Классный час | ![]() ![]() |
Толерантность в общении | Классный час ко дню толерантности. |

Классный час
для учащихся 9 класса
Тема: Толерантность в общении.
Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми.
Ход занятия:
1. Постановка цели и задач
- Дорогие ребята! 16 ноября во всём мире отмечался День Толерантности. Сегодня мы поразмышляем с вами о важнейших нравственных ценностях: добре, любви, терпимости друг к другу, о сложности нравственного выбора. Постараемся определить стиль поведения при взаимодействии с другими людьми. Тема нашего классного часа: толерантность в общении.
2. «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
3. Происхождение слова «Толерантность».
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил ТАЛЕЙРАН ПЕРИГОР. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
4. Что такое «толерантность»?
Французский язык – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
5. «…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, ... демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
6.
Толерантность - это милосердие
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это дружба.
Толерантность - это терпение.
7. Толерантность – это гармония в многообразии.
8. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
9. Все – мы разные, все мы – равные!
11.
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
12.
Антуан де Сент Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Ребята, прокомментируйте, пожалуйста, его слова. Как вы их понимаете?
Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть толерантны к другому, иному, не такому, как ты сам. Толерантность может помочь каждому, и всем вместе чувствовать себя уверенно в этом мире. При этом лучше понимая другого, мы лучше понимаем себя.
Различия дополняют и обогащают наше общество. Для того чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
- Какие качества должны быть у каждого человека, чтобы люди жили в мире и согласии?
13. Стихотворение «Молитва о встрече»
(читает ученица)
Я пришёл в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришёл в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
14. Основные черты личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других | непонимание |
доброжелательность | Игнорирование |
желание что-нибудь делать вместе | эгоизм |
понимание и принятие | нетерпимость |
чуткость, снисходительность | пренебрежение, раздражительность |
доверие, гуманизм. | Равнодушие, цинизм |
любознательность | агрессивность |
15. Договор учеников класса одной из школ Новой Зеландии «О принципах толерантности друг к другу»:
Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.
Я имею право быть самим собой в классе.
Я имею право на безопасность в классе.
Я имею право слушать и быть услышанным.
Я имею право познавать себя в классе.
Что бы вы добавили в этот договор?
Обсудите в группах возможные жизненные ситуации. Надо ли проявлять терпимость в этом случае? 1) в песочнице играют дети. Пришли подростки, пьют пиво, нецензурно выражаются, отняли у малыша игрушку, сломали, набросали банок в песочницу.
2) Ты приехал отдыхать в лагерь. Но ребята в отряде тебя обзывают, бьют, оскорбляют.
3) В ваш класс пришла новая девочка, которая раньше жила и училась в другой республике. Она говорит по-русски с акцентом, некоторые слова произносит неправильно, что-то не понимает.
4) Дети играют во дворе. Пришёл мальчик старше их. Стал обижать ребят: дразнить, отнимать игрушки.
Ситуации 1,2,4 – нет. Почему нет? (Они нарушили права других людей)
16. Часто терпимость ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу, но для гармонии в общении, для гармонии в мире нужна терпимость, предполагающая активную жизненную позицию, защиту прав любого человека.
Для сотрудничества и мирного сосуществования в обществе каждый должен следовать правилам:
уважай другого, умея уважать себя;
люби себя, и тебя будут любить;
будь добр, и к тебе будут добры;
относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
17. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
18. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности.
Итог занятия
Итак, толерантность предполагает взаимоуважение, терпимость к иным взглядам, культурам, понимание, милосердие, сотрудничество. Тогда в мире будет красота и гармония, и каждый будет чувствовать себя счастливым в этом обществе.