

Вода!....Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты даешь нам бесконечное простое счастье.


Каждый вариант получит своё задание по тексту.

1 вариант. Заполните таблицу№1«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК?»

Учащимся предлагается, читая текст «Вода – источник жизни и всего живого», делать выписки в соответствующие графы.

2 вариант. Заполните таблицу№2 «ПМИ».

Таблица «ПМИ»

В графу П («плюс») впишите все те факты, элементы текста, которые вызвали положительные эмоции.

В графу М («минус») впишите все то, что не понравилось, осталось непонятным.

В графу И («интересно») впишите все, о чем бы хотелось узнать подробнее, что было бы интересно проверить.

Затем звучат выступления от каждой ряда.


IV.Учитель:

  • Какая вода совершает чудеса с организмом человека? (святая, родниковая, минеральная).

  • Поговорим о чудесных свойствах минеральных вод. Какие минеральные воды вы знаете? (ответы учащихся).

Работа с легендами по рядам: Нарзан – бесценный дар, Боржоми – благотворный источник, Ессентуки – «живой волос».

Легенда: Боржоми – благотворный источник

Название местности по легенде произошло от двух слов: "борж" - "крепостная стена" и "оми" - "война". Раньше воевали часто, а селенье Боржоми было выгодно расположено в ущелье. Горы вокруг него и стали той самой крепостной стеной, а на склонах ущелья были построены сторожевые башни.

Согласно легенде, во время охоты военные подстрелили оленя и долго преследовали его по следам крови. Раненное животное прыгнуло в один из источников, а когда олень выбрался на сушу – раны затянулись. Олень спасся от преследователей в лесу.
Археологи считают, что источники были известны еще в древности. Об этом свидетельствуют найденные в начале XX века 7 каменных ванн, датируемых началом первого тысячелетия нашей эры. Судя по всему, в те времена воду эту использовали именно для купания, а не для питья. Затем источники были снова надолго забыты, и места, где они расположены - заброшены.
Вторую жизнь источникам, как это не удивительно, дали военные - в 1829 году в Боржоми был расквартирован Херсонский гренадерский полк. Однажды солдаты нашли в лесу на правом берегу реки Боржомки источник, выглядевший как яма, наполненная теплой водой с резким запахом. Полковник заинтересовался, велел расчистить источник и возить воду в бутылках в полк. Страдая заболеванием желудка, он первый опробовал на себе действие минеральной воды, которое оказалось столь благотворным, что он приказал обнести источник камнями, построить неподалеку баню и небольшой домик для себя. Он же и начал рекомендовать воду своим знакомым для поправления здоровья.
Легенда: Ессентуки – «живой волос»

Старинная легенда рассказывает о том времени, когда эти места были пустынной степью. Молодая семья с ребенком остановилась здесь на ночлег. Малыш был очень слаб: он часто болел, и на его нежной детской голове волосы почти не росли. Утром мать увидела, что сына нет, и бросилась на поиски. Она нашла его у источника, где мальчик умывался и пил прохладную вкусную водичку. Малыш повеселел, окреп, а через некоторое время на его голове стали расти густые, блестящие волосы. С тех пор, гласит легенда, люди стали называть эту небольшую речушку Ессентук, что значит "живой волос".

Легенда: Нарзан - бесценный дар.

В давние времена в благодатной солнечной долине среди гор жило трудолюбивое племя нартов. Прозрачная вода горных потоков орошала их поля, поила многочисленные отары овец. Но случилась беда. Из года в год повторяющаяся жестокая засуха высушила родники, выжгла тучные пастбища.

Беда пришла в землю нартов.

Усталый путник в это время из последних сил брел по Пятигорью, изнывая от жажды. Почти умирая, он упал на пороге горской сакли и попросил напиться. Чтя горские обычаи, хозяин сакли взял последний кувшин с водой, который он хранил для детей, и дал напиться путнику.

- Ты дал мне самое драгоценное, что было в доме. Будет и тебе от меня награда, - сказал путник.

Вышли они из сакли, прошли в горную долину, где ударил в землю своим посохом гость хозяина. Ударил ключ шипучей студеной воды. Приник нарт к живительному источнику, утолил жажду. Созвал своих соседей горец, рассказал им о чуде и хотел поблагодарить путника за чудесный дар. Но тот уже таинственно исчез. Так за оказанное гостеприимство получили нарты драгоценный ключ минеральной воды, который исцелял их недуги, давал силы, приносил радость. И с тех пор зовется вода нарзаном, что означает «богатырский напиток».

  • Какую новую информацию вы узнали?


V. Учитель:

Интересные факты о воде предлагаются вашему вниманию.

Пасичник Яна приготовила для вас интересную информацию о воде:



Факт 1: вода как диета

С помощью воды можно бороться с лишним весом. Употребляя из напитков только воду, можно резко снизить общую калорийность рациона. Во-первых, потому, что человек прекращает пить калорийные сладкие газировки и соки, во-вторых, потому, что после воды меньше тянет взять сладостей, как в случае с чаем или кофе.


Факт 2: вода здорового сердца

Вода помогает снизить вероятность сердечного приступа. Во время исследований ученые выяснили, что те люди, которые пьют около шести стаканов воды в день, меньше подвержены риску сердечного удара в отличие от тех, кто выпивает всего два стакана.


Факт 3: 35 тонн воды за жизнь

Без воды человек может прожить очень не долго. Потребность в воде стоит на втором месте после кислорода. Без еды человек может прожить около шести недель, а без воды –пять-семь суток. За всю жизнь человек выпивает примерно 35 тонн воды.


Факт 4: вода – переносчик болезней

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. 85% всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.


Факт 5: человек без воды умирает

Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает.

Факт 6: больше всего пресной воды – в ледниках

Где больше воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 35 воды – именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 35 недоступна, так как содержится в ледниках.

Факт 7: основа жизни – это вода

Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды: животные – на75%, рыбы –на 75%, медузы - на 99%, картофель –на 76%, яблоки – на 85%, помидоры – на 90%, огурцы –на 95%, арбузы – на 96%. Даже человек состоит из воды. 86% воды содержится в теле у новорожденного и до 50% у пожилых людей.

Факт 8: самая дорогая вода

Вода может быть бесплатной, а может быть и очень дорогой. Самая дорогая в мире вода продается в Лос –Анджелесе. Производители упаковывают драгоценную жидкость со сбалансированным вкусом и значением ph в бутылки со стразами «Swarovski». Стоит такая вода 90 долларов за 1 литр.

Факт 9:есть вода, которая горит

Существует и опасная вода. Так, например, в Азербайджане есть вода, в которой много метана, поэтому она может загореться, если поднести к ней спичку. А в Сицилии в одном из озер есть подводные источники кислоты, которые отравляют всю воду в этом водоеме.

Факт 10: белок в воде

Морская вода – весьма питательная субстанция. В 1 куб. см такой воды содержится 1,5 белка и других веществ. Ученые считают, что один только Атлантический океан по своей питательности оценивается в 20 тыс. урожаев, которые собирают за год по всей суше.

  • Что поразило, удивило вас?

Рефлексия.

Слово учителя:

Вода!.... Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты даешь нам бесконечное простое счастье.


Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,

Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

И в бездонном пространстве планета Земля голубая

Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.


Закончи предложение.

• Я сегодня узнал, что вода – это ….

• Я хотел бы посоветовать себе и всем нам….

• Мне трудно представить, что ….

• Для меня стало открытием, что ….

• Я никогда не думал, что ….

• Я убежден в том, что ….