Классный час "Терроризм – угроза обществу"
Воспитатель Солнцева В.В.
Цели:
рассказать о терроризме, его типах и целях, о его последствиях, о возможных способах защиты от него;
показать на примерах, что такое взаимопомощь, героизм, патриотизм, бдительность.
воспитывать стойкость характера, чувство сострадания.
формировать умение жить в мире с другими людьми;
развивать самостоятельность суждений учащихся.
Задачи:
Изучить правила поведения при теракте;
Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
Формировать умения работы в группах.
Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска;
плакаты с надписями «Терроризм - угроза обществу»,
«Дети мира объединяются против террора»,
« Только все вместе мы сможем остановить террор. В единстве наша сила!»
Ход классного часа:
воспитатель. (слайд 1) Дорогие ребята! Вас уже не водят за руку в школу, вы уже самостоятельно добираетесь до дома, ходите в магазины. Каждый день приносит вам новые впечатления, знания, интересные события!
И вы уже знаете, что в жизни бывают проблемы, огорчения, а иногда и горе: дорожные происшествия, пожары, ушибы, переломы и т.д. Об этом мы говорили с вами на классных часах.
А сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном явлении, которое может произойти с любым человеком, в любом городе, в любой стране. Это террористический акт.
Мы собрались сегодня для обсуждения проблем, связанных с терроризмом, тема классного часа: “Терроризм-угроза обществу”(слайд 2,3).
воспитатель. Как вы думаете, ребята, что же такое терроризм? (дети пытаются найти ответ на вопрос)
(слайд 4) Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают заложников, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.
воспитатель. Терроризм… Что это такое? Что значит это слово? Что в себе несет? Как себя вести в экстремальной ситуации? Это вопросы классного часа, на которые мы постараемся найти ответы.
(слайд 5) Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Россия и страны СНГ всерьез столкнулись с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории СНГ было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.
воспитатель. В чем же сущность терроризма?
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей. (слайд 6)Террор - явление, которое прямо или косвенно касается каждого из нас. Массовое насилие в последние годы стало, к сожалению, неотъемлемой частью нашего социального бытия. Историки утверждают, что терроризм царствует на Земле не менее двух тысяч лет. Несмотря на богатый стаж, терроризм еще никогда не представлял для населения и целых государств такой серьезной угрозы. В настоящее время по всему миру насчитывается около сотни террористических организаций.
(слайд 7) Классификаций терроризма существует множество:
Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация
Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, советские партизаны, Аль-Каида, ИРА, РККА, ЭТА, ЭОКА,ФАРК,ЧК, НКВД, КГБ, ЦРУ). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.
по сфере действия - государственный и международный;
в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
по средствам протекания террористических актов – наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный, телефонный;
по социальной направленности – социальный, националистический, религиозный.
(слайд 8) Последняя классификация является самой распространенной среди исследователей:
Типы современного терроризма:
Националистический
Религиозный
Политический
Три стороны конфликта террористической акции:
Те, кто совершает теракт (террористы)
Непосредственные жертвы акции
Те, кого хотят запугать и заставить вести себя определённым образом
воспитатель. Какова современная статистика терроризма? (слово передается группе “Статисты”)
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
- Разрушение Всемирного Торгового Центра (слайд 9)
11 сентября 2001 года…
Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен. Этот теракт унес жизни 3,5 тысяч человек…
- Террористический акт в Москве 2002 года (слайд 10)
23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в 5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500 заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчины и 18 женщин. 117 заложников погибли.
28 октября был объявлен день траура.
- Захват заложников в Беслане (слайд 11,12,13)
Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября они ворвались на территорию школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия).
Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы.
Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно. Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех, кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал.
3 дня Беслан напоминал пороховую бочку. Люди всего мира следили за событиями, которые разворачивались в бесланской школе. 54 часа бандиты удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, не давали воды, угрожали и расстреливали…
В общей сложности, только вдумайтесь в эти страшные цифры: по официальным данным погибло 334 человека, из них –186 детей, 17учителей, 118 родственников, гостей и друзей, 13 бойцов спецназа, свыше 700человек были ранены.
- Днепропетровск и Харьков (слайд 14)
В сентябре 2010 года была создана террористическую группу, целью которой были совершение в Украине террористических актов – взрывов в ряде городов в период с сентября 2010 года по 31 мая 2012. Обвиняемые во взрывах Виктор Сукачев и Виталий Федоряк были недовольны существующим в Украине общественно-политическим строем, и несогласные с проведением в Украине Чемпионата Европы по футболу.
Организаторам теракта грозит пожизненное заключение, а соучастникам от 7 до 12 лет.
(слайд 15) Только в 2000 году в мире было совершено
423 террористических акта
405 человек погибли
И 791 получили ранение!
За десять лет совершено
6500 актов международного терроризма, от которых
погибли 5 тысяч человек, пострадали более 11 тысяч человек!
Политики объявляют войну терроризму. Мы не очень верим, что в этой войне можно одержать окончательную победу, но верим, что можно научиться жить в эпоху терроризма. У ТЕРРОРИЗМА НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
У терроризма не национальности,
Он у планеты, как позорное пятно.
Не видим мы простой, но важной странности
Большое сердце матерей – на всех одно.
У терроризма нет национальности
И бесполезно без разбора морды бить.
Ведь только вместе, не впадая в крайности
Мы сможем зверя кровожадного сгубить.
воспитатель. Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами поведения в условиях угрозы террористических актов нас познакомят эксперты группы МЧС. (учащиеся делают следующие сообщения)
-Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например, крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным условием совершения атаки является возможность избежать пристального внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах.
-Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на лифте.
-В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли осколков.
-Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты, вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой багаж без присмотра.
воспитатель. К несчастью, никто не защищен от ситуации, в которой он может оказаться взятым в заложники при тех или иных обстоятельствах. Несмотря на это есть набор универсальных правил поведения, позволяют уменьшить вред. Вы получили памятки с правилами поведения во время ЧП, изучили их. А теперь давайте попробуем представить себе разные ситуации и найти выход из них.
(слайд 16) Запомни
Если рядом прогремел взрыв, твои действия…
Упасть на пол.
Убедиться в том, что не получил серьезных ран.
Осмотреться.
Постараться, по возможности, оказать первую медпомощь пострадавшим.
Выполнять все распоряжения спасателей.
Если ты оказался в числе заложников…
Помнить, что главная цель - остаться в живых.
Не допускать истерик.
Не пытаться оказывать сопротивление.
Ничего не предпринимать без разрешения.
Помнить – спецслужбы начали действовать.
(слайд 17)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
(Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
(ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону в МЧС).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо…
(ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Инсценировка «Телефонный террорист»
(слайд 18) Рефлексия:
Проведём игру «Если бы …»
Если бы ты шёл по коридору школы. Тишина. Ты услышал тиканье будильника, но вокруг ничего не увидел. Твои действия.
Если бы в школу позвонили и предупредили о том, что школа заминирована. Твои действия.
Если бы ты зашёл в подъезд и увидел подозрительный предмет (свёрток, коробка, игрушка, лежащие без присмотра). Твои действия.
Если бы ты возвращался из школы и в подъезде встретил стоящего незнакомого человека. Твои действия.
Игра «Ситуация»
Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой … (Ваши действия).
Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин… (Ваши действия).
Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.
(слайд 19) Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным.
Группам учащихся выдаются карточки.
Карточка №1 “При террористических актах может…”
Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………
Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”
Помни:……………..
Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”
Вы должны:…………………………………..
Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”
Ваши действия: …………………………..
Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”
Вам необходимо:……………….
Карточка № 6 “Если рядом прогремел взрыв”
Ваши действия…………………
Карточка № 7 “Если вы упали во время эвакуации”
Вам необходимо:……………….
(слайд 20) Подведение итогов, обобщение материала:
• Теракты, военные конфликты – почему это стало реальностью нашего времени?
• Чего не хватает всем людям сегодня, что должно измениться в мире?
• Есть ли надежда, что человечество будет жить без потрясений и конфликтов?
НАМ ВСЕМ СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ НАД ЭТИМИ ВОПРОСАМИ И СКАЗАТЬ…
(слайд 20) Терроризму - НЕТ