Урок мира
Цели:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- способствовать формированию системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
Планируемые результаты:
- понимание значения мира в жизни каждого человека, семьи, общества, государства, всего человечества;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, плакаты о мире, ватман, маркеры, трафареты голубей, модель фигуры журавлика мира, цветная бумага, ножницы.
Ход мероприятия:
Организационный момент. Определение темы, целей урока.
Учитель поздравляет детей с началом учебного года и предлагает определить тему обсуждения и цели урока.
- Сегодня – наш первый урок и говорить мы будем об очень серьезных и важных вещах. Сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого человека, независимо от того, кто он по национальности, где он живёт и чем занимается, потому что без этого жить очень трудно, страшно и порой даже невозможно. Попробуйте сами определить тему нашего урока и сказать почему «это» так важно, жизненно необходимо… (Слайды 1)
(Дети высказывают свои предположения о теме предстоящего урока после просмотра слайда)
Учитель:
- Действительно, ребята, вы правы. Тема нашего первого урока – Мир!
- Скажите, а что такое мир? Каким вы его представляете?
А) Задание на ассоциацию.
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «мир». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши чувства, эмоции. На эту работу у вас 2 мин. (по окончании отведённого времени ребята зачитывают слова-ассоциации).
Варианты ответов: (семья, любовь, добро, природа, тепло, тишина, красота, дружба, счастье, радость, гармония, согласие и т.д.).
- Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире.
Так что же такое мир?
Учитель: У этого слова много значений:
Мир –
1. Вселенная
2. Отдельная часть Вселенной; планета.
3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. // Люди, населяющие Землю. // Действительность, бытие с точки зрения порядка, строя жизни на Земле.
4.Человеческое общество, объединенное по социальным, культурно-историческим, этнографическим и т.п. признакам.
7. Дружеские отношения между кем-л., отсутствие разногласий, вражды; согласие. // Отсутствие войны, вооруженных действий между государствами или народами.
8. Тишина, покой, спокойствие.
9. Соглашение между воюющими сторонами о прекращении войны.
- Ощущает ли вы себя частью этого мира?
- Как вы думаете, какое из этих определений наиболее подходит к теме нашего сегодня обсуждения?
- Для чего нам нужен мир? Какие опасности подстерегают нас в этом мире?
Варианты ответов: жестокость, насилие, злоба, ненависть, национальная вражда, терроризм, войны, природные и техногенные катаклизмы, стихийные бедствия…
I. Обсуждение.
– Ребята, а почему первый урок нового учебного года посвящен борьбе за мир?
1 сентября 1939 года – день начала второй мировой войны. Много уроков извлекли из нее народы, но главным из них – что против войны нужно бороться, пока она не началась.
Беседа о мире
Дети и мир. Неразрывные слова, нерасторжимые понятия. В них все: жизнь, здоровье, будущее. Мы обращаемся к самой важной проблеме современности: быть или не быть человеку на Земле?
Наша страна Россия могучая и огромная. В ней в мире и согласии проживают люди разных национальностей. Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным…
-Знаете ли вы, какие войны пришлось испытать людям нашей страны?
Совсем недавно наша страна праздновала великую дату - 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Она продолжалась четыре с лишним года, 1418дней и ночей. Эта страшная война унесла за собой жизни более 20 миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Тогда советская армия отстояла нашу землю.
Не обошло бедой и другие страны-государства…
Рассказ учителя о девочке из японского города Хиросима Сасаки Садако (Слайды 4, 5)
Сасаки, Садако - японская девочка, жившая в городе Хиросима. Росла сильным, здоровым и активным ребенком.
Дата рождения:
7 января 1943
Дата смерти:
25 октября 1955 (12 лет)
6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. Умерла через 10 лет от последствий облучения — лейкемии. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки лучевой болезни. 21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемии. От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. 25 октября 1955 года она умерла. Она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки. Молодые люди со всей Японии начали собирать средства на этот проект.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».
Существует так же статуя Садако в Парке Мира города Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:
Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире.
Вопрос о мире особенно остро стоит сейчас, когда идут войны. Политика мира – закон нашей страны. Но, к сожалению не все государства разделяют нашу позицию в мировой политике…
Мы живем в тревожное время, когда зловещая тень войны ползет по земле, пытаясь навсегда закрыть от нас мирное небо. В новостях мы каждый день слышим о взрывах, пожарах, терактах, вооруженных столкновениях, ДТП и т.д. (слайд 6)
Вам, конечно, трудно представить, что и сейчас в разных уголках Земли, и даже совсем недалеко от нас, мирное небо затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожают дома мирных жителей. На войну отправляют совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходится переживать их родителям! Всё это происходит и в дружеской нам стране - Украине. Многие жители вынуждены покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов.
3 сентября – день жертв памяти Беслана
Прошло уже 11 лет с тех трагических событий в Беслане, но память не знает, ни границ, ни времени, тем более что риску подверглись детские души, многие из которых ушли в небеса «Города ангелов».
- Памяти Беслана (слайд 7)
В последние годы терроризм стал особенно изощрен, кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах; похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства, ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.
-Отчего же это происходит?
Звучит песня «Tell me why» в исполнении Деклана Гёлбрейта с переводом слов на русский язык. (Слайд 8).
В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне.
- Как сделать так, чтобы не было насилия, слёз, боли, отчаяния?
Как изменить ситуацию? Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить мир на Земле?
II. Практическая часть.
Сегодня, ребята, мы с вами сделаем первый шаг в нашей борьбе за мир на всей планете.
1. Задание «Антонимы»
Синонимами войны являются слова: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность. Мы должны всегда помнить об этом, не ссориться, не злиться, не ругаться, а быть добрыми, иметь много друзей.
Давайте заменим антонимами эти «тёмные» слова (Слайд 9)
Зло - доброта
Вражда- дружелюбие
Ненависть- любовь
Жестокость- милосердие
Бесчеловечность- великодушие
Безразличие – отзывчивость
2. Задание «Составь пословицы» (Слайд 10)
Мир строит а война разрушает.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Мир на планете счастливы дети
Одна у человека мать одна и Родина
Дружно за мир стоять войне не бывать.
Худой мир лучше доброй ссоры.
3. Мастер-класс «Оригами – журавлик» (слайд 11).
4. Голубь является символом мира, символом борьбы против войны, насилия, тревог и слёз.
Сейчас вы получите фигурки голубей, на которых напишите пожелания мира для всех людей нашей большой планеты. На уроках английского языка мы постараемся перевести ваши послания и перешлём их детям других стран.
Мы - будущее этой Планеты, и мы в ответе за мир во всём мире!
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Дети высказываются по проблемным вопросам и зачитывают свои послания и предложения по сохранению мира…
Слайд 12.
Пусть на Планете мир царит.
И голубь мира по небу парит.
Пусть солнце нежно светит,
И пусть Бог людей хранит!!!
- Я желаю всем счастья, добра, мира и покоя в душе!
Использованные источники.
- https://www.youtube.com/watch?v=0fbaqu1Ek-I
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8,_%D0%A1%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%BE
- http://juravliki.ru/pticy/zhuravlik
-http://www.youtube.com/watch?t=100&v=Z_pk3qWBumM