«Такие важные слова. «Отец. Отечество. Отцовство»
Цель: через нравственное и патриотическое воспитание показать значение слов отец. Отечество, отцовство в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия Отец. Отечество. Отцовство.
Развивающая: развивать творческую активность обучающихся
Воспитательная: воспитание интереса к своей семье, забота и уважение детей к старшему поколению
Ход мероприятия
Учащиеся рассаживаются по группам - 2 группы
1. Приветствие. Мотивационная беседа.
Ведущий: Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня не просто классный час. На него приглашены ваши папы, дедушки и братья. Давайте повернемся к ним и подарим свои красивые улыбки. (улыбаются друг другу)
2. Определение темы и цели воспитательного мероприятия. Актуализация опорных знаний.
Ведущий: Я предлагаю Вам послушать песенку, посмотреть презентацию и подумать над темой нашего мероприятия.
Звучит песня «Про папу ансамбля «Волшебники двора»
Ведущий: Ребята, скажите, а про кого эта песенка?
Учащиеся: про папу.
Ведущий: Кто догадался, кому посвящен наш классный час?
Учащиеся: папам
Ведущий: Тема классного часа: «Такие важные слова. Отец. Отечество. Отцовство». (слайд 1)
В нашей жизни очень много важных праздников. Но есть праздники особенные, которые пропитаны любовью, теплотой и нежностью - это праздники которые посвящены нашим родителям. Мама и папа в жизни каждого человека, являются самыми близкими и дорогими людьми. Чтобы поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, появился праздник День матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября .А вот день отца во многих регионах России отмечался в разное время. Праздник был учрежден указом президента России только 4 октября 2021 года. С этого времени в третье воскресенье октября отмечается День отца.
Ведущий: Что же означает слово «Отец», обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова. (Слайд 2)
(Отец - мужчина по отношению к своим детям) Чтение текста учеником со слайда.
Ведущий: Верно, спасибо. А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали, какой он для вас? Вы будете называть прилагательные к слову папа, отец и передавать сердце соседу.
Игра «Передай сердечко и скажи словечко».
Учащиеся передают друг другу сердечко(игрушка) и называют: мужественный, сильный, честный, любимый, хороший.
Ведущий: Вот какие они наши папы!
Дети читают стихотворения.
Ученик 1:
У меня есть папа! Спросите, какой он?
Самый сильный папа, Самый храбрый воин!
Добрый. Умный самый. Как не похвалиться.
Папой только с мамой Можно поделиться.
У меня есть папа! Всё равно, какой он!
Лучший в мире папа, Потому что мой он!
Ученик 2:
Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И... нашу маму в жёны взять.
Ученик 3:
Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.
Ученик 4:
У кого отец – учитель,
У кого отец – строитель,
А мой папа, а мой папа –
Превосходный починитель.
Он сегодня, в воскресенье,
Починил с утра будильник
И еще, в одно мгновенье,
Заграничный холодильник.
Укрепил винты карниза,
Починил на кухне полку.
Дяде Коле – телевизор,
Тёте Клаве – кофемолку.
Ну, а завтра день-деньской
Папа будет в мастерской.
Чем от скуки мне зевать,
Буду папе помогать.
Стану делать, что придётся,
Например, чинить посуду.
Раз мне дело так даётся,
Починителем я буду.
Ведущий: Папы у всех разные и каждый талантлив по-своему, но все они - это главные хозяева дома. Только отец поможет маме повесить полочку в нужном месте, починить кран, забить гвоздь в стене, чтобы повесить красивую картину. Для этого у каждого из них есть свой чемоданчик, в котором папа хранит инструменты- помощники. Предлагаю Вам поиграть, отгадать о каком инструменте идет речь в загадке. Послушайте
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
С ним мне ничего не страшно,
Я иду вперёд отважно! (Фонарик) (слайд 3)
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью ... (Рулетка) (слайд 4)
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Очень сильно помогла.
По хозяйству мне... (Пила) (слайд 5)
Он в хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Я гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю. (Молоток) (слайд 6)
Что за чудо-инструмент
Перекусит шнур в момент?
Он не родственник собачки,
А кусается. (Кусачки) (слайд 7)
Завизжала, закрутилась,
В доску носиком вонзилась.
У нее простая цель —
Всюду дырочки сверлит… (Дрель) (слайд 8)
Ведущий: Слово «ПАПА», как вы знаете, синоним слова «отец»!
Отец – это не только тот, от кого ты происходишь, но и «духовная основа» всей семьи. С древних времён общество требовало уважения детьми своих родителей на протяжении всей их жизни. Дети не могли возражать родителям, даже, став взрослыми, должны были во всех делах подчиняться отцу. Отец, глава семейства, имел большой авторитет. Ему и главное место за столом, ему и первый кусок, его слово в семье – последнее. И очень жаль, что не во всех семьях эти традиции соблюдаются.
Самостоятельное применение знаний
Сценка заранее подготовленными детьми.
Инсценировка по мотивам рассказа Л. Толстого «Старый дед и внучек» Звучит негромкая лёгкая музыка, на сцену выходит Отец, ложится на диван и работает на ноутбуке. Следом за отцом идёт старый Дед с палочкой, садится в кресло, кладёт руки на палку, склоняет голову вниз и задумывается.
Диктор: Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.
Следом выходит Мать, в руках у неё кастрюля с половником. Она подходит к столу, негромко подпевая в такт музыке. За матерью идёт сын и несёт тарелки и ложки. Мать накрывает на стол, сын садится возле деда на пол играть в машинки.
Мать: Идите обедать.
Все садятся за стол.
Диктор: Когда дед ел, у него текло назад изо рта.
Дед трясущимися от старости руками нечаянно роняет на пол ложку, пытается её поднять и роняет тарелку.
Мать (с ненавистью): Ну что ж ты дед такой не аккуратный, с тобой за одним столом седеть неприятно. Всё в доме портишь и чашки бьёшь. Отец (со злостью): шёл бы ты от стола подальше, с глаз долой. Да и есть тебе только из лоханки как поросёнку, чтобы посуду не портил.
Диктор: Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Дед встаёт из-за стола и отходит к своему креслу.
Сын встаёт из-за стола, подходит к деду, жалеет его. Садится рядом с дедом на пол и мастерит что-то из кубиков, пристукивая молоточком.
Отец (непринуждённо): Что ты это делаешь, Миша?
Сын: Это я, папочка, лоханку делаю. Когда вы с мамой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Диктор: Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Отец и Мать утирают слёзы.
Диктор: Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Отец и Мать подходят к Деду, берут его под локти и не спеша уходят со сцены. Сын берёт палочку деда и идёт вслед за ними.
Ведущий: Ребята, правильно поступил мальчик?
Ученик: Правильно. Старших нужно уважать, ценить и любить.
Ведущий: Как верно подметил Я. Райнис: «Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. Кто это делать не хочет, тот отстаёт от времени». А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете своих пап. Я буду задавать вам вопросы, нужно вспомнить
-Какое блюдо самое любимое у папы?
-В чем папа больше всего любит ходить?
-Какой у папы размер обуви?
-Какая у папы любимая передача?
-Какое у папы любимое хобби?
Ведущий: Хорошо знаете своих пап! Давайте подарим нашим гостям песню.
Звучит песенка детей « ПАПА может»
Ведущий: Все папы разные есть совсем молодые папы, папы со стажем, и папы наших пап. Они не похожи друг на друга, но у них есть одна общая обязанность: это любить свою Родину, свое Отечество и защищать его от обидчиков. А что же такое Отечество?
Ведущий: Слово «отечество» означало у наших предков, как земля отцов. За Отечество и умереть было не страшно. Многие беды и войны пережила Русь. Но наши предки славяне, богатыри (слайд 9) - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Александр Васильевич Суворов, Великий полководец Александр Невский всегда стояли на страже и охраняли свою землю. Были они сильными, храбрыми, мужественными, отважными.
Великая Отечественная война 1941-1945 года с фашистскими захватчиками стала суровым испытанием для всего народа. (слайд 10) Весь советский народ встал на защиту своей Родины, своего Отечества. Все взрослые уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. А ещё отцы с фронта присылали письма и фотографии своим родным. Эти треугольники служили и конвертом, и листом бумаги, на котором било написано письмо. (слайд 11) Давайте прочитаем одно из них. (чтение хорошо читающим ребенком)
Здравствуйте мои родненькие дочь Панюся и жена Маша!
Панюся, поздравляю тебя с днем рождения, который будет 22 апреля, так как наша почта медленно идет, но я надеюсь, что к этому дню оно дойдет. Панюся, желаю тебе быть здоровой, расти и дождаться своего папки.. А пока до свидания. Крепко, вас целую с мамочкой.
Ваш папа Ваня .
Ведущий: Спасибо! А через несколько месяцев родные читали другое письмо, в котором однополчане писали, как героически погиб в бою их папа Ваня.
Ведущий: Ребята, а что значит папа-герой?
Ученик: он мужественный, он может защитить свою семью.
Ведущий: Теперь обратимся к помощи нашего старшего поколения, к нашим папам, дедушкам, братьям. Сейчас каждый стол получит конверт, в нем пазл. Помогите детям собрать его.
Конкурс: Работа в группе (дети и папы): Собрать пазл « Картина Три богатыря»
Ведущий: Молодцы! Отлично получилось! Спасибо! Самой лучшей наградой и самой высокой отметкой отцовства станет благодарность ребенка: «Спасибо, милый папочка, я тебя люблю!». Я уверена, что все вы хотели бы сделать много хорошего по отношению к своим близким, себе.
Работа над краткосрочным мини- проектом
Ведущий: Дорогие ребята, к занятию вы сегодня приготовили небольшие мини- проекты« Мой папа, самый лучший». Давайте наклеим ваши фотографии на ватман, который прикреплен к доске.
Коллективная работа. Создание мини-фото-выставки « Про папу»
Ведущий: Спасибо, ребята! Вот такой подарок у нас получился для наших гостей.
День отца — священный праздник!
Его нужно почитать!
Всех отцов, без исключения,
Будем все мы поздравлять!
Наша гордость и опора!
Наши милые отцы!
Вы для нас пример здоровый!
Вы по жизни молодцы!
Подведение итогов и рефлексия
- Ребята, интересен ли был наш классный час для вас?
- Что вам запомнилось из него?
- Когда в России отмечается день отца? (слайд 12)
- А теперь давайте оценим свою работу на уроке. У вас на столах стоят флажки. Если мероприятие прошло «отлично» - вы поднимаете красный флажок - вверх, «хорошо»- желтый, «плохо, расстроен» - синий.
Ведущий: Спасибо за совместную, творческую работу!