МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
«Угадай-ка»
Класс: 1В
Учитель: Иванова Н.В.
2022г.
Познавательная игра «Угадай-ка»
Цели:
показать богатство русского языка, обогащать словарный запас учащихся;
развивать речь учеников, мышление, смекалку;
прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование:
компьютер, карточки с буквами, ребусы.
Ход мероприятия:
Ведущий:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
- В мире много языков, у каждого народа – свой. На нем говорят,
пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на
нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на
родном языке, значит уметь размышлять и выражать свои мысли.
- Ребята, в какой стране мы живём? ( В России)
- Как называют жителей нашей страны? (Россияне)
- На каком языке мы с вами говорим? (На русском)
- Ребята, сегодня мы с вами проведём игру, посвящённую Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.
В игре участвуют две команды: «Знайки» и «Почемучки».
Вас ждут не простые, а загадочные задания по русскому языку. Загадочные – значит с загадками. Вам придётся серьёзно подумать, чтоб отгадать их.
На обсуждение каждого вопроса дается определенное время.
По его истечении каждая команда должна сказать свой вариант ответа. За каждый правильный ответ команда получит звёздочку. В конце игры мы посчитаем звёздочки и определим команду-победителя.
Правила работы в команде:
Работать дружно, все вместе.
Не обижать товарища, который сделал ошибку.
Не смеяться над командой, которая проигрывает.
Не злиться, если вы проиграете.
"Найди слово"
На доске записаны слова с пропущенными буквами. У каждого игрока имеется одна буква. Вставьте подходящие буквы и прочитайте слова.
Задание для первой команды:
КО-А
У -ОЧКА
- СЫ
Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О - две).
Задание для второй команды:
-УБЫ
СЫ-
СТ-Л
-АРТА
Каждый член команды получает одну из следующих букв:
3, Г, Р, Н, О, У, П, К.
«Весёлый наборщик»
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
- Угадайте слова, из которых сбежали буквы.
Задание для первой команды:
Брбн, стрт, сткн, рссд. (барабан, старт, стакан, рассада).
Задание для второй команды:
мрк, прт, схр, крндш (марка, парта, сахар, карандаш).
« Забавные недоразумения».
Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Прочитайте правильно. (Задания даются по очереди каждой команде).
1. На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.
А о чем они кричат, вы спросите у врачат.
2. Говорят, один рыбак, в речке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом.
3. Лесорубы лес рубили - вдоль по речке кепки плыли.
4.У любопытных на макушке торчат внимательные сушки.
5.Мы пришли на огород,
Смотрим: кепка там растет.
6. Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (волки)
7. Принцесса над цветком склонилась, корова с головы её свалилась.
8. На весёлом карнавале дети в мисках танцевали.
«Словесные портреты»
- Узнайте произведение и автора.
1) Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше её на свете никого не было. Бабушка подарила ей шапочку …
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
2) Она так красива, так прекрасна. Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни света …
(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)
3) Месяц под косой блестит.
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, словно пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
4) Маленький печальный человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо осыпано пудрой, белой, как зубной порошок …
(А.Толстой «Приключения Буратино», Пьеро)
5) По амбару метен, по сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажен, на окошке стужён,
Он от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл …
(русская народная сказка «Колобок»)
6) Внимание! Разыскивается мальчик лет шести. Очень самостоятельный, любит животных. С ним могут находиться кот и пес. Оба беспородные. Без определенного места жительства …
(Э.Успенский «Дядя Федор, пёс и кот»)
«Ребусы»
«Слова, слова»
- Составьте новые слова из слова «знатоки» (знак, ток, токи, кот, кит, кино, окно, зонт, тон)
«Скажи одним словом»
- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.
-
Вылететь из головы (забыть)
-
В двух шагах (рядом, близко)
-
Мчаться на всех парах (стремительно)
-
Орать во все горло (громко)
-
Спать мертвым сном (крепко)
«Буквы перепутались»
- Из букв каждой строчки составьте слова:
о,р,у,к (урок)
и,р,а,г (игра)
а,р,у,к (рука)
к,а,л,о,ж (ложка)
«Пословицы»
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
- Закончите пословицу по ее началу.
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Слушай больше… (а говори меньше).
«Доскажи словечко»
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал… / конем/
Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,… /карандаш/
Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я…/капуста/
В подполье, в каморке живет она в норке. Серая малышка. Кто же это?... /мышка/
« Мне эхо раскрывает секреты»
- Ребята, а что такое эхо? Где мы его можем услышать? (Ответы детей).
- Да, верно. Эхо повторяет окончание слова, а в нашей игре эхо будет назвать имена девочек и мальчиков. Поиграем?
«Кто забрался под диван?»
Эхо мне в ответ: «Иван».
«Не боится кто мороза?»
Эхо отвечает: «Роза».
«Кто съел плитку шоколада?»
Эхо (с укоризной): «Лада».
«Кто гуляет до рассвета?»
Эхо мне ответит: «Света».
«Кто глядит из-за сарая?»
Знает эхо: это «Рая».
«Кто потерял сандалик?»
Промолвит эхо: «Алик».
«Назови мне кавалера!»
Эхо прокричит: «Валера!»
Ведущий:
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И сегодня отличился?
Подведение итогов, награждение.
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!