Рябцева Юлия Викторовна,
Учитель истории, классный руководитель
МБОУ «Эколого-биологический лицей №35»,
г.Майкоп, Республика Адыгея
Классный час «У войны не женское лицо»
Данный классный час ориентирован на выполнение ФГОС ООО, а именно,
направлен на формирование общей культуры обучающихся, их
нравственно-патриотическое, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, на создание основы для самостоятельной реализации внеурочной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей.
Планируемые результаты деятельности:
Во время подготовки заданий к классному часу обучающиеся приобретают
следующие умения:
Личностные:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и
обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы.
Метапредметные:
- умение работать с информацией и медиасредствами;
- умение находить, отбирать, анализировать, оценивать информацию в разных
формах и различными способами;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в том числе с
применением средств ИКТ;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной
жизни; применять их во время ответов на уроках истории;
- умение кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в ролевой игре,
использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к
истории родного края.
Цели и задачи:
формирование у обучающихся знаний о Великой Отечественной войне 1941
– 1945 года, защитниках нашей Родины и их подвигах, развитие у детей
представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого
человека;
воспитание уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ,
отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы;
способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников,
воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории
своей малой родины, бережное отношение к ветеранам.
Ход урока
Кадры из кинохроники «Взятие Рейхстага».
Учитель:
В преддверии 71 годовщины Победы над фашисткой Германией, мы проводим
классный час на тему: «У войны не женское лицо».
Женщина и мир: создание и сохранение уюта в доме, воспитание детей, любовь
и счастье.
Женщина и война? Ах, какими несопоставимыми кажутся эти понятия… Но
судьба сумела соподчиниться – в целеустремленность к победе, хрупкость в беско-
нечную силу духа, способного сопротивляться невзгодам и трудностям.
Ведущий первый:
Женщина и война…
Даже употребление этих слов рядом кажется противоестественным. Женщина,
дарующая жизнь – и война, эту жизнь отнимающая…
Ведущий второй:
Говорят, у войны не женское лицо. Но сколько же девичьих лиц склонялось над
рацией, сколько обслуживали зенитные установки, утешали боль раненых в госпи-
талях.
Ведущий первый:
Поэтому рассказ о мужестве, проявленном нашим народом в годы войны, на
наш взгляд, будет не полным, если не вспомнить о вкладе женщин.
Ведущий второй:
Тех, которые в великой битве с фашизмом встали на равных с мужчинами-воинами.
Учитель:
В 1972 году на советский экран вышел художественный фильм режиссера Ростоцкого по одноименной повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».
«А зори здесь тихие» – название оглушает, словно внезапная тишина после взрывов и канонады орудий. Одна за другой перед нами появляются судьбы чудесных, замечательных, непохожих друг на друга девушек – и одна за другой трагически обрываются, оставляя в наших сердцах боль и тоску от невосполнимости этих
утрат. Это происходит при чтении книги Б. Васильева, а какие же чувства бушевали
в сердцах людей в той жестокой реальности?
Эпизоды из фильма.
Ведущий первый:
Девчонки, тонкие, как свечки,
Сгорали насмерть, до конца.
Но оказались их сердечки
Сильнее вражьего свинца.
Ведущий второй:
Многим из них не суждено было изведать женское счастье, стать матерью. Они
ушли, унеся с собой несбывшиеся мечты и надежды.
А тем, кто выжил, не суждено было забыть эту войну никогда…
Ведущий первый:
Не надо плакать, надо помнить, потому что они живы до тех пор, пока жива
память о них в наших сердцах. Сегодня мы откроем еще одну страницу ВОВ, рас-
сказав о наших землячках. Давайте представим, что военные дороги привели их в
прифронтовой лес. Украина. 1943 год. Весна.
Сценка (выходят девочки в военной форме)
София Губина (политрук) выходит с блокнотом, садится и молча что-то пишет.
Смиренина (Тутова) Вера (сестра милосердия):
– София! Опять стихи пишешь, а про нас написала?
– Да, – отвечает София и тихо читает, а девочки молча слушают:__
Эх, юность, юность,
Сколько отмахала
Ты с санитарной сумкой на боку.
Ей богу, повидала ты немало
Не на таком уж маленьком веку.
Но ничего прекрасней нет, поверьте,
(а было всяко в жизни у меня!)
Чем заслонить товарища от смерти
И вынести его из-под огня…
(С.И. Губина)
Одна из санитарок говорит задумчиво:
– Да, а сколько их осталось лежать там, на поле боя.
Рубцова Галина с букетиком цветов:
– Девочки, посмотрите, как у нас в станице фиалки пахнут весной, как будто и
нет войны.
Питинова Мария читает письмо из дома. Все потихоньку ее окружают, и она
начинает читать письмо вслух: «Немцев из станицы выбили…», и т.д.
Подходят:
Калинина Таисия (секретарь при штабе):
– Я была под Сталинградом, страшно, кругом замерзшие трупы фашистов, а
переправа через Волгу в 30 градусный мороз, жуть.
Белоусова Антонина (связная, радистка):
– Таисия, расскажи, ты же видела живого Паулюса.
– Молодой красивый, а фашист.
Ляпунова:
– А я в госпитали выходила молоденького лейтенанта. Пишет, кончится война,
найдет меня и поженимся.
Софья Губина:
– Как хочется домой, искупаться в р.Белой, увидеть и обнять родных…
Жив ли Миша Дьяков, до войны мы хотели пожениться. Так хочется дожить до по-
беды, как мы потом заживем… Лишь бы не было войны!
Ведущий первый:
Эти девушки все выжили и вернулись в г.Майкоп.
Люди военного поколения – особые люди. С фронтов ВОВ они привнесли в
непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других.
Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни.
Каждая девочка говорит о себе (выходит в строй):
София Илларионовна Губина – судьба пощадила ее жениха, Михаила Дьякова, они поженились и прожили вместе 56 лет. Дьякова София Илларионовна долгие годы работала в школе г.Майкопа учителем русского языка и литературы,
затем завучем, написала много стихов-воспоминаний о военных друзьях и подругах,
в школе хранится сборник ее стихов.
Тутова Вера Федоровна – вернувшись с войны, еще 40 лет продолжала спасать жизни людей, работая в Майкопской городской больнице.
Рубцова Галина Евгеньевна – долгие годы работала учителем русского языка
и литературы в ст.Дондуковской.
Калинина Таисия Ивановна – когда комиссовали по состоянию здоровья в
1944 году (переправа через Волгу под Сталинградом дала о себе знать), стала работать, как и до войны, секретарем в Гиагинском суде, затем секретарем в школе и в
с/совете, откуда и ушла на пенсию.
Белоусова Антонина Ивановна – 40 лет она отдала свое сердце детям, работая
учителем начальных классов в восьмилетней школе ст. Даховской.
Ведущий:
А они были так молоды! То, что эти девочки оказались на войне, на передовой
– это уже подвиг. Это было время героев.
Девочки читают по очереди:
Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.
Время героев, по самому высшему праву
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?
Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни –
Радость работы на мирной, счастливой Земле.
Садятся на свои места.
Рефлексия.
Учитель: (беседа)
Вы сейчас играли роли девушек землячек, которые прошли по дорогам войны.
Красивые лица, красивые судьбы… Какие чувства вы испытали, исполняя эти роли?
(ответы учеников)
– От нас зависит сохранить память о погибших. Она священна..
Итог урока.
Учитель:
71 год назад отгремели последние залпы Второй мировой войны.
Если мы знаем все о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной войне «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда держишь в руках пожелтевшую от времени фотографию, или как я сейчас – треугольник-письмо, пришедшее 18 марта 1945 года из Германии по адресу
г.Майкоп, ул.Пушкина,199? И где граница, которая разделяет наш мир и мир,
оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет, последнее
слово о той войне еще не сказано…