СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 4 классе. "Годовщина первого полёта в космос".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаете ли вы, какова была цель первого космического полёта? А что именно должен был выполнить Юрий Гагарин в первом полёте? Послушайте своих одноклассников.

 Ученик: Цель первого полета - изучение переносимости человеком условий космического полета.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 4 классе. "Годовщина первого полёта в космос".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17 имени Героя Российской Федерации

А.Б. Буханова» города Смоленска









Классный час в 4 Е классе,

реализующем

АООП НОО обучающихся с ТНР,

посвящённый годовщине полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина










Учитель

начальных классов

Горенкова О. Г.



   Цель классного часа: 1. Содействовать формированию у учащихся знаний в области естественных наук 2. Знакомить с историей освоения космического пространства.

3. . Продолжить знакомить учащихся с этапами биографии Юрия Алексеевича Гагарина и личностными качествами первого космонавта.

4.Воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, к ее истории и культурным традициям, воспитывать чувство гордости за своего земляка – Ю. А. Гагарина качествами первого космонавта.

5. Воспитывать у учащихся положительные качества: стремление к знаниям, трудолюбие, целеустремлённость, упорство, ответственность за порученное дело и любовь к спорту на примере первого космонавта Ю. А. Гагарина

6. Развивать мышление и творческие способности учащихся

План:

  1. Вступительная часть

2. Какими личностными качествами должен обладать космонавт?

3. Первый полёт

4. Начало новой эры – космической

5. Викторина «Знатоки о космонавтике»

6. Заключение. Будем беречь нашу Землю!

Подготовка к проведению классного часа:

  • Оформление стенда о Ю. А. Гагарине

  • Проведение конкурса рисунков и поделок: «Мечты о космосе»

  • Конкурс работ из пластилина «Там, на неведомых дорожках…»

  • Участие в дне науке, посвящённом космосу

  • Классный час «Животные – первооткрыватели космоса»

  • Подготовка учащимися сообщений космической тематики

  • Разучивание стихов, посвящённых Дню космонавтики

  • Изготовление плакатов с высказываниями

Оборудование:

  • фотографии Ю. А. Гагарина и других советских и Российских космонавтов

  • иллюстрации с изображением космодрома, космических кораблей

  • глобус

  • слайды о космических полетах и космических объектах

  • листы бумаги и фломастеры для проведения конкурса

1. -Какую знаменательную дату отмечает сегодня человечество?

   Каждый год 12 апреля мы с благодарностью вспоминаем об этом великом человеке – Юрии Гагарине, открывшем эру пилотируемых полетов в космос. Наша страна прошла большой путь от первого пилотируемого корабля к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам.

Когда вы были помладше, я рассказывала вам о детстве Юрия Гагарина, о его школьных годах. О его пути в отряд космонавтов мы говорили с вами недавно.

2. - Подумайте, каким должен был быть лётчик-истребитель, чтобы его выбрали из 3000 кандидатов? (Мнения детей). Космонавт должен обладать следующими качествами:

• отменное здоровье;

• выносливость;

• стремление к цели;

• упорство

• стремление к познанию;

• научный и испытательский характер;

• способность действовать в нестандартной ситуации

• жизненный и профессиональный опыт;

• трудолюбие;

• полная самоотдача;

- Подумайте, с кем из своих одноклассников вы не побоялись бы полететь в космос? Когда формируют космический экипаж, то космонавтов обязательно проверяют на совместимость. Хотите проверить, можете ли вы быть в одном экипаже?

Игра «Строим космический корабль».

Потребуются 3 команды по 3 человека. Ваша задача – нарисовать одну ракету на троих. Кто-то будет рисовать верхнюю часть ракеты, кто-то нижнюю, а кто-то среднюю. Договоритесь об этом заранее. Вы должны работать как единый сплочённый экипаж.

Старший лейтенант Гагарин был среди 3000 молодых летчиков-истребителей, проходивших отборочные проверки к будущим полетам в космос. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь.
На этапе первоначального отбора медики тщательно обследовали будущих кандидатов в космонавты на местах, в авиационных частях. Около ста человек пригласили в Москву. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты – пробы. Только 20 летчиков, успешно прошедших отборочный тур, были зачислены в первый отряд советских космонавтов, который теперь называют «гагаринским». В него вошли: Юрий Гагарин, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и другие достойные лётчики.
В начале марта 1960 года первый отряд собрался в Москве. Начались занятия и тренировки: теоретическая подготовка, тренировочные полеты, испытания в барокамере, сурдокамере, термокамере, парашютная подготовка, знакомство с невесомостью в специально оборудованном самолете, тренировки на центрифуге. Двадцать человек готовились в космос.
Летом 1960 г. отряд перебрался на свое постоянное место пребывания – Зеленый городок на северо-востоке Московской области, ныне известный Звёздный городок. Для ускоренной подготовки к первым полетам в ноябре 1960 г. была сформирована так называемая «ударная» группа.10 апреля на заседании Государственной комиссии принято решение об утверждении на первый полет в космос Юрия Гагарина. Дублёром назначен Герман Титов.
Впереди было 12 апреля.


3. -Знаете ли вы, какова была цель первого космического полёта? А что именно должен был выполнить Юрий Гагарин в первом полёте? Послушайте своих одноклассников.

Ученик: Цель первого полета - изучение переносимости человеком условий космического полета - наблюдение за параметрами: пульс, дыхание, электрокардиограмма, энцефалограмма.

Задача первого космонавта: оценка своего физического состояния в условиях невесомости, исследование физических возможностей человека в полете.

- А что, по-вашему, могут значить цифры, записанные на доске: 40868 км

28260 км/ч

327 км

1 ч. 48 мин.? Ученик: Протяженность полета первого космонавта: 40 868 км. Максимальная скорость полета: 28 260 км/ч. Максимальная высота полета: 327 км. Корабль выполнил один оборот вокруг Земли. Полет проходил в автоматическом режиме и длился 1 ч 48 мин.


- Хотите узнать, как описывает свой полёт Ю. А. Гагарин?

«... Я вошел в кабину, меня усадили в кресло, бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Мне было слышно всё, что делалось за бортом корабля на такой милой, ставшей ещё дороже Земле. Теперь с внешним миром, с руководителями полета, с товарищами-космонавтами я мог поддерживать связь только по радио. Позывной Земли был красивый и звучный – «Заря»...
...Наконец технический руководитель полета – академик С.П. Королёв – скомандовал:
- Подъём!
Я ответил:
- Поехали!
Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего,
В иллюминаторах показалась далёкая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещённой Солнцем.
- Красота-то какая! – снова, не удержавшись, воскликнул я...
...Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:
- Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее...
...Корабль вышел на орбиту. Наступила невесомость – то самое состояние, о котором я читал в книгах К.Э. Циолковского...
Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая красота.
- Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо...
...Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, - возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему...
...В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время...
...Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз...
...Высота полета всё время уменьшалась.
Десять тысяч метров... Девять тысяч... Восемь... Семь...
Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку...


...В 10 часов 55 минут “Восток”... благополучно опустился в заданном районе на вспаханное поле колхоза “Ленинский путь”, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки...
...Ступив на твёрдую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого телёнка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошёл к ним. Они направились навстречу...
...- Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
- Представьте себе, да, - сказал я..."
(Из книги Ю.А. Гагарина “Дорога в космос”).\

4. - Многие поэты посвятили свои стихи Ю. А. Гагарину. Давайте послушаем наших одноклассников:

Ученик: Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь всё это – навсегда.

Ученик: Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но, всё же, вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
(Махмуд Отар–Мухтаров)

В этот апрельский день началась новая эра человечества - космическая. С тех пор прошло полвека. Но мы и сегодня по праву гордимся тем, что первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Сбылась давняя мечта людей: был сделан первый шаг в неизведанный мир Вселенной.

Полет Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Первый космонавт открыл дорогу сотням своих последователей. Это позволило людям ступить на поверхность Луны, приоткрыть тайны других планет Солнечной системы.

«Необходимо, чтобы профессия космонавт была мирной профессией и результаты исследований, проводимых в каждом космическом полете, использовались для процветания жизни» - в этой благородной задаче видел Юрий Гагарин главное предназначение новой профессии – космонавт.

Нашим учёным дороги ясны

                                   Будут в космической мгле.

                                   Но эти дороги за тем лишь нужны,

                                  Чтоб лучше жилось на Земле.

5. Думаю, вы уже немало знаете о космосе. Предлагаю провести конкурс эрудитов.

Космическая викторина

1. Что является центром солнечной системы? (Солнце.)

2. Какая планета является естественным спутником Земли? (Луна.)

3. Какую планету называют красной? (Марс.)1. Как назывался космический корабль, на борту которого первый космонавт планеты совершил полёт? («Восток».)

4. Кто был вторым космонавтом в нашей стране? (Г.С.Титов)
5. Кто из космонавтов и когда первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965 г.)

6. Кто был генеральным конструктором пилотируемых космических аппаратов? (С.П. Королев.)

7. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 г.)

8. Кто из женщин первой побывал в космосе? (В. Терешкова в июне 1963 г.)

9. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, из-за невесомости.)

10. Место, где готовят к полёту в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты? (Космодром.)

11. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли? (Байконур.)

12. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю.А. Гагарина часы над дверью показывают одно и то же время: 10 ч 31 мин? (В этот миг оборвалась жизнь Ю.А. Гагарина.)

13. Какой позывной был у Ю. А. Гагарина?

14. Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?

( Подведение итогов викторины).

6. - В заключение нашей сегодняшней встречи я хочу зачитать вам слова Юрия Гагарина (зачитывается цитата, написанная на плакате): «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Давайте теперь произнесём эти слова хором и будем следовать тому, к чему призывает нас Гагарин!

Конкурс «Космическая мозаика».


Литература для проведения классного часа:
1. Ю.А.Гагарин. Дорога в космос. М., Воениздат, 1981, 336 стр.
2. А.Т.Гагарина Память сердца. М., АПН, 1986, 224 стр.
3. Я.К.Голованов Наш Гагарин. М., Прогресс, 1978, 332 стр.
4. Я.К.Голованов Космонавт № 1. М., Известия, 1986, 80 стр.
5. И.И.Кузнецов Расследование… 35 лет спустя. М., ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005, 128 стр.

6. Советские и российские космонавты. 1960-2000. Справочник. М., Новости космонавтики, 2001, 408 стр.

7. В.А.Гагарин.  Мой брат Юрий Гагарин. – М.: «Московский рабочий, 1984.
8. В.И.Гагарина. 108 минут и вся жизнь. — М.: «Молодая гвардия», 1986
9. Б.Л.Столярж . Знаете, каким он парнем был. М.: Физкультура и спорт, 2004.


Примечание: Во время мероприятия могут проводиться физминутки с использованием следующих стихов:


По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт


Чёрный бархат неба

Звёздами расшит.

Светлая дорожка

По небу бежит.

От края и до края

Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему

Свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики

Родной далёкий свет -

Простор для космонавтики

На много тысяч лет.


Проложим дороги к далёким мирам,

В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников

То в гости к себе пригласим.


9