СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Твори добро на всей земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать у учащихся доброту, отзывчивость, толерантность. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Твори добро на всей земле"»

Классный час «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…» Проведен в 6а классе Классный руководитель Дягольченко Л.И.

Цели и задачи:

  • 1. Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

  • 2. Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.

  • 3. Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

  • 4. Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

  • 5. Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Оформление и оборудование:

  • 1. Эпиграф к классному часу.

  • 3. Фрагмент мультфильма «Просто так».

Подготовительная работа:

  • 1. Приветствие. Целеполагание.

  • 2. Понятия «добро» и «зло».

  • 3. Народная мудрость.

  • 4. Пословицы недаром молвятся...

  • 5. Заключение. Подведение итогов.

Ход классного часа:

•1. Приветствие. Целеполагание

Учитель. Добрый день. Сегодня наш классный час пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?» Эпиграфом к теме нашего классного часа я выбрала известное стихотворение:  

Не зли других и сам не злись, Будь поумней и улыбнись,

Мы гости в этом мире бренном. Ведь в мире всё закономерно:

Зло излученное тобой, К тебе вернётся непременно! И если, что не так – сдержись!

•2.  Понятия «добро» и «зло». 

Добро и зло - это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна?    

Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale - нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова мораль.

У меня такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются?

Добро - это:то, что служит сохранению и развитию жизни; все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.А все, что вредит этому - называют зло. Высшее проявление добра - мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла - война, убийство.

•3.    Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом - дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.           

Учитель. Добру противостоит зло.  

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.  

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.  

Добро должно быть с кулаками, Добро не слякоть и не святость,
Добро суровым быть должно,  Не отпущение грехов.
Чтобы летела шерсть клоками И смысл истории - в конечном,
Со всех, кто лезет на добро. В добротном действии одном:
Добро - не жалость и не слабость, Спокойно вышибать коленом
Добром дробят замки оков. Не уступающих добром!


Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?  Почему это необходимо? Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта - признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.  В народе бытует  мнение  «За добро платят злом». В чем его смысл?   Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»   Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно.
       Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит:
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять:
- Поверь мне, я не съем тебя!
А человек своё: - Я тебе не верю.
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
- Вот так дела! - сказал человек сердито.
А змея опять:
- Ты думаешь, я не права?
- Конечно, не права!
- Ну, хорошо, - сказала змея. - Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят  злом?
- Да, - ответила пума.
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
- Да, - ответила лошадь.
- Братец олень, платят ли за добро злом?
- Да, - ответил олень.
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
- Братец волк, платят ли за добро злом?
И волк отвечает:
- Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
- А теперь, змея, оставайся там!
Человек поблагодарил волка и говорит:
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши. И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес.
Волк уже ждал его.
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
- Спасибо! - ответил волк.
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки - те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
- Змея была права: за добро надо платить злом.

Учитель.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.  Делать добро - это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

•4.  Пословицы недаром молвятся...

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

«От добра - добра не ищут» или «Не делай добра - не получишь зла».

Ваши мнения  по - поводу этих  высказываний.

По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется чтоб твой добрый поступок по отношению к кому - нибудь заметили и оценили.

А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».

Нужно делать добро из-за того что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.

В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению - обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.

•5. Подведение итогов.

Помните:
 Добро - это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
 Зло - это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. А закончим мы наш классный час видеофрагментом из мультфильма «Просто так».

4