Классный час «Урок мужества, совмещенный с Уроком письма» на тему: «Солдат, я помню тебя!»
Подготовила:
Хакимова Лилия Альбертовна
1.09.2018 г
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.
Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме, патриотизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.
Форма проведения: беседа. Область применения: классный час.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, почтовый ящик для писем, книги и экспонаты о ВОВ.
Ход «Урока мужества» Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся, уважаемые гости! Сегодня мы проводим необычный урок, это Урок мужества, совмещенный с Уроком письма, на тему «Солдат, я помню тебя!»
Слайд 1. Слайд 2. В ходе всего урока мы будем читать стихи, смотреть фильм, слушать песни, посвященные Великой Отечественной войне. Дорогие дети, вы внимательно слушайте и запоминайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу. Эти слова вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах. Мы будем писать письмо солдату.
Слайд 3.
Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина?» (музыка М. Блантера).
Слайд 4.
Учитель:
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет. (Н. Полякова. Родина моя)
Учитель:
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей – о Родине)
- А что для вас означает Родина? (Республика Башкортостан, Янаульский район, С. Прогресс, речка, дом, семья).
- Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).
Вывод: Чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Учитель:
- Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины, спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).
Учитель:
- Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
Слайд 5.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Учитель:
- Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)
- Тема нашего классного часа «Солдат, я помню тебя!», сегодня мы поговорим о героизме и подвигах солдат во время Великой Отечественной Войне.
Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.
- Как вы понимаете слово «подвиг»?
(Учащиеся рассуждают)
Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
Слайд 6.
Подвиг – героический самоотверженный поступок.
И в нашей Республике были люди, наши земляки, которые совершили подвиг во врем ВОВ, это: (Слайд 7)
Имамутдинов Магсум Имамутдинович
Хайдаршин Гайнанша Хайдаршинович
Лоскутов Виктор Георгиевич
Александр Матросов и др.
Слайд 8.
А может кто-то из вас знает, какие героические поступки они совершили?
Сапёр 76-го отдельного штурмового инженерно-сапёрного батальона (16-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада, 1-й Украинский фронт) красноармеец Имамутдинов М. И. совершил подвиг при постройке 30-тонного моста через реку Одер в районе населённого пункта Грошовиц (Грошовице, ныне в черте города Ополе, Польша).
2 февраля 1945 года Магсум Имамутдинов вместе с другими бойцами, стоя в холодной воде, устанавливал рамные опоры на фарватере реки. Когда в результате сильного артиллерийского и миномётного огня противника лёд на реке был разбит, и установка рам без плавсредств оказалась невозможной, — М. И. Имамутдинов бросился в ледяную воду и вместе с другими бойцами, последовавшими его примеру, установил раму на место. Благодаря этому сборка моста для пропуска тяжёлой боевой техники и пехоты была закончена досрочно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками красноармейцу Имамутдинову Магсуму Имамутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Но не суждено было бойцу-сапёру узнать о высшей награде Родины: 11 марта 1945 года в одном из боёв он пал смертью храбрых.
Слайд 9
«Гвардии рядовой Г. X. Хайдаршин 9 октября 1943 г. при форсировании р. Днепр у с. Дериевка южнее г. Кременчуга под обстрелом противника на лодке 27 раз переправился через реку, перевозя бойцов, боевую технику и боеприпасы. В последнем рейсе лодка была пробита осколком мины и стала тонуть. Г. X. Хайдаршин сумел удержать её на плаву и доставил груз на западный берег реки».
Участвуя в боях на плацдарме на высоте 177.0, он подбил танк противника. Будучи контужен, остался в строю.
За двенадцать дней на правый берег переправились все войска: пехота, танки, артиллерия.
За проявленную храбрость при форсировании Днепра он был представлен к званию Героя.
Золотую Звезду и орден Ленина Хайдаршин получил лично из рук Жукова.
Слайд 10.
«Принимал участие в советско-японской войне 1945 года. Лётчик 34-го ближнебомбардировочного авиационного полка (10-я авиационная дивизия пикирующих бомбардировщиков, ВВС Тихоокеанского флота) комсомолец лейтенант Виктор Лоскутов потопил 1 транспорт, уничтожил бронепоезд, мост, склады в порту Расин (Наджин, Корейская Народно-Демократическая Республика)».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами лейтенанту Лоскутову Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7147).
Слайд 11.
27 февраля 1943 года 2-ой батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Как только советские солдаты прошли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах перекрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Александрович Огурцов (род. 1920, г. Балаково, Саратовская область) и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения. Ему было всего 19 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года красноармейцу Александру Матросову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли войны нашей стране и нашему народу.
Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.
Учитель: И Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Вечная память жертвам Великой Отечественной войны. Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины. Наступает минута молчания...
Учитель:
- Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?
(Обсуждение). Потому, что они обладали мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.
(На карточках высказывания, учитель зачитывает их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Георгий Тимофеевич Береговой, летчик-космонавт СССР).
«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (Антон Семенович Макаренко, советский педагог, писатель).
Учитель:
- Что общего в этих высказываниях?
- Какая главная мысль в этих высказываниях?
Слайд 12 (Картина «Спасибо за мирное небо!»)
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь так просто оборвать, как утренний сон. Для нас война – это история. Чем больше проходит времени с той поры, когда весь мир ликовал под звуки победного салюта, тем более далекими кажутся нам события той страшной войны.
Учитель: А сейчас давайте напишем коллективное письмо, со словами благодарности нашим героям, нашим дедушкам и прадедушкам. Какие слова хотел бы сказать каждый из вас?
(Коллективное написание письма)
Вывод: Выросли уже целые поколения, которые не видели и не слышали ничего о массовых пытках и казнях, о блокаде, о концлагерях, о сожженных вместе с жителями деревнях. И это страшно, потому, что мы должны всегда об этом помнить. Помнить подвиг тех людей, которые без колебания отдавали жизнь, чтобы спасти нашу Родину. Ведь как говориться: «Тот, кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова». И сегодня мы с вами поговорили о том, чему никогда не были свидетелями, но о чем мы должны знать и помнить!
Слайд 13 Стихотворение «Вместе с дедушкой».
Слайд 14