Классный час «Ты и твои друзья.»
3 «г» класс
Учитель Ёлшина Т.А.
Цель: На доступных примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Задачи: Систематизировать знания и умения учащихся составлять рассказ.
Коррекция слухового восприятия на основе прослушивания небольших рассказов. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: дети оформляют выставку «Кто я через
много лет?».
Место проведения: В классе ученики садятся полукругом, лицом к выставке рисунков и поочередно комментируют, кем они представляют себя в будущем и почему именно таким.
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Ты и твои друзья».
Сейчас прочитаем стихотворение «Буква Я»
2.Чтение и анализ стихотворения.
Учитель. Послушайте, что иногда происходит в сказках.
Читает ученик.
БУКВА Я.
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
-Я,-
Сказала буква Я,-
Главная -заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
- Встань на место!
Отвечает:- Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы.
В сравнении со мной-
Недоразумение-
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев.
- Срам!-
Сердито С сказало,
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
- Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
-Нужен к ней
Подход особый,-
Вдруг промямлил
Мягкий знак.
А сердитый
Твердый знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер.
Вопросы для анализа стихотворения:
Учитель: Почему буква Я стала скандалить?
Ученик: Буква Я стала скандалить, потому что ей не нравилось, что она стоит в алфавите последней.
Учитель: Как на это отреагировали другие буквы?
Ученик: Другие буквы стали её воспитывать.
Учитель: А люди попадают в такие ситуации?
Ученик: Да.
Учитель: Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я?
Ученик:
- А вы хотели бы походить на эту букву?
3.Знакомство с понятием «хороший друг».
Учитель: У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Такого человека мы еще называем- эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого- у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.
Учитель: Как вы думаете, что означает «быть хорошим другом»?
Учитель: Как вы понимаете поговорку «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?
4.Чтение стихотворения « Хорошие товарищи»
Читает ученик.
ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ.
Мальчик Миша мается-
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно-
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются-
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
Вопросы для анализа стихотворения
Учитель: Почему Мише трудно говорить?
Ученик: Миша заикается.
Учитель: Как он себя чувствует в обществе?
( Даются ответы учащихся)
Учитель: Как к этому относятся одноклассники?
( Даются ответы учащихся)
Учитель: Как правильно в такой ситуации поступить?
( Даются ответы учащихся)
Учитель: Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
( Даются ответы учащихся)
5. Работа над рассказом « Две подружки»
А)Рассказ читает учитель.
Жили две неразлучные подружки- первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые,- с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я?- удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась - и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
Б)Вопросы для анализа рассказа:
-За что мама осудила Соню?
- Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне?
6. Работа над сказкой «Лиса и журавль».
А)Сказку читает учитель.
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.
На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась.
Б)Вопросы для анализа сказки:
Учитель: Можно ли Лису с Журавлем назвать друзьями?
( Даются ответы учащихся)
Учитель: А среди людей есть такие отношения?
( Даются ответы учащихся)
7. Обобщение.
Учитель: Почему русский народ сложил мудрость: «Нет друга – ищи, а нашел – береги». (Ответы детей.)
Учитель. В ваших ответах были слова (на табличках):
Вежливость Помощь | Приветливость Жалость | Грубость Внимание Сочувствие |
- Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор.
- Сделайте вывод для всех, в каком случае в обществе с вами будут считаться.
- Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (
(Ответы детей.)
8. Итог классного часа.
Дополнительный материал.
ТРИ ТОВАРИЩА.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь?- спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, -сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба.- До обеда далеко еще!
- А где ты его потерял?- спросил Миша.
- Не знаю…- тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть,- сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
В.Осеева.