СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Традиции моей семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: Сформировать представление о ценности семейных традиций и их значении в укреплении семьи.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Традиции моей семьи"»

Кайрис Галина Ионовна,

учитель начальных классов ТМК ОУ «Дудинская средняя школа № 7»


Номинация: Индивидуально разработанное воспитательное мероприятие

Тема мероприятия: Классный час в 4 классе «Семейные традиции – фундамент крепкой семьи».

Направление воспитательной деятельности: духовно-нравственное.

Место мероприятия в системе воспитательной работы класса/школы: Школьная рабочая программа воспитания, направление «Воспитание семейных ценностей». Календарный план воспитательной работы школы, модуль «Ключевые общешкольные дела», декада «Семья + Школа = Содружество»; модуль «Классное руководство», классные часы по общим темам.

Цель мероприятия: Сформировать представление о ценности семейных традиций и их значении в укреплении семьи.

Воспитательный потенциал мероприятия: ценностно-ориентированное мероприятие, направленное на изучение, осмысление, анализ нравственного опыта поколений. Отвечает запросам общества, является личностно-значимым для каждого.

Практическая значимость мероприятия и возможность его использования в работе другими педагогами: учитывает требования ФГОС, использованы диалоговые формы взаимодействия, возможность презентовать результаты своей деятельности, стимулирование творческой деятельности, создание атмосферы общей заинтересованности. Возможно использование другими педагогами в своей педагогической практике.

Место проведения мероприятия: ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»

Оборудование: компьютер, проектор.

Ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/fdimjYSuz7yS1A

Ссылка на фотоматериалы: https://disk.yandex.ru/d/xCOAUZ6hgyffkA



Предварительная работа: мини-сочинение «Традиции моей семьи», составление генеалогического древа своей семьи, подготовка фотовыставки «Страницы семейного альбома», выставка рисунков «Моя семья».

Сценарий мероприятия

Деятельность учителя

Действия обучающихся

1. Организационный момент. Мотивация деятельности

- Ребята, я предлагаю начать наш классный час с традиционного диалога.

- Поговорим?

- О разном и о прочем.


- И хорошо не очень.

- А что-то мне известно. Поговорим?

- Я надеюсь, то, о чём мы будем говорить сегодня, будет для вас интересным и важным. А проходить наш классный час будет в форме устного журнала.

Участвуют в диалоге.


- Поговорим.

- О том, что в жизни хорошо.

- Ведь что-то знаем мы.

- Поговорим. Нам будет интересно!

2. Сообщение темы, постановка целей, определение задач

- Для того, чтобы сформулировать тему, предлагаю вам разгадать ребусы и объяснить значение разгаданных слов.

- Что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова?

- Прочитайте значение слова из толкового словаря Ефремовой Т. Ф. «Семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети, и т. п.) живущие вместе1».

- С чем связано для вас слово «семья»? Обсудите в группах и назовите слова-ассоциации к слову «семья».

- Что такое традиция? Как вы понимаете значение этого слова?

- Прочитайте значение слова из словаря.

«Традиция – то, что сложилось исторически (обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы, образ действия и т. д.) и передаётся из поколения в поколение2».

- Какие синонимы можно подобрать к слову «традиция»?

- Какой будет тема нашего занятия?

- «Семейные традиции – фундамент крепкой семьи».

- Какую цель мы можем перед собой поставить? Какие задачи выполнить?

- Узнаем, какие существуют семейные традиции, обсудим, какие традиции есть в ваших семьях, ответим на вопрос: могут ли семейные традиции сделать семью крепче?

Разгадывают ребусы:

´´8 + Я – СЕМЬЯ;

Т + ВЕСЁЛЫЙ СМАЙЛ´´´´ + И +´´´ГРЕЦИЯ – ТРАДИЦИЯ.

Объясняют значение слова «семья».

Ученик читает определение из словаря (на слайде).

Игра-упражнение «Ассоциация».


Объясняют значение слова «традиция».


Ученик читает определение из словаря (на слайде).


Игра-упражнение «Аналогия».

Обсуждают в группах, формулируют тему и цель занятия, задачи своей деятельности.

3. Обобщение и систематизация результатов деятельности

1 страница – «Семейные традиции. Прошлое и настоящее».

- Предлагаю вам перенестись в прошлое для того, чтобы узнать какой уклад семьи был у наших предков (рассказ учителя, демонстрация слайдов). Приложение 1.

- Задание для групп: соотнесите традиции и их виды, заполните таблицу.

Приложение 2.

- Какие из перечисленных традиций есть в вашей семье? На что они направлены?

2 страница – «Родословная».

- О каком дереве идёт речь?

- Издавна одной из традиций в семьях было узнавать о своих предках, составлять генеалогическое древо.

- Кто из вас готов представить своё семейное древо, рассказать о своей родословной?

- Вы уже обратили внимание на пословицы в углах класса, предлагаю вам выбрать одну из них, объединиться в группы. Приложение 4.

- Найдите себе партнёра и объясните друг другу, как вы понимаете смысл пословицы, потом поменяйтесь партнёрами.

- Сейчас каждый в группе получит возможность высказать своё мнение. Остальные смогут дополнить ответы, оспорить их.

- Эти пословицы учат нас любить и ценить своих близких, свою семью.

3 страница – «Семейные реликвии».

- Что называют семейной реликвией? Приведите примеры.

- Кто расскажет о своих семейных реликвиях?

- У каждой группы шкатулка с семейной реликвией. Подумайте и скажите, кому из членов семьи она могла бы принадлежать, что могла бы рассказать об этом человеке.

- Для чего люди бережно хранят семейные реликвии?

- Сохранение семейных реликвий способствует связи между разными поколениями одной семьи.

Физминутка «Семейная зарядка»3. Приложение 5.

4 страница – «Семейный альбом».

- Одной из семейных традиций является – собирать и хранить семейные фотографии в альбоме. В наше время многие отказываются от этой традиции в пользу электронных носителей информации.

- У кого из вас в семье хранят традицию семейного альбома?

- Обсудите в группах, в чём преимущество и недостатки традиционных и современных технологий хранения семейных фото.

- Кто из вас готов рассказать о своих семейных фотографиях?

- В чём значимость этой традиции?

- Семейный альбом помогает сохранить память о прошлом, историю своей семьи.

5 страница – «Семейные праздники».

- Кто расскажет о своих семейных праздниках?

- Какие советы можно дать, чтобы праздник прошёл хорошо? Обсудите в группах и составьте перечень советов.

1 гр.: Тем, кто готовит сценарий праздника.

2 гр.: Тем, кто готовит украшение.

3 гр.: Тем, кто готовит подарки.

4 гр.: Тем, кто принимает подарки.

- Почему и взрослые, и дети любят семейные праздники?

- Семейные праздники делают жизнь семьи яркой, интересной. Совместное общение, положительные эмоции объединяют членов семьи.

6 страница – «Создание новых традиций. Взгляд в будущее»

- Помимо общих семейных традиций, есть особенные, уникальные семейные традиции.

Есть ли такие в вашей семье?

- А знаете ли вы, что можно самим создать новую семейную традицию?

- Как?

- Можно придумать или позаимствовать традицию, обсудить её с близкими. Сделать первую пробу, наполнить положительными эмоциями, чтобы с нетерпением ждать следующего раза. Закрепить традицию, периодически её повторять.



Слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию.


Группы выполняют задание, поочерёдно представляют результат своей работы.


Отвечают на вопрос учителя.

Читает стихотворение

«Чудесное дерево есть у меня …» Приложение 3.

Отвечают на вопрос учителя.

Выступление учащихся.





Объясняют значение пословиц.

Участвуют в дискуссии (прием "Уголки", стратегия Corners).

.





Отвечают на вопрос учителя.

Выступление учащихся.

Игра «Семейная шкатулка». Рассматривают вещь, обсуждают в группе, поочерёдно отвечают.


Отвечают на вопрос учителя.


Проводит ученик.



Ученик читает стихотворение «Альбом возьму, перелистаю …» Приложение 3.


Отвечают на вопрос учителя.

Группы обсуждают и поочерёдно отвечают.


Выступление учащихся.


Отвечают на вопрос учителя.


Выступление учащихся.


Группы обсуждают и поочерёдно отвечают.






Отвечают на вопрос учителя.







Отвечают на вопрос учителя. (В сочинениях дети называли уникальные народные традиции своих семей).

Отвечают на вопрос учителя.

4. Итог. Рефлексия

- Это была последняя страница нашего журнала. Наш классный час подходит к концу.

- Скажите, в чём ценность семейных традиций?

- Могут ли семейные традиции сделать семью крепче?

- По-настоящему дружная, крепкая, любящая семья – результат кропотливого труда. Если вы хотите укрепить связи между близкими, любите их, цените, проводите с родными больше времени, сохраняйте семейные традиции.

- Предлагаю вам принять участие в традиционном ритуале, который в своих сочинениях описали наши ребята. Традиция "кыйра буулар" – привязывание лент на перевалах и священных местах Алтая. Только мы изменим условия. Кто доволен своей работой, считает, что было легко, кто активно работал сам и в группе, привяжет красный лоскуток к верёвке. У кого были небольшие затруднения, кто старался быть активным и, по мере сил, помогал группе, привяжет жёлтый лоскуток. Кому было трудно работать, кто хотел бы быть более активным, больше помочь группе, но не совсем получалось – зелёный лоскуток.

- Лоскутков какого цвета больше? Молодцы! Всем спасибо за работу.



Отвечают на вопросы учителя.









Определяют степень

успешности своей

работы. Осуществляют самооценку.




Библиографический список

1. Ефремова Т.Д. Толковый словарь омонимов русского языка. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – С. 1081, 1207.

2. Оспанков Ш.С. Сборник физминуток на уроках в средней школе, 28.10.2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://informatik.kz/sbornik-fizminutok-na-urokah-v-srednej-shkole/ (дата обращения 15.04.2021).

3. Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России. – Изд.: Форум, 2019. – 304 с.

4. Шутова Г. Приём «Уголки» на уроке: техника работы с приёмом, примеры и рекомендации, 03.12.2016. [Электронный ресурс]. – URL.: https://pedsovet.su/metodika/priemy/6333_priem_ugolki_na_uroke (дата обращения 15.04.2021).

Приложение 1

Рассказ учителя

Вы уже знаете, что нашими предками были славяне. Они были очень трудолюбивы. Мужчины ходили на охоту, ловили рыбу, обрабатывали землю. Женщины занимались домашним хозяйством, рукоделием, воспитывали детей. Дети следили за младшими детьми, помогали в доме, на поле и огороде. Ремёсла передавались из поколения в поколение. Несколько поколений семьи жили под одной крышей, ведя совместное хозяйство. Семьи были многодетными. Мужчина играл главенствующую роль. Главными обязанностями детей была любовь к родителям, послушание в детстве и юности и забота о родителях в старости. Важные дела решались на семейных советах. Трепетно относились наши предки к семейным традициям. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Со временем появились новые. Большинство из них касаются норм поведения обществе или отношений в семье.










Приложение 2

Виды семейных традиций

Семейные традиции

Народные

Народные праздники

Традиционные блюда народной кухни

Религиозные

Религиозные праздники

Религиозные ритуалы

Трудовые

Династия

Совместная уборка дома

Семейное рукоделие

Распределение обязанностей по дому

Традиции общения, досуга

Гостеприимство

Совместный отдых, отпуск

Семейные обеды, ужины

Семейный совет

Личные

Празднование Дня рождения

Традиции поддержания ценности рода

Семейный альбом

Семейные реликвии

Генеалогическое древо

Приложение 3

Стихотворение

«Чудесное дерево есть у меня

Оно мне – семья, и оно мне родня.

На дереве этом до старческих лет

Гнездился мой прадед, а также мой дед.

Мой папа на нём учился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели, со мной до утра

На дереве этом качались ветра.

А листья трезвонили, как бубенцы,

Когда у меня появились птенцы …»


Стихотворение

«Альбом возьму, перелистаю,

В нём фотографий череда.

О днях ушедших вспоминаю

Что не вернутся никогда

Иные снимки пожелтели,

Тех, кто на них, давно уж нет.

Но эти фото уцелели

И берегутся столько лет.

Вот лиц знакомых вереница

И тех, с кем мало был знаком.

В альбоме каждая страница

Святая память о былом…»

Приложение 4,5

Пословицы

1. Вся семья вместе, так и душа на месте.

2. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

4. Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие — на сердце.


Физминутка

Осенью, весною, летом и зимой

Мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает.

Повороты вправо, влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.




1 Ефремова Т.Д. Толковый словарь омонимов русского языка. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – С. 1081

2 Ефремова Т.Д. Толковый словарь омонимов русского языка. – М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007. – С. 1207

3 Оспанков Ш.С. Сборник физминуток на уроках в средней школе, 28.10.2018. [Электронный ресурс]. – URL: https://informatik.kz/sbornik-fizminutok-na-urokah-v-srednej-shkole/ (дата обращения 15.04.2021).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!