Классный час «Умеешь ли ты дружить?»
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг!
Ш.Руставели.
Цель:
сформировать у школьников понятия «дружба», «настоящий друг», «дружеские отношения»; ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека.
Задачи:
- Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу потребность в самовыражении, умение ценить дружбу, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Наше занятие мне хотелось бы начать с упражнения на релаксацию. Повернитесь, пожалуйста, друг к другу. Сомкните ладошки и закройте глаза, прислушайтесь к своему организму.
(Через 20 секунд)
Откройте глаза, разомкните руки.
Что вы почувствовали?
(Ответы детей –тепло.)
Прикасаясь, друг к дружке, вы чувствовали тепло товарища. Я хочу, чтобы это тепло сохранилось в течение всего нашего занятия.
2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. Введение в тему.
Тема нашего занятия- «Умеешь ли ты дружить?», а что такое настоящая дружба? Как она проявляется? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый.
Для продолжения разговора предлагаю посмотреть небольшой ролик.
(РОЛИК)
Ребята, как вы думаете, о чем этот ролик? Какую проблему поднимают авторы сюжета?
( Ответы детей)
Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» приводит вот такое определение дружбы.
(«Дружба -…. Бескорыстная стойкая приязнь»)
На первое место знаменитый писатель ставит БЕСКОРЫСТИЕ. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе во всем. Но не все это умеют, не у всех получается. Некоторые люди просто не умеют дружить.
Действительно такая проблема существует, она актуальна и для ребят вашего возраста, по крайней мере, об этом говорят результаты исследований, которые мы проводили в нашей школе.
На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить с вами.
Ребята, а каким должен быть настоящий друг? Выскажите своё мнение. Продолжите фразы.
-Настоящий друг всегда…
-Настоящий друг никогда…
(Ответы детей)
А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так
ли это на самом деле? Не происходит ли здесь путаница в таких понятиях, как знакомый, приятель, товарищ, друг? Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу вас выполнить следующее задание. Соотнесите понятия в таблице, определитесь в значениях приведённых синонимов.
Соотнесите понятия:
Человек, с которым мы просто здороваемся на улице, во дворе… | товарищ |
Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события… | знакомый |
Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли… | друг |
Человек, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали… | приятель |
(Ответы детей)
Мы связаны по жизни со многими людьми: с одними учимся в классе, с другими проводим свободное время, с третьими встречаемся в кружке, секции. И если у вас общие интересы, симпатия, то можно этих ребят назвать товарищами. Дружба же - это высшая степень товарищества.
В друге мы ищем человека, наделённого такими качествами, которые нам самим близки, которые мы бы хотели в нём видеть. А какими человеческими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? Предлагаю вам
поиграть в «Ромашку». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может.
(Ребята пишут, прикрепляют лепестки на доску к сердцевине)
(ПОДСКАЗКА: Преданный, заботливый, терпеливый, преданный, заботливый, справедливый, честный, воспитанный, вежливый, внимательный, отзывчивый)
Таким образом, по-вашему, настоящий друг должен быть… Всё верно.
Мы определились с качествами, которыми должен обладать друг. А вот интересно, как вы понимаете, ЧТО ЗНАЧИТ ДРУЖИТЬ? Выскажитесь
(Ответы детей)
Я предлагаю вам выполнить упражнение “Что Важно для дружбы?” Работаете в тройках, ваша задача –выбрать 3 самых главных высказываний в порядке значимости. Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте?
СЛАЙД
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
Защищать друг друга от обидчиков.
Угощать друг друга сладостями.
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
Уметь уступать друг другу.
Часто ходить друг к другу в гости.
Помогать друг другу.
Не ссориться друг с другом по пустякам.
Искренне радоваться успехам друг друга.
(Ребята выполняют, потом опрашиваются тройки, у кого что на первом месте )
Какие высказывания у вас оказались на первом месте?
(Ответы учащихся)
Вы правильно все сделали, ведь в дружбе должны быть понимание, доверие и взаимопомощь.
Ребята, знакомо ли вам выражение: «Легко быть с другом, когда он прав, труднее, когда неправ». Как же поступить в ситуации, когда твой друг неправ. Я предлагаю вам поработать в группах над предложенными проблемными ситуациями и предложить вариант её разрешения.
(Ситуации зачитать, группы тянут листки.)
Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Твой друг что-то натворил, а наказали тебя….
Действительно, дружба-дело непростое. Нужно уметь дружить, быть хорошим другом- дело серьёзное. Я предлагаю вам проверить себя: а вы-хороший друг? Выполним тест.
(Звучит музыка)
Тест «Хороший ли ты друг»
1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
а) фамилию (2)
б) кличку (3)
в) имя (1)
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
а) молчишь (2)
б) заступаешься (1)
в) радуешься чужому несчастью (3)
3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
а) идешь гулять (2)
б) помогаешь другу (1)
в) говоришь, что занят (3)
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
а) не обращаешь внимания на него (3)
б) стараешься утешить его (1)
в) хочешь отмстить его обидчику (2)
5. Во время ссоры ты…
а) стараешься говорить по существу (1)
б) обзываешься и обижаешь собеседника (3)
в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно (2)
б) не поздравишь его в день рождения тоже (3)
в) простишь его забывчивость. (1)
Количество баллов подсчитывается сложением чисел, указанных рядом с выбранными пунктами.
Если ты набрал 6 – 9 баллов твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
Если у тебя 10 – 14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты окажешься в одиночестве. Не следует чересчур замыкаться на себе. Нужно помнить о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
Если у тебя 15 – 18 баллов, то все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.
Я не буду спрашивать у вас, какие вы получили ответы на вопрос «Хороший ли ты друг?, это личная информация, она необходима прежде всего вам.
Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (предполагаемые ответы учащихся: Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т. д.)
Да, нужны правила дружбы.
Групповая работа «Правила дружбы»
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем составить правила дружбы.
Поработайте в группах и создайте правила дружбы.
(Ребята выполняют, потом зачитывают полученные у них правила )
Подводим итог. Существует много законов о дружбе. Но это – основные.
Законы настоящей дружбы.
1. Не нарушай прав своего друга.
2. Не дерись, не лезь к другу с кулаками, если ваши мнения расходятся.
3. Если друг не прав, объясни ему его ошибки.
4. Не злорадствуй, если у друга неприятность.
5. Не задавайся, не хвастайся. Научи друга тому, что умеешь сам.
6. Не огорчайся при неудачах. Учись тому, что умеет ДРУГ.
7. Будь терпеливее - и добьешься успеха.
8. Радуйся вместе с другом его успехам.
Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями и никогда не потеряете своего друга.
Я попрошу вас определиться, насколько полезным было для вас наше занятие, вы можете высказаться с помощью цветочков соответствующего цвета.
Зелёный-разговор был интересен и полезен.
Жёлтый -обязательно следует продолжить разговор на эту тему.
Красный-разговор был непродуктивным и неинтересным.
Обратите внимание на жёлтый цвет. Ели в ходе тестирования вы получили не тот результат, который бы вам хотелось, то, наверное, имеет смысл продолжить сегодняшний разговор в вашем классном коллективе.
(Рефлексия)
Ну, а закончить наше занятие я хочу четверостишием из стихотворения Елены Карабеля «Никогда не меняйте друзей».
Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека.
Я вам говорю большое спасибо. До свидания.