«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цели: ознакомить детей с несколькими видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: иллюстрации с изображением людей разных профессий, «чудо-мешок» с предметами труда, выставка книг по данной теме (тема записана на доске), толковый словарь, в конвертах деформированные пословицы о труде, разрезные буквы на столе.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Учитель. Кто создал все, что нас окружает, - дома, машины, одежду? (Ответы детей.)
Сегодня мы поговорим о профессиях. Прочитайте тему на доске. Что такое профессия?
Ученики. Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
Учитель. Давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова.
«Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
Людям каких профессий необходимо трудиться?
Ученики. Трудиться надо всем.
Учитель. А какие пословицы о труде вы знаете?
Работа с пословицами
(В конвертах пословицы разрезаны на слова, дети складывают пословицы, объясняют смысл каждой пословицы.)
• Труд создал человека.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• Труд кормит и одевает.
• Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
• Терпенье и труд все перетрут.
• Наскоро делать - переделывать.
• Люби дело - мастером будешь.
• Научился сам - научи другого.
Игра «Угадай профессию»
Учитель. Приготовьтесь внимательно слушать стихи-загадки, они помогут выявить среди вас знатоков профессий. (Если есть возможность, то следует показать иллюстрации людей этих профессий.)
Поет рожок, поет рожок!
Мы гоним стадо на лужок.
Пасем коров мы целый день,
Лишь станет жарко - гоним в тень. (Пастухи.)
Упрятав челку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка...
Зато ладони - на руле. (Тракторист.)
Никто не свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (Милиционер-регулировщик.)
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».
«Уколю, - грозится еж, -
Если снимка не пришлешь!» (Фотограф.)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (Почтальон.)
Добрая хозяюшка
Цыплят позвала, зерен дала.
Хозяюшка: «Цып-цып-цып!»
А цыплята: «Сыпь-сыпь-сыпь!» (Птичница.)
Он умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать. (Циркач.)
Кладет кирпич за кирпичом -
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом. (Каменщик, строитель.)
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные.
Пахучие котлеты.
Салаты, винегреты.
Все завтраки, обеды? (Повар.)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные.)
Встаем мы рано, ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители.)
Встанем мы, когда вы спите.
И муку просеем в сите.
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари.)
Он науки изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовется... (агроном).
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
Кто по круче чуть заметно
К туче, к туче метр за метром
Поднимается с трудом,
На спине неся свой дом?
Думай, думай, не ленись!
Не улитка -... (альпинист).
Царь сегодня, завтра - вор.
Роли все сыграл... (актер).
Выступает в цирке брат,
Он воздушный... (акробат).
Защищать в суде всех рад
Наш умелый... (адвокат).
Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет... (банкир).
Его работа - в глубине, на самом дне.
Его работа - в темноте и тишине.
Но кто же он, ответь-ка на вопрос:
Не космонавт, а ходит среди звезд. (Водолаз.)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач.)
Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (Водопроводчик.)
У слона иль мышки жар –
Их спасет... (ветеринар).
Слезо-носовытиратель
В группе нашей... (воспитатель).
Путь его тяжел и долог,
Ищет залежи... (геолог).
Под оркестр поет наш хор.
Впереди всех... (дирижер).
Кто у постели больного сидит
И как лечиться ему говорит?
Кто болен - он капли предложит принять.
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор.)
Сочинять законы рад
В думе нашей... (депутат).
Бормашины слышен свист –
Зубы лечит всем... (дантист).
Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит... (журналист).
Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал... (инженер).
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (Сапожник.)
К телевизору запчасти
Подберет нам... (телемастер).
Ходит с края да на край -
Режет черный каравай. (Трактор, тракторист.)
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
Натянутый холст, краски, треножник –
Пишете натуры картину... (художник).
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб.)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак! (Шофер.)
Иглою огненной портной
Шьет кораблю костюм стальной. (Электросварщик.)
Скороговорка
Кто быстрее выговорит:
Сшит колпак не по-колпаковски,
Надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
Конкурс «Назови профессию»
Учитель. Ребята, у меня на столе лежат буквы. Я выбираю любую букву, показываю вам, вы называете профессию человека на эту букву.
А - аптекарь, архитектор.
Б - булочник, бетонщик.
В - врач, водитель.
Г - геолог.
Д-доярка.
3 - землекоп и т. д.
(Можно предложить детям другой вариант игры. Взять «чудо-мешок», в котором находятся разные инструменты (это могут быть и рисунки). Дети вынимают из мешка инструмент и говорят, кому он принадлежит.)
Учитель. Вот, оказывается, сколько существует профессий. Перечислить все профессии и специальности человека не хватит и урока.
Физкультминутка
Водящий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают. Водящим может быть любой желающий.
Стихи о людях других профессий
(Подготовленные ученики читают стихи.)
Художник
Художник рисует осенние листья.
Не слушают только художника кисти.
С ним в прятки осенние листья играют,
Найдешь их, а краски опять пропадают.
Художник растерян, художник не в силах
Осилить осеннюю эту стихию.
Руками разводит, рассеянно глядя,
А листья цветными кругами летят
И падают тихо то где-то, то рядом
И лишь на картину упасть не хотят.
В. Степанов
Учитель
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лед.
К нам Татьяна Николаевна
Из учительской идет.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда.
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет –
Ничего, что молода.
3. Александрова
Парикмахер
Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер все умеет:
Сорок лет стрижет и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простыней укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щелкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребенкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
С. Михалков
Ветеринарный врач
Я подумал вот о чем:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно - мы заплачем,
Разревемся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовет к нему врачей?
Он бродячий - он ничей!
А. Барто
Маляр
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
Вот кто строит этот дом –
Дом, в котором мы живем.
Беседа
Учитель. О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы? (Дети отвечают.)
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
- Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
- Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
- Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
- Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Л. Куклин
Учитель. Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься? (Выслушиваются ответы детей.)
Мы с вами еще продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. А сначала поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на работе.
Подведение итогов
- Что нового вы узнали? Что вас заинтересовало? Что удивило?