СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Усмань-моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Усмань-моя малая Родина"»























Классный час по теме

«Усмань- моя малая Родина»

















Составила
классный руководитель 8-б класса 

Алтухова А.В.










Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: 
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.
2. Сообщение темы. Целевая установка. 
Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем обычный .
Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия…………………..
Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
3.Вступительное слово.
Если посмотреть на карту, сравнить нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. –

Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

4. Основная часть:
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина – это земля, государство, где человек рождается. 
Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах. (слайд 2)

6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить. 
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 
(слайд 3)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?


- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

7. Из Википедии - свободной общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии.

У́смань — город (с 1779) в России, административный центр Усманского района Липецкой области. Расположен в 75 км от Липецка. Население - 19 432 чел. (2014).

История

В 1645 году на месте нынешнего города была построена оборонительная крепость Усмань (в некоторых источниках указывается 1646 год). Её строил воевода С. М. Вельяминов. Через 30 лет укрепления обветшали, но опасность с юга сохранялась. Поэтому в 1684 году они были восстановлены. К 1780-м годам креспостные укрепления снова обветшали: от них остались лишь земляной вал и неглубокий ров.

Позже, в 1779 году, Усмань стала городом — центром Усманского уезда.

В 1790-х годах на Базарной площади построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Ранее, в 1778 году, на этой площади возвели каменную Пятницкую, а в 1788 году — каменную Никольскую церковь.

Не позднее 1763 года в Усмани существовала деревянная Космодамианская церковь. В 1825 году она сгорела, а в 1828 году на прежнем месте начали строить новую. Но завершить работы не удалось: когда здание соорудили до купола, на нём появились трещины; пришлось разобрать все до фундамента. Новое строительство закончилось в конце 1864 года.

В советское время были снесены Богоявленская, Пятницкая, Никольская и Космодамианская церкви. Из церковной архитектуры в Усмани осталась только Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Город получил свое название по реке Усмани. Гидроним, по предположению топонимистов, происходит от индоевропейского корня со значением «камень» (ср. иранское асман, русское яшма от греч. ἴασπις). «Это название было перенесено от р. Осмонь в Черниговской земле, откуда в X—XII вв. приходили в Подонье переселенцы-славяне».

- А кто – нибудь из вас слышал другую версию происхождения имени нашего города?

Экономика

  • завод литейного оборудования (ныне ОАО Литмашприбор — в частных руках)

  • свиноводческий комплекс ООО ЮКОН (дочернее предприятие ОАО Литмашприбор)

  • завод по производству подсолнечного масла КорГон

  • табачная фабрика (находится в стадии банкротства)

  • мебельная фабрика (выкуплена частным лицом)

  • швейная фабрика (выкуплена частным лицом)

  • Хлебокомбинат

Культура

С 2004 года проводится ежегодный молодежный фестиваль авторской песни и поэзии «Серебряный родник». В 2003 году был построен новый дворец Культуры, размещённый на площади Ленина.

- Какие ещё культурные мероприятия проводятся в нашем городе?

Памятники

  • две Триуфмальные арки

  • Усманский Районный Краеведческий Музей

  • памятник воеводе Степану Вельяминову

- Какие ещё достопремечательности нашего города вы знаете?

Русская православная церковь

  • церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1862 году

  • возрождающийся ныне Богоявленский собор, который был разрушен в 30-е года XX века

Известные уроженцы

  • Герой Советского Союза генерал-полковник М. П. Константинов

  • Дважды Герой Социалистического Труда, физик, лауреат Нобелевской премии академик Н. Г. Басов

  • Писатель В. В. Огарков

История герба Усмани

Герб городского поселения Усмань Усманского района Утвержден решением Совета депутатов города Усмани от 21 декабря 2012 года № 22/112 и внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 8050. Описание герба:

"В лазоревом поле на зеленой земле золотые хлебные снопы, сложенные в копну". 

Герб города Усмани может воспроизводиться с левой вольной частью в соответствии со ст. 10 Закона Липецкой области от 21.07.2003 № 60-ОЗ "О гербе и лаге Липецкой области" Герб города Усмани в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утвержденными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба города Усмани. 

Герб городского поселения город Усмань создан на основе исторического герба уездного города Усмань, Высочайше утвержденного императрицей Екатериной II 16 августа 1781 года (по старому стилю). Подлинное описание исторического герба гласит: "Въ верхней части щита - гербъ Тамбовскiй. Въ нижней - складенная копна въ снопахъ хлеба, въ голубомъ поле, въ знакъ изобилiя онымъ страны сей". Усмань - один из старых городов Липецкой области, выросший вокруг построенной в 1645 году воеводой Вельяминовым крепости. Восстановление исторического герба для современного города подчеркивает историческую, культурную и геральдическую преемственность, неразрывную связь многих поколений жителей города; показывает внимательное отношение усманцев к своему прошлому, к традициям.  Золото - символ богатства, стабильности, уважения, интеллекта.  Голубой цвет - символ чести, благородства, мира и взаимопонимания.  Зеленый цвет - символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста. Авторская группа: Реконструкция герба: Константин Моченов (Химки).  Художник: Роберт Маланичев (Москва). Компьютерный дизайн: Юрий Коржик (Воронеж), Ирина Соколова (Москва). Обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково)".

- Кто из вас может добавить к рассказу о нашем городе?

- Что нового вы узнали о нашем городе?

8.Песня об Усмани.

9.Подведение итогов.






В октябре 1931 года И.А.Товицкий переехал работать в Усмань. Ему поручили организовать начальную методическую школу. Впоследствии из начальной образцовой школа выросла в семилетку, а в октябре 1941 года семилетка была преобразована при слиянии двух школ в среднюю школу № 3.

Накапливаются творческие успехи школы № 3. В 1946 году школу премировали за высокие показатели в учебно – воспитательной работе Воронежский облисполком и облоно в размере 35000 рублей.

В 1947 году школа № 3 переходит в новое здание, а в старом разместилась областная школа для слепых детей, директором которой впоследствии стал И.А.Товицкий.

В 1949 году И.А.Товицкий - первому в Усманском районе присвоили звание «Заслуженного учителя школы РСФСР» и в том же году он был награждён орденом Ленина.

Многие труды Ивана Александровича опубликованы в различных газетах и журналах, некоторые премированы Академией педагогических наук. Более 40 лет отдал И.А.Товицкий школе, детям.

Умер в 1976 году, похоронен на Покровском кладбище г. Усмани.

Федотова Вера Михайловна


Родилась 9 мая 1923 г. В 1941 г. была призвана на действительную службу в Военно-Морской Флот. Там весной в 1942 г. она попала в блокадный Ленинград. Училась в школе связи на радистку. После чего ее направили воевать в зенитно-артиллерийский дивизион. Там в одном из боев она проявила все свое мужество, подтаскивая под градом осколков снаряды для защитных орудий. Ее наградили медалью «За отвагу».

Вера Михайловна закончила войну в Литве и в 1945 г. благополучно вернулась в родной г. Усмань, где и отпраздновала победу. Награждена орденом Отечественной войны III степени.


Из наградной телеграммы:

Краснофлотца Федотову Веру Михайловну, радиста 1253 батареи 123 ОЗАД. В боях с немецко-фашисткими захватчиками проявила мужество и стойкость. При отражении налетов авиации противника на стоянку судов в районе Хумялиоки, несмотря на близкие разрыве бомб, быстро и хладнокровно подносила к орудию снаряды, снаряжала обоймы, помогала охлаждать накалившейся ствол во время стрельбы, чем обеспечила бесперебойное ведение огня по самолетам противника, в результате чего батарея обила два «До-215».

После войны работала учителем истории в средней школе №3 г. Усмани.


Широкожухов Л.М.

Родился 28 мая 1917 г. В 1939 г. призван в ряды Красной Армии. В годы Великой Отечественной Войны воевал в составе Юго-Западного, Западного и третьего украинского фронтов. Был командиром отдельной разведки, командиром взвода управления, командиром огневого взвода.

В боях с немецкими оккупантами 12 и 13 дивизии 1944 г. мл. лейтенант Широкожухов проявил самоотверженность и безграничное мужество. В ночь с 12 на 13.02.44 года, Широкожухов находился у второго орудия 7 батареи, стоящей на прямой наводке в боевых порядках пехоты в с. Мариенфелд. Семь танков противника с автоматчиками атаковали нашу пехоту и обстреляли первое орудие.

Потеряв связь с первым орудием, стоявшим на противоположной стороне села в 500 метрах, Широкожухов под сильным огнем танков и автоматчиков противника пробрался к первому орудию, у которого командира и расчета не оказалось. Посчитав, что орудие пригодно к ведению огня принял на себя командование батарей, и распределив расчет по три человека на каждое орудие, развернув пушки в направление танков и открыл огонь по ним. Огнем двух орудий было два танка подожжено и один подбит. Мл. лейтенант Широкожухов вел огонь по атакующим танкам противника до тех пор пока не вышли из строя оба расчета орудий и разбиты пушки. После этого Широкожухов лично эвакуировал смелых бойцов и только после этого вышел из боя.

За участие в боевых действиях награждён орденами «Отечественной Войны» I и II степени, медалью «За победу над Германией» и другими юбилейными медалями. Имеет 2 ранения. Уволен в запас в 1946 г. в звании младшего лейтенанта.

После войны работал в Усманской средней школе №3 учителем НВП. В настоящее время Широкожухов Л.М. находится на заслуженном отдыхе. Часто своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне делится с учениками МБОУ СОШ №3.







Виктор Сергеевич Ярцев закончил среднюю школу в конце мая 1942 года, а 6 июня ушел добровольцем на фронт. В Усмани н емцы не были, с юга они приближались на 60 км, а с запада – на 40 км. Усмань была ближним тылом, здесь стояло много резе рвных и тыловых частей, штабов и госпиталей. Боевое крещение я принял под Сталинградом. При обучении в полковой школе получил специальность минометчика, но под Сталинградом нас всех бросили в пехоту. После первого ранения Виктор попал в противотанковую артиллерию, и в 1943 году принимал участие в Курско-Белгородской операции. После первого ранения был пулеметчиком (станковый пулемет «Максим »). По рассказам В.С. Ярцева: "Так как наши 45-мм орудия и станковые пулемёты стояли на самом переднем крае, вместе с пехо той, уязвимость их была очень высокой. При повреждении орудия или пулемета мы брались за автоматы и сражались в ряда х пехоты". Был ранен вторично. Осенью 1943 г. В.С. Ярцев форсировал Днепр и был ранен в третий раз. После 3-го ранения и продолжит ельного лечения проходил службу в отделе контрразведки. Биография после войны После войны Виктор Сергеевич закончил факультет иностранных языков Воронежского пединститута. 45 лет проработал в с редних школах № 2 и № 3 г. Усмани. Известный краевед, автор ряда статей и книги "Усмань. Серебряный век", один из инициа торов ряда выставок в краеведческом музее имени Б.П. Княжинского в г. Усмани


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!