СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Умей говорить "Нет""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа: дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и спротивление давлению социальной среды.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Умей говорить "Нет""»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»










Классный час на тему

«Учусь говорить «НЕТ!»













Разработала учитель швейного дела

Бурова Ольга Николаевна

Задачи:

1. Дать информацию об основных способах и приемах отстаивания собственной позиции и сопротивление давлению социальной среды.

2. Показать воспитанникам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения.

3. Познакомить подростков с формами и правилами отказа от вредных привычек.

4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: Сюжетные картинки. Карточки с ситуациями. Листы бумаги. Ручки, карандаши. Плакат с лозунгом.


Ход мероприятия

I. Организационный момент.

- Кто ответит на мои вопросы? Ответить необходимо односложно.

  • У вас был сегодня урок математики?

  • Ты сегодня чистил зубы?

  • Ты вчера готовил домашнее задание?

  • Ты завтракал утром?

  • У тебя есть друзья?

  • Ты пробовал курить?

  • Ты занимаешься спортом?

  • У тебя есть полезные привычки?

  • В твоей жизни присутствуют вредные привычки?

  • Ты любишь сладкое?

II. Введение в тему.

- Рассмотрим ситуации. Подумайте и расскажите, как бы вы поступили в данной ситуации.

1.На школьном дворе курят ребята. Один из них предлагает тебе сигарету…

2. Старший брат просит тебя взять у отца тайком сигарету и отдать ему …

3. Ты пришёл к другу поиграть в компьютерные игры. Родителей друга дома нет. На столе в кухне ты увидел красивую бутылку. Друг говорит: «Это хорошее вишневое вино. Давай попробуем …»

4. Твоя подруга пригласила к себе на день рожденья. При этом она сообщила, что родителей дома не будет, а будут только сестра и ее друзья. Ты знаешь, что друзья сестры имеют вредные привычки. Тебе не совсем хочется идти…

III. Сообщение темы.

- Ребята, вспомните и скажите, что делали в начале занятия?

(Отвечали на вопросы).

- Какие слова использовали для ответа? (Да, Нет).

- Какое задание выполняли затем?

- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с навыком, позволяющему с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

IV. Работа по теме.

1. Беседа:

- Ребята, каждый из нас способен допускать ошибки. Как вы себя чувствуете, когда допустили ошибку? Почему?

- Что плохого могут сказать люди человеку, когда он ошибается или делает что-то не так, как следовало бы?

- Такое отрицательное высказывание называется неодобрением или даже, в некоторых случаях, оскорблением.

- Что плохого может сказать человек в свой адрес, когда сам допустит ошибку?

- Что вы чувствуете, когда плохо отзываетесь о себе? К чему это может привести?

- Что хорошего могут сказать люди человеку, когда тот допускает ошибку?

- Это положительные замечания, которые называются поддержкой.

- Поддержка – это не похвала, так как похвала направлена к результатам деятельности, а поддержка касается личности человека.

- Что культурный, хороший человек может сказать сам себе, когда допускает ошибку?

-Такое высказывание называется – самоподдержка.

- Какой человек должен уметь оказывать поддержку другим и самому себе, это очень поможет ему в трудных жизненных ситуациях.

- Ребята, а кто-нибудь оказывал вам поддержку в трудной ситуации?

- Что вы чувствовали, когда поддерживали вас?

- А сами вы оказывали поддержку кому-либо?

- Что вы ощущали, когда поддерживали другого?

- Значит, поддерживать людей – это хорошее дело? Почему?

- А как вы думаете, почему принято считать, что поддержка самого себя – это очень хорошо?

- Мы порой допускаем ошибки и не всегда поступаем так, как хочется другим, окружающим нас людям. Поэтому полезно слышать поддержку со стороны людей, когда мы совершаем промахи или попадаем в трудное положение. Но существует кто-то, чей голос мы слышим постоянно – это наш собственный внутренний голос.

- Вам всем, наверняка, приходилось сталкиваться с такими же ситуациями, которые мы разбирали в начале нашего занятия. Каждый находит выход из сложившихся обстоятельств: кто-то уходит от проблем, кто-то наоборот, выполнял просьбу товарищей, а, может быть, кто-то боролся со своим внутренним голосом, который все время твердил: «Так не делай! Остановись! Подумай!» и при этом не знал, как поступить.

- Вот именно данные выражения « Не знаю, как поступить!» мы с вами и возьмем за основу – будем учиться находить такие слова и выполнять такие действия, которые бы помогли вам с честью выйти из сложившейся ситуации, при этом не попасть на уговоры.

2. Ролевая игра.

-Ребята, мы с вами уже много говорили о том, что вредные привычки и здоровье несовместимы.

- Какое влияние на организм оказывает курение, употребление алкоголя, приобщение к ПАВ?

- Конечно же, вы правы, перечисленные вами пагубные последствия не способствуют здоровью, а только его разрушают.

-Давайте проведем ролевые игры, во время которых будем учиться уметь говорить «НЕТ!»

  • В компании друзей вам предлагают попробовать «понюхать клей»: «Мы уже все пробовали, только ты – новичок, и понятия не имеешь, что это такое!»

  • За семейным столом старшие родственники благодушно наливают вам первую рюмку: «Ты уже большой!»

  • Товарищ, которого вы уважаете, видя, что вы расстроены, предлагает вам закурить и расслабиться: «Главное для тебя сейчас – успокоиться!»

- Вам необходимо не только придумать фразу, которой вы выразите свой отказ, но и показать свои действия: решительный жест отказа «отстранение» вытянутой рукой, изменение мимики и интонации с шутливой на серьезную, увеличение расстояния между собой и предлагающим (отодвинуться, встать, выйти из комнаты).

- Особое внимание нужно обращать на то, чтобы форма отказа не была оскорбительной для предлагающего; отказ должен быть по возможности вежливым.

- Однако, если предлагающий чересчур настойчив, лучше перестать быть вежливым, чем сделать то, чего не хочешь делать.

- Важно четко представлять себе, что решительный отказ не требует объяснения причин («Не хочу!» предпочтительнее, чем «Не хочу, потому что мне не разрешают или «Просто боюсь!») и исключает дискуссию по поводу этих причин. Дело в том, что попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают все более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится меньше.

3. Выработка правила отказа.

- Многим из вас было трудно осуществить отказ.

- Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах.


Права

1. Делать то, что ему лучше.

2. Право принять решение.

3. Право передумать, поменять решение.

- Используя данные права, давайте рассмотрим правила, которым можно следовать для того, чтобы избежать вовлечения в нежелательные действия.

Правила

1. Никогда не колебаться, а решительно и твердо сказать «Нет!». При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

2. Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но…»

3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»

4. Отказаться вообще говорить на данную тему.

5. Можно предложить компромисс: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз».

6. Помните, что вы хорошо должны знать, что желания предлагающих и ваши желания могут полностью расходиться, так как это причинит вам серьёзный вред.

7. Если у вас нет опыта отказа, и вы опасаетесь, что в нужную минуту не сможете проявить твердость, обратитесь за помощью и поддержкой к человеку, которому вы доверяете.


Далее проводится обсуждение эффективности форм отказа:

  • Нет, спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти куда-то, боязнь за собственное здоровье).

  • Нет, спасибо + предложение чего-то другого (послушать музыку, сходить в тренажерный зал, почитать, поиграть в спортивные игры)

  • Нет, спасибо! (говорится уверенным тоном, без объяснения причин).

  • Сделать вид, что не услышал предложение.

  • Односложный ответ на предложения и уговоры: «Нет!», «Не буду!», «Не хочу!»

  • Уйти в стороны от тех, кто предлагает.

- Какие формы отказа выглядели наиболее убедительными?

- Каким образом было легче всего отказаться?

V. Итог

- Как можно улучшить свое состояние, если вы совершили ошибку?

- Почему важно уметь вовремя принимать решение?

- О чем необходимо всегда помнить, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?

- Ребята, в заключении мне хочется остановиться на том, что выбирая здоровый образ жизни – вы всегда поступаете правильно, поэтому важно уметь отказываться от вредных привычек. Здоровье не купишь ни за какие деньги! Его нельзя склеить, создать заново.

- Сейчас прошу вас стать в круг, взяться за руки.

- Сейчас каждый из вас будет произносить фразу «Сегодня я понял…» и заканчивать предложение.