«Умники и умницы»
(интеллектуально- познавательная игра
по сказкам А.С.Пушкина)
Для учащихся начальных классов
Шамрай Татьяна Александровна, учитель начальных классов,
Тема: «Сказки А. С. Пушкина».
Цель: Обобщение знаний о творчестве А. С. Пушкина;
Расширение круга чтения.
Ход мероприятия.
(Игра начинается с чтения стихотворений А.С.Пушкина)
1-ый ученик:
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
2-ой ученик:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском.
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
3 –ий ученик:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А.С.Пушкин)
Ведущий:
- И все вы правильно догадались, что сегодня речь пойдёт…
(Продолжают ребята: об Александре Сергеевиче Пушкине.
Приложение 2. Слайд 1,2)
(Краткая биография детства А. С.Пушкина. Рассказывает подготовленный ученик. Приложение 4.)
4-ый ученик:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
(А.С.Пушкин «Няне»).
Ведущий:
- То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно.
Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.
(Приложение 2.Слайд 3.)
Итак, нашу игру «Умники и умницы» мы посвящаем сказкам Пушкина. (Приложение 2. Слайд 4.)
На сцену приглашаются победители «Отборочного тура».
(Предварительно проводится «Отборочный тур» среди учащихся нач. классов
Приложение 1).
- Встречаем их аплодисментами!
Ведущий:
- Вашему вниманию представляю наш Великий ареопаг, который будет оценивать работу наших участников (представляются члены жюри).
-«Урок красноречия».Тема рассказа «Мой Пушкин»
(За 1 мин игроки рассказывают на тему «Мой Пушкин».
Ареопаг присуждает игрокам места, на основании которых идёт выбор дорожек.)
Ведущий:
-Условия игры:
красная дорожка-2 этапа, но на ней нельзя ни разу ошибаться;
Жёлтая дорожка – три этапа, допускается переход на следующий этап с одной ошибкой, но без балла;
Зелёная дорожка – четыре этапа, допускаются 2 ошибки с переходом в последующие этапы, но баллы не ставятся.
(После выбора дорожек участники перевоплощаются в героев сказок. Всем трём игрокам задаются первые вопросы, даётся время на обдумывание. За периоды обдумываний проводятся игры со зрителями (Приложение 3). Аналогично, вторые вопросы, третьи в зависимости от оставшегося количества участников на дорожках. Ареопаг оценивает точные ответы участников, с правом продвижения по своим дорожкам).
Зелёная дорожка.
(Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
Твоё основное занятие в сказке А.С. Пушкина.
(« Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.»)(Приложение 2.Слайд5).
2. Какими словами ругала тебя твоя старуха?
(Старика старуха забранила:
- Дурачина ты, простофиля!)(Приложение 2. Слайд 8).
3.Какой выкуп по приказу старухи выпросил ты после корыта у Золотой рыбки?
(- … Избу просит сварливая баба…)(Приложение 2. Слайд 11).
4. Обратись за выкупом к Золотой рыбке.
(- Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не даёт старику мне покоя…(Приложение 2. Слайд 13)
Жёлтая дорожка.
(Князь Гвидон из «Сказки о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди)
1.Кто твой отец?
(Царь Салтан).(Приложение 2. Слайд 6)
Гвидон Салтанович, от кого избавил ты царевнуЛебедь?
(«…Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»)
(Приложение 2. Слайд 9)
3.Что-за чудо-белку подарила тебе царевна Лебедь?
(«Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.)(Приложение 2. Слайд 12)
Красная дорожка.
(Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»)
За какую плату работал у попа?
(«Балда говорит:
- Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.») (Приложение 2. Слайд 7.)
2.Какие слова(нравоучение) ты говорил попу при оплате за твою работу?
(«…А Балда приговаривал:
- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.») (Приложение 2. Слайд 10.)
Ведущий:
-Победителем нашей игры стал… (называет фамилию, имя ученика-победителя).
А так же приглашаются на сцену участники игры (называет фамилию, имя учащихся).
(Все участники на дорожках награждаются книгами «Сказки А. С. Пушкина»,
победитель-Грамотой и короной.
-Игра закончена. Всех зрителей благодарим за активную поддержку участников игры. До свидания, до новых встреч!
Литература.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
.Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение. 3 класс.Учебник в для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением. В 2 ч.- 2-е издание- М.: Просвещение, 2013. -223 с.:ил. – (Школа России).
Малегон А.В. Классные часы в начальной школе. 1-4 классы/А.В.Малегон.-Ярославль,Академия развития, 2009. -224 с. – (Самый классный час).
Надеждин Н.И. « Сказочники русской земли» - М. « Московский рабочий»-1992 г.
Приложение
Игры со зрителями.
(Проводится за промежуток времени, который даётся на обдумывание участникам игры на дорожках).
«Угадай волшебный предмет»
Ведущий:
-Выбрать нужный волшебный предмет и волшебными словами узнать о своей красоте.
( Выставлены яблочко на тарелочке, клубочек, зеркало, волшебная палочка).
( Зеркальце.
«Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»))
Игра- разминка «Герои сказок А.С.Пушкина».
(Если герой положительный – хлопают в ладоши, отрицательный – топают ножками).
Ведущий:
- Кощей Бессмертный, князь Гвидон, Чернавка, Золотая рыбка, Корлевич Елисей, поп, Балда, черти, баба Бабариха, Золотой петушок. Дядька Черномор, семь богатырей, царевна Лебедь.
Мини-театрализация «У лукоморья…»
Ведущий:
-На сцену приглашаются желающие 7 человек.
( Выбирают жетончики с ролями. По ходу чтения произведения экспромтом импровизируются следующие роли: занавес ( 2 чел.), дуб, Кот учёный, Леший, Русалка…).
Ведущий:
-Занавес открывается!
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса; там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
(А.С.Пушкин вступление к поэме «Руслан и Людмила»).
Ведущий:
-Занавес закрывается. Всех наших артистов провожаем аплодисментами.
«Чёрный ящик».
Ведущий:
- Послушайте внимательно строчки из одной из сказок А.С. Пушкина:
«Старушка хлеб поймала;
- Благодарствую,- сказала.-
Бог тебя благослави;
Вот за то тебе, лови!»
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
-То, что вручила старуха, лежит в этом чёрном ящике. Что это?
( Яблоко. Угадавший зритель получает содержимое чёрного ящика).