Классный час в 4 классе : « Наше здоровье - в наших руках»
Цель урока: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
Расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
Вызвать у детей желание заниматься физкультурой и спортом;
Воспитывать общую культуру здоровья.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
- Ребята, я хочу начать урок классный час с замечательного стихотворения.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Как вы думаете, ребята, кто это мог бы быть? (солнышко)
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
- Давайте и мы с вами улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
(Ребята приветствуют друг друга).
II. Знакомство с темой классного часа.
-Для определения темы нашего классного часа, предлагаю вам разгадать кроссворд.
Кроссворд «Здоровье»
| з | а | р | я | д | к | а | |
| | д | у | ш | | |
| с | п | о | р | т | | |
| | р | ю | к | з | а | к | |
| п | р | о | р | у | б | ь | | |
| | в | е | л | о | с | и | п | е | д |
к | о | н | ь | к | и | | |
| т | р | е | н | и | р | о | в | к | а | |
Ключевое слово подскажет нам тему.(Здоровье)
1 .Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна ... (Зарядка.)
2.Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет ...(Спорт.)
4 Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками,
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
5. В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь вставлено. (Прорубь.)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой ... (Велосипед.)
7.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих -
Что за кони у меня? (Коньки.)
8. Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно,... (Тренировка.) Слайды 1,2
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Здоровье)
- Ребята, а как вы думаете, что такое здоровье, как его измерить?
Дети:
– Заниматься спортом
– Закаляться
– Делать зарядку
– Соблюдать чистоту
– Соблюдать режим дня
– Правильно питаться
- Здоровье –
это такое состояние организма, при котором правильно взаимодействуют все его органы.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
- Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, о приобщении к здоровому образу жизни, о роли здоровья в жизни и деятельности человека. Поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Вспомним правила, которые должен каждый из вас соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье на долгие годы, каких вредных привычек следует избегать.
III. Работа над темой урока.
Работа в группах. Учащиеся делятся на 2 группы. Каждой группе раздается конверт, в котором разрезаны пословицы. Учащиеся должны соединить пословицы. Обсуждение пословиц.
Продолжите пословицы о здоровье человека.
«Болен - лечись, ... (а здоров – берегись!»
«Двигайся больше - ... (проживешь дольше)
«Забота о здоровье - ... (лучшее лекарство)».
• В здоровом теле... (здоровый дух).
• Здоровье дороже... (золота).
• Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).
Проверка .Слайд 3
Мы назвали много составляющих здоровья, рассмотрим подробнее некоторые из них.
Слайд 4
«Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – ЧИСТОТА!».
- Чтобы быть здоровыми , надо соблюдать правила гигиены.
-Вокруг нас очень много мельчайших живых существ - микробов. Они везде – в воздухе, воде, земле, на нашем теле. Эти существа так малы, что глазом их не рассмотреть, для этого нужен специальный прибор – микроскоп.
Некоторые микробы полезны, но, к сожалению, не все, есть и очень вредные, болезнетворные. Попав в организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. Из этих ядов и возникают заразные болезни.
- А как микробы попадают в организм? Конечно же, с грязных рук. Но от микробов можно защититься, если соблюдать правила гигиены:
Ученик 1.
В глубоком, черном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо, днем и ночью,
Они детей немытых ждут.
С немытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он!
Нет, он не пустит под откос
Большой железный паровоз.
Он незаметно расплодится,
Когда забудете умыться,
И эти тысячи микробов
Вас могут довести до гроба!
Но только не надо бояться!
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого мыла.
Ученик 2.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Учитель:
Ученые подсчитали, что на немытых руках находится 3 000 000 микробов. В наш организм при этом попадает 1/100 этих микробов. Сколько же микробов попадает в организм, если вы не помыли руки? Помните об этом ребята, и всегда мойте руки перед едой!
Запомнить нужно навсегда
Залог здоровья – чистота!
Для того чтобы мы могли считать себя здоровым человеком, нужно не забывать и о зубах
Ученик 3.
Чтобы зубы не болели,
Вместо пряников, конфет
Ешьте яблоки, морковку –
Вот вам, дети, наш совет.
Ученик 4.
Все хорошие ребята
Чистят зубы аккуратно.
Чистить зубы им не лень,
Чистят их два раза в день.
Ученик 5.
Чистят зубки дважды в сутки,
Чистят долго – три минутки,
Щеткой чистой, не мохнатой,
Пастой вкусной, ароматной.
Ученик 6.
Репка, яблоки, морковка –
Детским зубкам тренировка.
Чтобы зубы не болели, знают дети, знают звери:
Каждый должен дважды в год
Показать врачу свой рот.
- Сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Плохо-хорошо» (правила гигиены). Я буду вам вслух читать высказывания, а вы, если согласны, должны хлопнуть в ладоши, а если не согласны – потопать ногами».
Хорошо: Плохо:
-Мыть ноги, руки, принимать душ –
Много есть, и пить перед сном.
-Чистить зубы. - Играть в шумные игры.
-Проветривать комнату. - Смотреть страшные фильмы.
-Гулять на свежем воздухе. - Слушать громкую музыку.
- Заниматься спортом. - Есть из грязной посуды.
- Редко смотреть телевизор - Долго сидеть за компьютером
Слайд 5
-Послушайте еще некоторые правила гигиены:
Не есть и не пить на улице.
Всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы; перед едой, после туалета.
Есть только мытые овощи и фрукты.
Есть и пить только из чистой посуды.
Когда чихаешь и кашляешь, закрывать рот и нос носовым платком.
Достаточно мыть тело 1–2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой. Во время мытья с кожи человека удаляется 1,5 млрд. микробов.
Слайд 6
Вы должны определить, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а какими могут пользоваться все члены семьи. (выдаются предметы для трех групп: полотенце, зубная щетка, зубная паста, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка)
Спорт, физкультура, зарядка . Слайд 8
Дети!
Хорошо, когда человек с детства дружит с физкультурой.
Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.
Загадки про спорт
Двухметровая детина
Мяч к мячу, за ним второй
Ведь корзина-то с дырой! (баскетбол)
Он несется будто к звездам. К финишу. Вот это да.
Голову он поднял: воздух, -Опустил: уже вода. (Пловец).
Кто по снегу быстро мчится
Провалиться не боится? (Лыжник)
Лёд вокруг прозрачный, плоский
Две железные полоски
А над ними кто-то пляшет
Прыгает, руками машет. (фигурист)
Только ей судья кивнет
По бревну скакать начнет!
С длинной ленточкой попляшет
С брусьев ножками помашет
А потом воды попьет
И оценок за труды ждет. (Гимнастка)
Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы, рыболовы?
Что за невод во дворе?
-Не мешал бы ты игре
Мы играем в (волейбол).
Зеленый луг, Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот Бойко бегает народ.
На воротах этих Рыбацкие сети. (Стадион)
По полю команды гоняют мяч,
Вратарь на воротах попался ловкач.
Никак не дает он забить мячом гол.
На поле играют мальчишки в... (футбол)
А каким спортом занимаетесь вы?
Есть правила движения, давайте с ними познакомимся:
(на столах текст, дети по очереди читают)
1. Утренняя зарядка обязательна, её проводят 10- 12минут. Она должна быть
энергичной.
2.Физкультминутка на уроке даёт отдохнуть голове, пальцам, спине – это всего лишь два-три упражнения и занимает 2-3минуты.
3. На уроках физкультуры будьте активны, постарайтесь запомнить упражнения, некоторые из них потом включите в свою зарядку.
4.Участвуйте в разных спортивных секциях, катайтесь на коньках, на лыжах,
ходите в походы, побольше двигайтесь во время прогулок около дома.
Физминутка
«Шуточная гимнастика»
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять,
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать!
Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим ! Слайд 9
- Ребята, отгадайте загадку:
На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода.
(Часы).
- А зачем человек придумал часы? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Назовите по порядку четыре времени суток. (Утро. День. Вечер. Ночь).
Слайд10
- Режим дня – это распорядок дня (в переводе с французского языка означает установленный распорядок жизни, работы, питания, отдыха, сна).
Если человек после сна встает бодрый, значит продолжительность сна достаточная. Ученые подсчитали, что человек спит треть своей жизни, около 25 лет.
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!
- Ребята, надо запомнить, что правильное выполнение режима , чередование труда и отдыха необходимы – они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
- А сейчас мы послушаем вас, ребята, какой же у вас режим дня ? (рассказы ребят).
- Сколько часов должен спать ученик? Когда он должен ложиться спать? (Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как. восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи.)
Здоровое питание - основа здоровья. Слайд 11
1.Отгадайте загадки, о том, что является друзьями здоровья. ( показ картинок)
Слайд 12
2.По слайду определить., назвать овощи и фрукты
IV. Закрепление.
Здоровье - это самое главное богатство человека. Не случайно поэтому в русском фольклоре столько загадок, столько мудрых пословиц и поговорок о нём- А теперь задание. На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ найти слова, которые имеют отношение к здоровью, к здоровому образу жизни.
З – зарядка,
Д- диета ; доктор
О- отдых ;
Р- режим ;
О- осанка, овощи
В- витамины ;
Ь- __ ;
Е- еда .
А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать здоровый человек?
(учитель выслушивает ответы детей и подводит итог).
список качеств:
• редко болеет
• счастливый
• закаленный
• трудолюбивый и отзывчивый
• питается здоровой пищей
• добрый, красивый, веселый
• крепкий, стройный, подтянутый
• сильный, ловкий
• любит и занимается спортом
• принимает витамины
• делает зарядку
• соблюдает режим дня
• соблюдает ПДД
• редко смотрит телевизор
• отдыхает на природе
• ночью спит 10 часов
• 2 раза в день чистит зубы
• не курит
• не ест много сладкого
• не сидит долго за компьютером.
Разговор о привычках человека.
У каждого человека бывают свои привычки. Какими могут они быть? (полезными и вредными).
С кем приятнее вам будет общаться: с человеком, который имеет вредные или полезные привычки?
Существуют разные привычки: полезные и вредные.
Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек.
Не иметь вредной привычки помогает сила воли.
А также, чтобы быть здоровым человеком, необходимо, отказаться от вредных привычек. Мы с вами сейчас поиграем.
Игра «Полезно-вредно»
Читать лежа …
Смотреть близко телевизор…
Оберегать глаза от ударов …
Употреблять в пищу морковь, петрушку …
Тереть грязными руками глаза…
Смотреть на яркий свет …
Промывать глаза по утрам …
Читать во время еды…
проветривать комнату;
обманывать;
умываться;
чистить зубы;
грызть ногти;
класть вещи на место;
выполнять домашнее задание;
заниматься спортом;
пропускать уроки;
говорить правду;
лениться;
читать лежа;
мыть за собой посуду;
драться;
ссориться.
– Итак, какой вывод мы можем сделать? Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи остаются на всю жизнь.
А какие у вас есть привычки?(учитель выслушивает ответы детей)
Посмотрите, что может произойти с человеком, если он подружится с вредными привычками.
(Мультфильм Сестрички-привычки.)
V.Итог урока.
Песня о здоровье.
- Что же такое здоровье?
- Какие секреты здоровья мы узнали?
- Молодцы. Мне очень понравилось как вы работали на уроке.