СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. Урок нравственности "Почитай отца и мать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий для проведения классного часа по теме: "Почитай отца и мать".

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.

Задачи урока:

  1. Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании детей.
  2. Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
  3. Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Урок нравственности "Почитай отца и мать"»

8


Классный час

по пятой Заповеди Божией:

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Эпиграф

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе»

Исократ

«Любовь и уважение к родителям есть без всякого сомнения чувства святые»

В.Г.Белинский

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.

Задачи урока:

  1. Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании детей.

  2. Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.

  3. Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям.

Оборудование:

  • Презентация

  • Ромашка

  • Ромашки для каждого


Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке поможет стихотворение:

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!

- Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? (Ответы детей)

  1. Работа над понятием семья.

- Вот сегодня на уроке мы поговорим о семье, родителях.

-  Как вы понимаете слово «семья»? (Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге, оказывают внимание каждому члену семьи).

- Иногда нам приходится слышать такое выражение «дружная семья». Сейчас я вам расскажу одну историю, вы внимательно слушайте, для того чтобы ответить на вопрос: «- Почему данную семью называют дружной?»



В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная — 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».

Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».

- Почему эту семью назвали «дружной»? (появляется изображение центра ромашки)

- Семью мы изобразим в виде цветка, который называется ромашка. Серединка ромашки - это наша дружная семья, а её лепесточки – то, что должно быть в семье, чтоб семья была по-настоящему дружной!

- Давайте все вместе сделаем цветок «дружной семьи» в виде ромашки.

- А, по-вашему мнению, какую семью называют «дружной»? Какие качества есть в вашей семье? (Ответы детей).

Составление цветка (дети берут лепесточки и прикрепляют вокруг большого сердца):

  1. Дружба – личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

  2. Понимание – состояние, верное восприятие какого-либо события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

  3. Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку.

  4. Помощь – безотказное действие, дело, во благо.

  5. Доверие – уверенность, что кто-то поведёт себя в определённых делах определённым образом (или не поведёт)

  6. Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности

  7. Забота – действия по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие

  8. Счастье – душевное состояние человека, при котором он испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия.

  9. Что необходимо вам для того, чтобы было тепло в семье?
    Любовь, ласка, добро, уважение.
    Это необходимо только вам?
    Нет, любовь нужна всей семье.
    Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него

  1. Работа по пятой Заповеди Божией.

а) Почитание матери.

- Чтобы семья была дружная, прежде всего, нужно научиться любить семью. Господь дал заповедь о почитании родителей. Почитать – значит любить и слушаться.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что – ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

В.Берестов

- Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей.

Звучит песня о маме.

- Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Что для тебя лично значит – «мама»? Чему в жизни ты обязан ей?

  2. Попробуй назвать качества, присущие твоей маме.



- А если какой-нибудь человек скажет, что не надо родителей ни любить, ни слушать – это правильно? (Ответы детей)


Сценка «Мама и неблагодарные дети»

Действующие лица:

  1. Автор,

  2. Мама,

  3. Двое детей.

На сцене 2 стула, на котором сидят дети, смотрят телевизор.

Автор: Мама пришла с работы как всегда уставшая.

На сцену выходит мама с сумкой в руке. Кладёт сумку, берёт кастрюлю, обращается к детям.

Мама: «Дети, помогите мне почистить картошку, а я суп сварю».

Дети: «Мы не можем, нам некогда, мы смотрим мультики».

Автор: Мама приготовила суп, но в доме не было ни корки хлеба, и она решила попросить детей сходит за ним.

Мама достаёт из сумки кошелёк. Дети сидят за компьютером.

Мама: «Детки, сходите, пожалуйста, в магазин за хлебом».

Дети: «Нам некогда мы играем на компьютере».

Автор: Мама сама пошла за хлебом, а в это время на улице был дождь и она простудилась, и заболела.

Выходит мама на сцену, садится на стул, руку прикладывает к голове. Дети лежат на стульях, прикрыты одеялом.

Автор: Попросила, чтобы дети принесли ей таблетки, а они ответили…

Дети: «Мы уже спим, не будем вставать, иди сама».

Автор: И тогда мама превратилась в птицу и стала улетать, дети опомнились, и стали бежать за ней и кричать: «мама, вернись!». Но мама не вернулась.


- О чём была эта сценка?

- Правильно ли поступили дети?

- Как можно назвать таких детей? (неблагодарные дети)

- Как бы вы поступили? (ответы детей.)

- Самое святое слово – мама. Это слово святейшее (праведник батюшка Зосим.)

- Как проявлять почтение к маме? (Быть внимательным к ней, её жизни. Помогать ей, не мешать когда она устала.)

Стих о маме.

У В.А.Сухомлинского есть притча о Гусыне, которую вы сейчас услышите. Подумайте, почему я вам предложила прослушать именно эту притчу.

Чтение притчи.

В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскрылся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходится по огромному зеленому лугу.  Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать; они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай  нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Беседа с учащимися.

— Кого вам напоминает Гусыня?

— Кого вам напоминают гусята?

— Какова главная мысль этой притчи?

Вывод учителя словами Сухомлинского.

Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.


б) Почитание отца.

Звучит песня о папе.

- Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Чему научил тебя твой отец?

  2. Попробуй назвать качества, присущие твоему папе.


После обсуждения в группах, отвечают на вопросы.


Про папу

Ты сильный и смелый,

И самый большой,

Ругаешь – по делу,

И хвалишь – с душой!


Ты друг самый лучший

Всегда защитишь,

Где надо – научишь,

За шалость простишь.


Любую поломку

Легко устраняешь,

И головоломку

Ты быстро решаешь.


Я рядом шагаю,

За руку держусь!

Тебе подражаю,

Тобою горжусь.



Сценка «Притча об отце и сыне».

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

- О чем говорится в этой притче? (Рассуждают о великодушии, самоотверженности и ответственности отца, который не позволяет своему ребенку идти в жизни ложным путем).

Как папа

Хочу похожим быть на папу.

Во всём хочу как папа стать.

Как он –

Носить костюм и шляпу,

Ходить, смотреть и даже спать.

Быть сильным, умным,

Не лениться

И делать всё, как он – на пять!

И не забыть ещё жениться!

И… нашу маму в жёны взять.

- А как мы можем проявить то, что мы любим своих маму и папу? (ответы детей)

- Мы можем послужить тому, чтоб в семье был мир – своим поведением и своей молитвой о семье. Молиться о родных нужно обязательно каждый день.

4. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.


Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле

Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех

5. Игра «Продолжи предложение».

- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Свою семью я считаю….

Итог.

- Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь Божию, почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтоб ней всегда царили дружба, понимание, любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.


- А наш классный час я хочу закончить словами:

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

Аттар