Терещенко Ирина Александровна
Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №70 г. Донецка»
[email protected]
Разработка внеклассного мероприятия по теме « Мы не хотим войны! Мы объявляем мир!»
Аннотация. Данная разработка нацелена на утверждение в сознании личности младших школьников своей значимости как гражданина для государства; на формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как наиболее важным ценностям в жизни; на развитие потребности в нравственном, здоровом образе жизни; на формирование уважения к культурным достижениям и историческому прошлому своего народа; на воспитание социально-значимых качеств, которые в будущем ребята смогут проявить в созидательном процессе на благо Родины;
на формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края; на развитие понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики и всего народа от того, насколько высоко будет стремление каждого человека сохранить и приумножить духовные, культурные и материальные богатства своей Родины.
Цели:
• воспитание у ребят патриотического самосознания, любви к Родине, к своему народу;
• воспитание высоконравственного, культурного гражданина, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
• информационно-мировоззренческая подготовка детей, формирование у них гражданского самосознания;
• утверждение в сознании каждого ребенка своей значимости как гражданина для государства;
• формирование положительного отношения к окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
• формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
Ход мероприятия
Учитель
- Война. Нет слова более жестокого. Нет слова более печального. Жителям Донбасса пришлось на себе испытать все ужасы войны. Скажите, ребята, чем так страшна война? Что она несет мирным людям?
Ответы ребят
- Война приносит с собой разрушения, гибель людей, потерю близких, ранения, жестокость, ложь, зверства, цинизм, насилие…
- Прошу Катю рассказать, какой след оставила война в ее семье.
- У нас был дом. Он был теплый и уютный. Нам всегда было хорошо в нем. Дом находился рядом с лесом. Зимой мы катались на санках, а летом ходили в лес на пикники. Но вот пришла война и наш дом разрушили. Теперь мы с мамой живем у дедушки с бабушкой. Но я не могу забыть наш милый дом.

- Чьи дома еще разрушила война?
Чтение учителем стихотворения Ольги Дрожжиной
Смогу ли я забыть, как нас бомбили?
Как взрывы болью в сердце раздавались?
Как мы о мире Господа молили?
Как дети подойти к окну боялись?
Смогу ли я? Забуду ли? Не знаю...
Мне снятся люди, что бегут в укрытия...
"Пусть будет мир, Господь, я умоляю,
Не допусти опять кровопролития!"
- Ребята, а ведь мы ни в коем случае не должны забыть то, что происходило на Донбасской земле во время этой войны. Как ночью и днем обстреливали наши мирные города. Как многим ребятам и их мамам приходилось прятаться в укрытиях. Как погибали ребятишки, как погибали их мамы. Мы должны об этом помнить, чтобы никогда больше не допустить войны на нашей земле.
К счастью, в нашем городе нашлись люди, которые встали на нашу с вами защиту с оружием в руках.
- Прошу послушать Владлена.

- Мой папа взял в руки оружие, чтобы защитить нашу большую семью, наш дом, нашу Республику. Он сражается за наше счастливое будущее, за будущее нашей Родины. На войне очень страшно. Пули, снаряды летят со всех сторон, но мой папа отважный. И благодаря отваге наших солдат, мы победим, и у нас наступит долгожданный Мир!
- Благодаря папе Владлена и другим мужественным людям, украинским танкам и пушкам не удалось разрушить наш город и уничтожить жителей Донбасса.
- Мне бы хотелось сегодня поговорить с вами, ребята, о том, как чудесно жить в мире. Как много интересных занятий и увлечений дарит нам мирное время.
Мир прекрасен тем, что дает возможность и взрослым, и детям радоваться каждому мгновению жизни. Мы можем много раз обнять свою маму, поиграть с папой в снежки, полакомиться бабушкиным пирогом, покататься на велосипеде с другом, поделиться с подружкой своим секретом…
И еще много-много других возможностей дарит людям мирное время.
Итак,
МЫ НЕ ХОТИМ ВОЙНЫ! МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ МИР!
-Я знаю, что у каждого из вас есть любимое занятие. Давайте поделимся своими увлечениями. Возможно, кто-то из ребят тоже ими заинтересуется.
- Рассказ Даши о любимой игрушке.
- Это моя любимая игрушка - кошечка Муся. Она умеет мурлыкать, шевелить лапками, петь песенку. Мы ее купили вместе с папой в магазине "Два жирафа", когда мне было 4 года. Мне очень жаль, что магазин сейчас не работает из-за войны. И очень печально, что многие дети остались без игрушек. Мне бы очень хотелось им помочь и подарить некоторые свои игрушки этим деткам.
- Ребята, кто еще принес свою любимую игрушку? Я предлагаю подарить игрушки тем ребятам, кто потерял все во время обстрелов. Вы не против?

- Я приглашаю Диму рассказать о том, как он понимает слово МИР.
- Рассказ Димы.
- Мир для меня - это возможность заниматься спортом. Зимой ездить в горы и кататься на лыжах. Летом ходить в походы и лазить по скалам. А еще в спортзале заниматься гимнастикой - кувыркаться, лазить по канату, прыгать на батуте, делать шпагат и многое другое. Я мечтаю стать чемпионом! Хочу участвовать в олимпиадах и соревнованиях.
Мир - это спорт!

- Послушаем, чем еще можно заниматься в мирное время.
- О своем увлечении расскажет Яна.
- Я занимаюсь оригами. Из обычного листа бумаги можно сделать птичку, цветок, лягушку… Я очень люблю играть со своими поделками.

- Сейчас послушаем, чем любит заниматься Марк в свободное время.
- Игры бывают разные. Бывают подвижные, бывают логические... С родителями и братом мы любим разгадывать ребусы - зашифрованные слова в картинках.А вы сможете разгадать ребусы? Давайте попробуем.

- Ребята, а кто из вас увлекается танцами?
- Приглашаю Машу рассказать о своем любимом занятии.
- Мое увлечение - танцы. Занимаюсь с 4-х лет. До войны я ходила в образцовую школу "Арсальто". Вместе с коллективом мы выступали на концертах и принимали участие в конкурсах, дружили и играли. Из-за военных действий я не занималась. Спустя год, я снова танцую. Теперь это образцовый ансамбль "Шоколад". Пришлось потратить несколько месяцев на восстановление формы и привыкнуть к новым людям. Но теперь уже все хорошо. У меня новые друзья, новые зал и сцена, новые постановки… Надеюсь, больше мне не придется прерывать свое обучение.
- Предлагаю Маше провести физминутку для всех ребят («Разноцветная игра». Автор слов: Рубальская Л., музыка: Савельев Б.)
Учитель
- Думаю, мы с вами убедительно доказываем, что есть много полезных вещей, которые учат нас добру, чувству прекрасного и делают нашу жизнь звонкой и счастливой.
Учитель
- МЫ НЕ ХОТИМ ВОЙНЫ!
Ребята хором
- МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ МИР!
- Послушаем рассказы других ребят. Чем еще можно заняться в мирное время?
- Рассказ Макара
- Я очень люблю зиму. Свободное время я провожу на зимней горке. Мы с друзьями катаемся на санках. Еще мы вместе лепим снеговика, играем в снежки…
А еще мне очень нравится заниматься плаванием.
А вечерами с моей любимой бабушкой мы делаем разные подделки.

- Рассказ Лизы.
- В свободное время я люблю плести из резинок. Еще шью с мамой мягкие игрушки, играю. Но больше всего я люблю читать. Сейчас я читаю книгу Натальи Гузеевой "Приключения Капитошки". Эта книга о дружбе волчонка и дождевой капельки, которую зовут Капитошка. Волчонок не хотел быть злым и страшным, а хотел быть добрым и со всеми дружить. Он, как и мы, любит мир!
- Рассказ Керима
- Я очень люблю читать сказки. Мама мне купила много интересных книг. Каждый вечер я читаю их своим младшим сестричкам.

- Теперь послушаем Арсения
- На выходных, по вечерам, мы всей семьей любим загадывать загадки. Быстрее всех отгадываю загадки я.
Предлагаю и вам попробовать.
1. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
2. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
3. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.(Красная Шапочка)
Учитель
- Хочу тоже предложить вам отгадать ЗАГАДКИ-ОБМАНКИ. Постарайтесь быть повнимательней.
Это, скорее всего, …(яблоко)
Из ягоды зеленой, что все зовут…(крыжовник)
Выпал снег – встречайте …(зиму)
- Еще одну игру-физминутку на внимание проведет Никита.
- Нужно повторять за Никитой движения только тогда, когда он произнесет слово МИР.
Учитель
- Теперь, ребята, предлагаю сыграть в игру «Звонкий мяч». Мы с вами учили много пословиц о мире. Кому я брошу мяч, должен закончить пословицу.
Соломенный мир… лучше железной драки.
Дружно за мир стоять - … войне не бывать.
Мир строит, … война разрушает.
Свет победит тьму, … а мир – войну.
Цветам нужно солнце, … а людям – мир.
Миру - … мир.
Чего себе не хочешь, … того и другому не делай.
- Чем еще любят заниматься в мирное время наши ребята?
- Рассказ Андрея
- У меня есть конструктор и я очень люблю с ним играть. Из него я могу построить все, что захочу: и дом, и самолет, и ракету, и корабль. Когда я вырасту, я мечтаю стать инженером-конструктором или архитектором, чтобы приносить пользу людям.

- Рассказ Влады
- Я очень люблю животных. У меня есть кошка Агата. Она ласковая и игривая. Ее любимое занятие – игра с мячиком. Мне очень нравится наблюдать за нашей общей любимицей.
- Выступление Лизы
- Я очень люблю путешествовать. Поэтому, когда наступают каникулы, мы с семьей едем отдыхать. Я была во многих странах: в Египте, в Турции, в Греции. Мне там очень понравилось. Особенно мне запомнилось Красное море. Я ныряла с маской и видела много крсивых рыбок, кораллов, медуз, дельфинов.

На летних каникулах мы собираемся поехать в Абхазию. Я очень мечтаю увидеть озеро Рица.
- Рассказ Богдана
- Я люблю спорт и уже два года занимаюсь косикой каратэ. Недавно я сдал экзамен и получил желтый пояс.

- Еще мне очень нравится изучать нашу планету и ее обитателей.
Наша планета "Земля" состоит из шести материков и пяти океанов. Пятый океан, Южный, открыли в 2001 году.
Недавно выяснил интересный факт об осьминогах, живущих в океанах. Оказывается, у них 3 сердца и голубая кровь. А также ученые доказывают, что они самые умные животные среди беспозвоночных.

- Ребята, помните, мы отправили открытое электронное письмо в интернет?

Вчера вечером нам пришел видео-ответ. И ответили нам украинские малыши. Это детский ансамбль ДОМИСОЛЬКА. Послушайте этих ребят.
(Видеоролик на русском и украинском языках «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»
Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова https://www.youtube.com/watch?v=mdd850awEIs)
- Видите, ребята с Украины дарят вам свои пламенные сердечки. Эти дети, как и вы, хотят жить в мире. Они мечтают, чтобы солнышко всем ребятам на планете дарило свой ласковый свет… Они и вы когда-нибудь вырастете. И я верю, что между вами никогда не будет вражды. Вы вместе будете играть в футбол, строить красивые дома, шить наряды, создавать новые машины, сочинять новые сказки… Вместе будете работать и ездить друг к другу в гости с гостинцами.
- А теперь мы должны ответить ДОМИСОЛЬКЕ. Я уверена, что они рассказали о вас своим друзьям. Возможно, как раз вы, такие маленькие, но самые важные жители нашей планеты, сможете прекратить все войны на Земле.
- Итак, наше новое открытое письмо. И его мы адресуем не только вашим сверстникам. Хотелось бы, чтобы президенты всех стран получили это письмо.
(Стихотворение ученицы 5-А класса Голиковой Арины рассказывают все ребята по 1-2 строчке)
Мы для жизни рождены!
И на этом свете
Только в мире жить должны
Взрослые и дети!
И за маленьких детей
Взрослые в ответе.
Очень много важных дел
Есть у нас на свете!
По родной земле шагать,
Город свой любить.
Маме с папой помогать.
Человеком быть.
Не болеть и не страдать.
Учиться, развиваться…
Петь, играть и танцевать,
Спортом заниматься.
Рисовать, писать, читать
Повести и сказки.
У окна ложиться спать
Ночью без опаски.
С автоматами людей
Не встречать на улице.
Когда много их вокруг,
Мамочки волнуются.
Дни рожденья, юбилеи
Хотим вместе отмечать!
Лучше, ярче, веселее
Новый день хотим встречать!
Ходить в театры и в кино,
И к детям по соседству.
Таким вот быть всегда должно
У всех детишек детство!
Беречь науку и культуру,
Героям отдавая честь.
Чтоб в будущем и наши внуки
Могли гордиться тем, что есть!
Принимать участие
В конкурсах, турнирах…
Мы хотим быть счастливы,
Жить хотим мы в мире!
И без преград на выходных,
Чтоб очень долго не скучать,
Далёких посещать родных
Или гостей своих встречать.
На море ездить летом жарким,
На праздник – получать подарки.
Иметь возможность всё купить –
Обуться и одеться.
И выбирать, что есть, что пить…
Чтоб полным стало детство.
Взрослые! Услышьте нас!
Хватит вам стрелять!
Чтоб наш дом, семью и класс
Нам не потерять!
Детство – лучшая пора!
На большой планете
Хотят мира и добра
Все на свете дети!
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит маленькая открытка.

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы передали ее любому хорошему человеку. Он подержит открытку в ладошках, подумает… Потом передаст другому хорошему человеку... И пусть этот голубь мира облетит весь Земной шар. И поможет прекратить все войны на свете.
- МЫ НЕ ХОТИМ ВОЙНЫ!
- МЫ ОБЪЯВЛЯЕМ МИР!