Классный час. Твои права (ко Дню прав человека 10.12)
Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.
Задачи:
Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
Сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав.
Воспитывать уважение к правам других людей.
Способствовать формированию активной жизненной позиции
Ход мероприятия.
1.Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить.
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
2.Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Учитель. Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
- Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств.
-А как называется страна, в которой мы живем?
-А мы все жители этой страны называемся - граждане Беларуси.Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. Есть богатые и бедные страны, у них есть правительства. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека. «Декларация о правах человека» - это очень важный документ, где записаны все права людей.
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии.
10 декабря отмечается День прав человека.
3.У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
4.Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.
Учитель. После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся. Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества, потому что дети — это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ — Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция (договор, соглашение) — это закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой — сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.
5.Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас-
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Учитель. Вы, возможно, удивитесь: какие могут быть права у ребенка? Да, дети имеют права! Только об этом они сами ничего не знают.
- Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
-Что же такое права, и что мы про них знаем?
6.Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
7.Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
8.Только ты на свет родился, право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться имя личное свое. Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Учитель. Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит. Перекличка имен.
Екатерина – чистая
Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Софья – мудрая и др.
Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права (стихотворение - шутка)
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете.
2.Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
3.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным – все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
4.Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
5.На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
6.В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
7.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
8.Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
9.Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
10.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке,
Правом пользуюсь “учиться
На родимом языке”.
11.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
12.Есть еще такое право –
Помнить, думать и творить
И другим свои раздумья,
Если хочешь, подарить.
13.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно –
Есть у нас такой закон.
14.Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
15.О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)
-Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.
Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Вы будете отвечать: разрешается или запрещается.
1.Рисовать, петь, танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это (разрешается)
2.Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3.Должны дети с мамой жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
4.Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
5.Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
6.Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
7.Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
8..Другого за руку держать
Не за цвет кожи уважать.
Под общим солнцем в мире жить
Со всеми расами дружить-
Это – разрешается!
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.
Сценка «Я узнал свои права!»
Серёжа.
В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.
Мама.
Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа.
Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка.
Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа.
Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама.
Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа.
Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама.
Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка.
Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама.
Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка.
Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.
Учитель. Ребята, права и обязанности граждан России узаконены в Конституции– основном законе нашей страны. 29-ая статья Конституции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.
«Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.
Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)
Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.
Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.
-Я имею право быть чёрным и белым.
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети!
В заключении звучит песня на мелодию «Чему учат в школе?».
1.Все права свои узнать,
Их на деле применять
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2.Применять и изучать,
Все законы соблюдать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
3.Чтоб друг друга уважать,
Никого не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
4.И воспитанными быть,
Права помнить все и чтить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.