МБОУ Денисковичская ООШ
Классный час в 4 классе
на тему:
Подготовила и провела:
классный руководитель
4 класса
Семендяева В.И.
2022 г.
Цель: обратить внимание детей на то, что учеба – это большой труд; учить анализировать свою учебную деятельность, делать выводы, рассуждать.
Задачи:
развивать уважение к любому труду;
выработать алгоритм успешной учебы;
развить стремление к самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование: распечатки текста: «Настоящее образование есть именно самообразование... Надо учиться (учить себя) в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение (самоучение), по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество, неизмеримо важнее первого» (Н.И. Пирогов).
Ход классного часа
Вступительное слово
Песня «Если умным хочешь быть»
- О чем будем говорить на классном часе?
- Что значит учиться? (ответы учащихся)
Учеба – это прежде всего труд. Ученикам необходимо уметь слушать и запоминать, выполнять все аккуратно, интересоваться окружающим миром, уметь планировать свое время, чтобы все успеть.
Наверняка так бывает, что получив 2 или 3, вы решаете, что придете домой и «возьметесь» за ум, начнете все учить. А когда приходите домой, то вам хочется полежать, посмотреть тв, поиграть в компьютерные игры, погулять. На домашнюю работу остается мало времени. И глаза уже слипаются, сил нет, хочется спать.
- Что же делать? (ответы учащихся)
Послушайте, как справился с такой ситуацией ученик.
Я с утра учу таблицу,
Я замучился совсем.
Дважды девять – восемнадцать,
Трижды девять – двадцать семь.
Не смотрю я передачу, даже мультики – ни-ни.
Все учу ее, таблицу,
Даже в выходные дни.
Не гонял я мяч с друзьями,
Телевизор не смотрел.
Но зато ура!
Таблицу я, ребята, одолел.
- Почему один ученик может «взять себя в руки», а другой – нет?
Задания:
Нарисуйте себя, каким вы видите себя через 20 – 25 лет?
Подберите пословицу к своему рисунку?
Какой вывод можно сделать?
Пословицы
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Сперва аз да буки, а там и науки.
Без муки нет и науки.
Учи других - и сам поймешь.
Для ученья нет старости.
Человек неучёный - что топор неточёный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
II. Мини-лекция «Как учиться хорошо?»
Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.
- Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается? (Дети высказываются.)
Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.
Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.
В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).
Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности. (Записывает на доске.)
1. Как развить силу воли?
Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.
• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».
• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.
• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.
• Верьте в себя.
2. Как сосредоточиться на уроке?
Представьте: вы стоите у доски и не можете решить задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!»
Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.
Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому, что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устает, да и результаты не всегда налицо.
Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползет по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах учителя?
В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не двигается, напряжен - и внимание его само собой концентрируется. Мы сдвигаем брови, наклоняем корпус вперед к собеседнику, потому, что хотим быть внимательными, и становимся внимательными, если примем определенное положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего, нужно изменить позу. Этому вас учили еще в первом классе: сядем прямо, соберемся, приготовимся слушать...
Мультфильм « В стране невыученных уроков»
Почему Виктор Перестукин попал в волшебную страну?
Что пришлось увидеть мальчику вместе с его верным другом котом в волшебной стране?
За что хотел казнить Виктора Перестукина глагол повелительного наклонения?
Почему не казнили Виктора Перестукина?
Что решил Витя, попав домой из волшебной страны?
Ребята, а теперь мне бы хотелось послушать вас, выскажите свое мнение, ответьте мне на один вопрос: “Для чего человек учится?”
Игра «Лесенка»
На доске записаны предложения, их надо расставить в виде лесенки. На самой верхней ступени будет стоять САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься. На ступеньке ниже – менее важное, на следующей ступени – еще менее важное и так, пока не заполните все восемь ступенек.
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Для чего же нужно учиться?
Человек учится прежде всего потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.
Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время.
А ещё ленивые люди утверждают: «Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней». Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение! Чтобы втянуться в работу, нужно вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец.
Инсценировка
Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Вредный кот» и подготовьте инсценировку.
1-й ученик: Петь, здорово!
2-й ученик: Здравствуй, Вова!
1-й ученик: Как уроки?
2-й ученик: Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только, было, сел за стол,
Слышу: «Мяу».
- Ты зачем пришел?
Уходи!- кричу коту.-
Мне и так…невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брось и не мяукай!
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид-
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь. «
А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост.
Кто кому мешал? Кот мальчику или мальчик коту? Как можно назвать такое обращение с животными?
Вывод: Любые свои способности можно развивать. Постарайтесь выработать для себя режим дня. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества необходимы.
IV.Рефлексия.
Выберите понравившиеся фразы и закончите их.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …