Классный час - тренинг
«КАК СОСТАВИТЬ РЕЗЮМЕ»
Цель: выяснить значимость резюме, помочь выпускникам научиться составлять этот важный документ.
Время: 45 минут
Форма: лекция-презентация + тренинг
Оборудование: ноутбук, ММС или ИД, тематическая презентация, образцы резюме
План.
Правила составления резюме
Тренинг
Смешная минутка
Итоги
Правила составления резюме
С
коро позади останутся годы учёбы, в руках заветный диплом и вам предстоит сдать первый экзамен в новой жизни — найти работу. Подготовку к нему соискатели начинают с поиска интересных вакансий, в то время как работодатели принимаются за изучение резюме.
Правильно и грамотно составленное резюме - лучшее лекарство от кризиса в любые времена, так утверждают сотрудники многих рекрутинговых агентств в мире. Казалось бы, составление такого простого документа не должно представлять собой проблемы, однако даже опытные соискатели в поисках новой вакансии часто допускают грубые ошибки при составлении. Между тем, соблюдение некоторых несложных правил позволит добиться главной, на момент написания, цели – встречи с потенциальным работодателем для последующего трудоустройства.
Действительно, любое резюме, направленное конкретному работодателю, срабатывает лишь один раз, вызывая у адресата желание встретиться лично.
Ваша цель - добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично!
Важно, чтобы резюме не выглядело как автобиография, описывающая не только трудовой путь соискателя, но и жизнь его и взгляды от самого рождения до настоящего времени – если, конечно же, вы не составляете его для получения вакансии штатного писателя в издательство или журнал. Но и примитивны шаблон, скопированный на одном из сайтов, посвященных поиску работы, при всей своей функциональности и кажущейся объективности, окажет негативное влияние на восприятие кандидата.
Итак, идеальное резюме молодого специалиста должно отвечать следующим требованиям:
1. Строгое соответствие вакансии
В начале резюме укажите должность, которая вам интересна. Лучше, если позиция, на которую вы претендуете, будет называться так же, как и вакансия — тогда ваше резюме скорее привлечет внимание.
Если вам интересны несколько позиций, составьте отдельное резюме на каждую из них, чтобы у работодателя не возникло ощущения, что вы ещё не определились со сферой деятельности или вам всё равно, кем работать.
2. Деловой стиль
Шапка резюме — это «паспорт кандидата», при изучении которого работодатель составляет определённое мнение о соискателе, и проявленная при его заполнении аккуратность сыграет в вашу пользу.
ФИО — укажите фамилию, имя, отчество и дату рождения.
Контактные данные — это самый важный пункт данного блока. Старайтесь указывать и телефон, и адрес электронной почты, чтобы у менеджера по персоналу был выбор способа связи с вами. Все контакты должны быть действующими, так, чтобы с вами было легко связаться.
3. Адекватный размер зарплаты
В графе «Ожидаемый уровень дохода» предпочтительнее указать «по договорённости» — такая формулировка значительно расширяет круг поиска работы. В настоящее время возможность получить необходимые для дальнейшего профессионального и карьерного роста навыки и опыт для вас важнее, чем высокая зарплата. Работодатели не хотят платить вчерашним студентам высокую заработную плату, зато готовы вкладывать силы и время в обучение молодых специалистов (что расценивается как финансовая инвестиция). Если вы разделяете такую точку зрения, то, возможно, именно вас возьмут в команду. Впрочем, можно обозначить в этом пункте некоторый ценовой диапазон, особенно в том случае, если у вас есть хотя бы небольшой опыт работы.
4. Образование: вуз имеет значение
Место учёбы — основной пункт резюме молодого специалиста, ведь полученная специальность — это практически единственное, чем выпускники могут похвастаться. Укажите полное название учебного заведения, годы обучения, факультет, название специальности. Но не стоит ограничиваться только этими сведениями — лучше расписать ваши достижения максимально подробно.
Красный диплом — это дополнительный бонус. Также можно указать тему дипломной работы, специализации, участие в конференциях или научных кружках. Подобная информация охарактеризуют вас как активного и нацеленного на результат человека.
Курсы и тренинги — опишите их в разделе «Дополнительное образование». Имейте в виду, что семинар «Секреты успешных продаж» заинтересует работодателя с большей вероятностью, чем курсы «Кройка и шитьё», если только вы не устраиваетесь в ателье. Наличие разнообразных курсов в вашем резюме покажет ваше стремление к получению новых знаний и навыков, что ценится большинством руководителей.
5. Акцент на практические навыки
Раздел «Опыт работы» вызывает у молодых специалистов больше всего вопросов: что писать, если фактически никакого опыта работы ещё нет?
Однако именно здесь для новичков на рынке труда зелёный свет: работодателей в молодых специалистах привлекает готовность учиться, желание работать, преданность организации и др. Обратите отсутствие опыта в ваше достоинство, профильный опыт работы — это далеко не всё, что может заинтересовать работодателя. Покажите, что вы обладаете необходимыми качествами, необходимыми для должности, на которую вы претендуете.
Что можно отразить в этой части резюме?
Учебная практика и стажировки — большинство вузов отправляют студентов на профильные предприятия, где можно получить представление о профессии и опыт работы. В резюме укажите дату начала и окончания, название организации, полученные навыки и знания, обязанности, возможно, достигнутые результаты. За время обучения все учащиеся проходят стажировки, многие упускают их из виду, но для молодых специалистов это правило отменяется.
Непрофильный опыт работы — практически все студенты подрабатывают во время учёбы. Обязательно отметьте этот опыт в резюме, даже если работа не имела отношения к вашей будущей профессии. Вы трудились промоутером, оператором ПК или курьером? Для HR-менеджера любой опыт работы означает, что вам знакомо понятие трудовой дисциплины и ответственности за поставленные задачи, вы умеете работать в коллективе и выполнять распоряжения руководителя, что немаловажно для любого работодателя.
6. Дополнительные знания и навыки
В этом разделе нужно указать всё, что может пригодиться в работе на желаемой должности.
И
ностранные языки — владение тем или иным иностранным языком требуют всё больше работодателей. В резюме необходимо указать, какой именно язык вы знаете и на каком уровне (например, чтение и перевод со словарём, чтение специализированной литературы, написание деловых писем, разговорный язык). Однако не стоит приукрашивать — работодатель обязательно проверит ваше знание языка на собеседовании.
Владение ПК — обязательный навык для всех офисных сотрудников. Перечислите основные программы, с которыми вы умеете работать. Если с какой-нибудь специализированной программой (например, 1С или R-Keeper) вы знакомы поверхностно, лучше не указывать её, пытаясь отличиться на фоне других соискателей. Обман выявится в первые же дни работы, которые могут оказаться для вас последними в этой компании.
7. Личные сведения: понравиться работодателю
Что писать в графе «Дополнительные сведения» или «О себе»? Рассказывать ли о своих привычках, хобби и личной жизни?
Ключевые навыки — это всё, что вы умеете делать и могли бы использовать в работе. Сюда можно включить навыки ведения переговоров, составления деловых писем, прямых продаж и т.п. Допустимо указывать навыки, знакомые вам лишь в теории, если вы уверены, что справитесь с такой работой в реальности.
Участие в конкурсах и олимпиадах — лучше, если они будут характеризовать вас, как человека серьёзного и способного к сложной деятельности. Так, победа в шахматном турнире воспринимается выигрышнее, чем участие в конкурсе песни и пляски.
Личные качества — перечислите три-четыре, наиболее полно вас характеризующих, принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает. Работодателя может заинтересовать быстрая обучаемость, ответственное отношение к работе, коммуникабельность, инициативность, целеустремленность и пр.
Фотография — фото должно быть выдержано в официальном жанре, игривые изображении оставьте для сайта знакомств. Помните, что не всегда размещение фото в резюме целесообразно!
8. Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок!
Избегайте использовать местоимение «Я»
Не следует писать: | Пишите: |
* занимался обучением; * помогал уменьшить ошибки; * быстро усваиваю новые знания | * обучил двух новых служащих; * сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме $50 000; * освоил новые процедуры в рекордно короткий срок - за две недели. |
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм |
* отвечал за выполнение; * находил применение следующим возможностям; * нес ответственность за. | * выполнил; * эффективно использовал; * отвечал за. |
Предпочитайте позитивную информацию негативной |
* улаживал жалобы на; * препятствовал снижению доли продаж; * перешел с должности. | * помогал клиентам в; * повысил потенциал продукта на рынке; * продвинулся на должность |
Концентрируйте внимание на Ваших достижениях |
* проработал там три года; * выполнял дополнительную работу. | * получил повышение в должности и два повышения оплаты; * всегда выполнял работу в срок. |
В описании настоящей работы используйте глаголы в настоящем времени, например, работаю, проектирую; соответственно при описании предыдущих мест работы используйте глаголы в прошедшем времени.
Будьте последовательны: если Вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью).
Избегайте длинных фраз и мудреных слов.
Четко выделите необходимые заголовки.
Очень важно уместить Ваше резюме на одной, максимум, на двух страницах.
Будьте уверены, что Вы сможете подтвердить всю информацию, которую Вы включили в резюме.
2. Тренинг.
Попытайтесь спроектировать своё будущее и напишите резюме, предлагая свои услуги в качестве того или иного специалиста.
По окончании работы желающие зачитывают свои резюме. Анализ возможных ошибок.
3. Смешная минутка.
Студенты зачитывают нестандартные резюме, найденные в сети Интернет
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
К
омментарий куратора
Юмор – это здорово! НО! Ваше резюме — официальный документ, а в официальных документах люди меньше всего ожидают встретить юмор. Кроме того, что работодатель может не понять, что фраза, которую он только что прочитал, была шуткой. Поэтому в резюме лучше стараться не использовать свое остроумие.
Из любого правила есть исключения. Так резюме для творческих профессий: рекламщик, копирайтер, журналист, графический дизайнер и т. п. может содержать в себе долю юмора. Так как такие специальности подразумевают некую неформальность и нешаблонность мышления и работы. Однако, и здесь нужна осторожность, чтобы не переборщить — если вы не уверены в шутке, то лучше ее не использовать.
Некоторые соискатели используют юмор и другой нестандартный подход к резюме с целью найти для себя подходящего работодателя с таким же нестандартным подходом к поиску сотрудников. Это действительно может сработать, но стоит учитывать, что такой поиск длится намного дольше. К тому же не обязательно, что именно руководитель будет рассматривать ваше резюме, оно может сперва пройти через HR-менеджера, которому ваш подход может не прийтись по душе.
Итоги.
С
оставив резюме, не стоит торопиться его отсылать – сначала необходимо взглянуть на него так, как, по вашему мнению, посмотрит на него сотрудник кадрового отдела компании-получателя, изучить свое творение, посмотрите на него так, как будто вы являетесь работодателем. Постарайтесь войти в роль, подметить недостатки и достоинства… и переписать резюме еще раз. Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором написано резюме, проверить его.