Классный час
«Умей сказать: «Нет!»
Вводная часть
Для проведения занятия потребуются: стулья по количеству участников, четыре пластиковых стаканчика, заранее подготовленные бланки, ручки.
Сначала ведущий рассказывает участникам о теме занятия, о правилах работы в группе — таких, например:
проявлять активность,
соблюдать регламент (поднимать руки, не перебивать других),
говорить только от своего лица, о своей личной позиции,
не критиковать друг друга,
оценивать точку зрения, а не человека.
Стакана с запахом
Цель этого упражнения — осознание способов влияния на личность. Необходимо отметить, что в начале упражнения ведущий манипулирует общим сознанием участников, не проговаривая во вступлении истинных целей задания.
Задание
Ведущий предлагает подросткам небольшой эксперимент. На столе стоят четыре стакана, на каждом стакане — номер. До того как стаканы оказались на столе, в них была жидкость. Варианты:
духи,
кока-кола,
кофе,
минеральная вода.
Педагог уточняет, что перед тем как поставить стаканы на стол, для чистоты эксперимента она ополоснула их водой, поэтому запах не явно выражен. Задача участников — определить, в каком стакане были духи, кола, минеральная вода, кофе.
Работать необходимо молча, не советуясь с другими. Номер каждого стакана и соответствующую ему жидкость нужно записать на своем индивидуальном бланке. На выполнение дается 2-3 минуты.
затем происходит обсуждение полученных результатов. Подросткам предлагается ответить на вопросы:
Легко ли было выполнять задание?
Если было трудно, то в чем вы испытывали трудность?
Как вы думаете, на что был направлен эксперимент?
Возможно, мнения ребят разойдутся.
Затем ведущий благодарит участников за содержательные ответы и приведенные доказательства и, извинившись за то, что ввел их в заблуждение, сообщает им главное: правда состоит в том, что ни в одном из стаканов не было никакой жидкости. Они были абсолютно чистыми.
С помощью задания педагог попытался повлиять на мнение подростков. И здесь важно не то, кто оказался прав и не поддался влиянию. Здесь нет победителей и побежденных. Важно, что школьники наблюдали феномен влияния одного человека на мнение группы, которая в свою очередь повлияла на каждого из участников. Такое явление, когда человек поддается влиянию группы, в психологии называется конформизм.
Возможно, кто-то из ребят до обсуждения и понимал, что стаканы ничем не пахнут, но когда один человек с уверенностью говорит, будто там что-то было, то возникает сомнение; а потом еще и остальные участники подтверждают, что в стаканах, действительно, была жидкость. В такой ситуации настоять на своем бывает очень сложно.
Завершая эту часть занятия, ведущий может попросить участников вспомнить случаи, когда их мнение не совпадало с мнением большинства, но в силу разных причин они не отстаивали свои позиции. Или, возможно, им довелось наблюдать подобное явление со стороны, на чужом примере.