2021 г.
Нижегородская земля славится достойными примерами, которые могут стать образцом для подрастающего поколения «делать жизнь с кого»: Александр Невский, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Александр Перов и многие другие.
Особое место среди них занимает Александр Невский, гордость и слава Российской земли. Ведь недаром в 2008 году по результатам народного голосования он назван "Именем России".
Для Городецкой епархии имя Александра Невского особо свято, так как в Городецком Федоровском мужском монастыре в 1263 году, возвращаясь из шестого дипломатического похода в Золотую орду, он заболел, принял схиму (высшую степень монашества) с именем Алексей и скончался 27 ноября этого же года. Александр Невский на сегодняшний день является для людей всех возрастов примером правителя, дипломата, семьянина, непобедимого воина и защитника Русской земли. Наше внеурочное занятие посвящено изучению его жизни.
Данная методическая разработка – это еще один способ передачи опыта становления личности ребенка через соприкосновение с историей жизни князя Александра Невского. Аудитория применения данной разработки – это педагоги, воспитатели, классные руководители общеобразовательных организаций.
Разработка занятия может быть успешно адаптируема к проведению среди аудитории учащихся разновозрастных групп при условии отбора предлагаемого материала и его подачи.
Данная методическая разработка содержит пояснительную записку, цель, методы и приемы его построения, технологическую карту , список литературы и использованных медиа-ресурсов, а также список дидактических материалов и мультимедийного сопровождения методической разработки.
1. Создание условий для расширения знаний о святом благоверном великом князе Александре Невском и князьях русских;
2. Способствовать формированию чувства патриотизма, трудолюбия, уважения к старшим, дисциплинированности, коллективизма, ответственности за общее дело и судьбу своей Родины на примере святого благоверного великого князя Александра Невского и князей русских;
3. Совершенствование методов и приёмов развития личности и творческих способностей учащихся, вовлечения обучающихся в проектную и научную деятельность учащихся.
4. Развитие познавательного интереса, воспитание уважительного отношения к личности, духовному, историческому наследию страны
и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
-формирование интереса к познанию.
-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
-формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать).
- оформление кабинета для проведения занятия баннерами. Дети рассматривают баннеры самостоятельно, обмениваются полученными впечатлениями и информацией;
- оформление спортзала баннерами с изображением Ледового сражения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Настрой Слайд №1 (См. презентация к занятию) | «Добрый день, ребята! Давайте знакомиться, - педагог знакомится с учащимися. – Мы собрались сегодня на занятие, которое называется «Александр Невский и князья русские». . И постараемся раскрыть образ Александра Невского на всех этапах его жизни, чтобы вместе ответить на вопрос: почему это имя было названо именем России. | Учащиеся внимательно слушают учителя. |
Ход занятия Слайд №2 (См. презентация ) | «Итак, тема нашего урока – «Александр Невский и князья русские». Первый момент, который мы всегда вспоминаем, это семья род, из которого происходит Александр Невский, – учитель запускает демонстрацию презентации. – Из какого рода он происходит?». Он происходит из княжеского рода," - подтверждает учитель. | Учащиеся отвечают: «Княжеский род». |
Слайд №3 (См. презентация) | "А кто наши князья в тот период?"- вновь спрашивает учитель, переходя к следующему слайду. "Все верно. Итак, он прямой потомок Рюрика в XI колене", - говорит учитель, указывая на родословное древо. "Князь - это всегда защитник людей, защитник своего народа, согласны со мной или спорим? - обращается учитель к классу. - Князь - защитник людей?" | Учащиеся отвечают: «Рюрики». Учащиеся отвечают: "Согласны". Учащиеся отвечают: "Да, он защищает людей". |
Слайд №3 (См. презентация) | "А кто знает, что означает имя Александр?"- спрашивает учитель. «В переводе имя Александр означает "защитник", - поясняет учитель. - А я вам еще тайну открою: Александр Невский принял монашество, а в монашестве новое имя - он в схиме Алексий. Имя "Алексий" в переводе означает тоже "защитник". Он трижды защитник. Дважды в своем имени и еще по своему предназначению как князь. И он всегда защищал русскую землю". "Давайте еще раз посмотрим родословное древо князя, - учитель обращается к презентации. - Кого из князей рода Рюриков, представленных на нем, вы знаете?" | Вопрос к учащимся, чье имя Александр –что означает его имя? Учащиеся отвечают: "Юрий Долгорукий, он основал наш город". Учащиеся отвечают: "Князь Владимир, он креститель Руси". |
Слайд №4 (См. презентация) | Учитель переходит к следующему слайду: "Давайте посмотрим, а кто же были родители князя Александра?" Учитель рассказывает: "Его отец - великий князь Ярослав Всеволодович, один из сыновей Всеволода - Большое гнездо, защитник русских земель. Конечно, он очень много дал своему сыну Александру, научил его любить и защищать русскую землю. Матушка Александра Невского – Ростислава Мстиславовна, в крещении Феодосия, а в иночестве – Евфросиния, княгиня Новгородская местночтимая святая. Учитель обращается к детям: "Скажите, это важный факт: матушка - святая?" "Конечно! - подтверждает учитель. - Она имела особые качества, которые позволили причислить ее к лику святых: кротость, смирение, любовь к людям. Именно она воспитала князя Александра, который впоследствии тоже был причислен к лику святых". | Учащиеся рассматривают слайд №4. Учащиеся слушают. Учащиеся отвечают: "Да, важный". |
Слайд №5 (См. презентация) | "Переходим к следующему слайду, - говорит учитель. - Давайте вспомним, где и когда родился князь Александр?" Учитель поясняет существующие версии даты рождения князя, акцентируя внимание на принятой, на государственном уровне дате-13 мая (ст.ст.) 26 мая (н.ст.) 1221 года. | Учащиеся отвечают: "Князь родился в Переяславле-Залесском". |
Слайд №6 (См. презентация ) Слайд №7 (См. презентация ) Слайд №8 (См. презентация ) Слайд №9 (См. презентация ) | "Итак, - продолжает учитель, обращаясь к следующему слайду,- князь родился в городе Переславле-Залесском. Именно там он воспитывается мамой до 4-х лет. Мама рассказывает ему сказки, былины, она дает ему все, что дает мама ребенку, когда он совсем маленький, она, конечно, поет ему колыбельные". "А вот с четырех лет он передается уже на мужскую половину, в руки наставника - дядьки", - учитель переходит к следующему слайду, - для обучения и подготовки к взрослой жизни. Так было принято на Руси в XIII веке. Это очень важный период в его жизни. В три–четыре года происходит обряд княжеского пострига, посвящения в воины". «Вы представили себя в три – четыре года? обращается учитель к детям. - Что вы делали в этом возрасте?" "Да, ходили в садик, - подтверждает учитель и поясняет, - вас тоже там многому учили. Но во времена Александра Невского жизнь другая была. В те времена нужно было рано взрослеть, рано многое постигать, узнавать, чтобы воспитать, сформировать в себе важные качества, и это формирование начиналось с трех – четырех лет. Это был переход юного княжича из детства уже в отрочество". "Чему учили князя, как вы думаете? - спрашивает учитель.- Грамоту нужно изучать?" "Обратите внимание дети, - учитель обращается к следующему слайду презентации,- в нашей презентации сказано, "изучали грамоту, отдавая предпочтение чтению Священного Писания". Священное Писание многому нас учит!" «А еще через Священное Писание Господь дает людям законы (заповеди), по которым нужно жить, - поясняет учитель,- можно ли править народом, не зная законов Бога?". "Что еще изучал князь?" - спрашивает учитель. «Особое внимание уделялось физическому воспитанию княжича, - продолжает учитель,- он должен был расти крепким, выносливым. В те времена обязательными для княжича были верховая езда, стрельба в цель из лука, охота, на которую отец берет его и, конечно, военные игры". "Мальчишки, - обращается учитель к классу,- а вы играете в военные игры? В уличные, не компьютерные игры?" | Учащиеся отвечают: "Мы ходили в детский сад". Учащиеся отвечают: "Да! Если ты неграмотный, кто тебя слушать будет!" Учащиеся соглашаются: "Да, учит честности, справедливости!" Беседа с учащимися по слайду |
Слайд №10 (См. презентация ) Слайд №11 (См. презентация ) | "Переходим к следующему слайду, - говорит учитель. - В 19 лет князь Александр женился. Свадьбу на Руси называли "вторым земным почетом". Это очень важно! Первый земной почет – это крещение, второй - венчание, а третий – отпевание. Жену князя Александра звали в крещении Александра. Александр и Александра - легко запомнить! У них родилось 8 детей, и трое из них были причислены к лику святых. Еще раз вспоминаем, что у Александра Невского матушка святая." "Князь Александр Невский святой?"- спрашивает учитель. «И дети у князя Александра – святые, - напоминает учитель. - И чтобы дать правильное воспитание детям, нужно чему-то научиться самому, правда? Так что нужно многому учиться сейчас, уже в вашем возрасте". | Беседа учителя с учащимися по слайду |
Слайд №12, 13 (См. презентация ) | "Давайте посмотрим, какие события происходили в истории Руси в XIII веке, - предлагает учитель, включая следующий слайд. - Русская земля находилась" между двух огней". Кто пришел воевать на русскую землю?" "Верно, с востока пришли, ордынцы, а с запада кто пришел?" - спрашивает учитель. "Правильно! Немецкие, датские, шведские рыцари. Мы их называем "крестоносцами", - поясняет учитель. - Это был крестовый поход на русскую землю. Рыцари - это "элитные", лучшие войска Папы Римского. Это как сегодня войска спецназа. Как вы думаете, зачем они идут на русскую землю?" "Да, вы правы! - соглашается учитель. - Но самая главная их цель – уничтожить Православие на русской земле и насадить католическую веру. Они идут уничтожить наш веру православную". "Вы православные?" - задает вопрос учитель. «Очень важно хранить свою веру, защищать ее, - поясняет учитель. - И вот идет враг, который хочет уничтожить нашу веру и это сложнейший момент | Беседа с учащимися по слайду |
Слайд №14 (См. презентация | "Рассмотрим следующий слайд, - предлагает учитель. - Запомним дату -1240 год. По Неве идут корабли с рыцарями, крестоносцами. Они встают лагерем и готовы выступить дальше, войти в Великий Новгород, захватить его и уничтожить. Они идут не просто захватить наши западные земли и торговые пути, как мы уже говорили, а уничтожить православие и насадить католичество, другую веру.. "Александр Невский, которому 19–20 лет, должен принять бой с сильнейшим противником, и это его первое самостоятельное сражение, - объясняет учитель. - Ребята, представьте, что вы - Александр Невский. Поставьте себя на место князя и представьте расклад сил: у князя Александра практически нет войска, достаточного для сражения, а во главе крестоносцев очень опытный полководец, войска отца не успеют подойти на подмогу. Как победить в ситуации, где победа невозможна?" "Т.е. можно к крестоносцам послать гонцов, договорщиков, - резюмирует учитель. - Но смотрите, какая ситуация: рыцари не хотят договариваться, сила на их стороне, на договор они не пойдут. Что делать князю?" "А помощь не успеет подойти, как быть?" - спрашивает учитель. - Вот вы выработали огромное количество разных вариантов. Как понять, какой из них все-таки правильный? Кто поможет сделать правильный выбор?" "Советник тоже может ошибаться. Кто поможет сделать правильный выбор?"- вновь задает вопрос учитель. "Правильно! Бог не ошибается никогда, - объясняет учитель.- Бог нас создал, этот мир создал. Бог наделил нас разумом, Он дает нам понимание, правильные мысли. Но чтобы все это получить, нужно с Богом побеседовать. А как побеседовать с Богом?" "Молодцы!- говорит учитель. - Молитва - это и есть беседа с Богом!" Учитель рассказывает: "Князь идет в храм, молится и просит помощи у БОГА. Возможно, он говорит: «Господи, я могу придумать миллион самых разных вариантов, но все они мне не помогут, и я проиграю. Только Ты мне можешь помочь. Я не имею права проиграть, я должен защитить свой народ, Великий Новгород и Святую Софию. И я знаю, Господи, что Ты мне поможешь, что Ты мне дашь силы, что Ты мне дашь мудрости, храбрости, смекалки, хитрости, и я верю, что обязательно выиграю». И он выиграл. Все было так, как вы мне говорили. Конечно, он придумал хитрость, он собрал нужное ему войско, конечно, он выступил неожиданно и победил в этом сражении. Крестоносцы понесли колоссальные потери и минимальные потери были в русском войске. Но это все только с Богом. В каждый момент своей жизни, принимая то или иное решение, вступая в тот или иной этап своей жизни, помните - «БЕЗ БОГА НЕ ДО ПОРОГА!». И Господь все вам даст: правильную мысль, правильное понимание, правильное действие. И этому мы здесь учимся у Александра Невского". | Ученики рассматривают слайд. "Иногда не надо решать все кулаками, можно решить мирно, договариваясь", - говорят ученики. "Надо послать гонцов в ближайшие города, чтобы они прислали воинов, чтобы у них было достаточно большое войско," - говорят ученики. "Нужно придумать хитрость", - отвечают ученики. "У князя есть советник, - говорят дети,- он должен посоветовать правильный выбор". "Бог!"- говорят ученики. "Через молитву", - отвечают дети. |
Слайд №15 (См. презентация Слайд №16 (См. презентация | Учитель переключает презентацию на следующий слайд: "Мы иногда молимся и не понимаем, Господь нас слышит или нет. Чтобы укрепить человека, Господь может даровать ЧУДО. Чудо было явлено перед самым сражением на Неве: дозорный Пелгусий, который наблюдал за кораблями противника, вдруг видит, как по Неве плывет ладья, а в ней святые Борис и Глеб. Это первые святые мученики, братья, они были убиты, но он их видит живыми, они плывут в ладье, светятся их нимбы, и они как живые разговаривают друг с другом. Это чудо? " " А что же они говорят? - продолжает учитель. - Брат, поможем нашему брату Александру». И дозорный это слышит. Что это означает? Святые встали на защиту русской земли, святые идут на помощь Александру Невскому. Он может проиграть?" Учитель рассказывает: "Вот что показал Господь этим чудом: он дает князю свою невидимую рать, святых, и они встают на защиту русской земли. А теперь запомните, что каждый православный в крещении получает имя святого. Каждый из вас носит имя святого. Он всегда с вами, ваш святой. И если наши воины вступали в сражение, с ними в сражении были рядом их святые. | Ученики рассматривают слайд. Беседа по слайду |
Слайды№17-21 (См. презентация ) | "Следующая дата - 1242год, - учитель переключает слайд. - Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледовое сражение или Ледовое побоище. Рассмотрим это сражение внимательно. Здесь на русскую землю пришли немецкие рыцари, и Александр Невский вновь проявляет себя как мудрый и опытный полководец". | Ученики рассматривают картину сражения: построение немецкого войска ("клином "или "свиньей"), построение войска Александра Невского, ход сражения на льду Чудского озера. Идет детальное изучение сражения учениками для дальнейшей реконструкции в игре. |
Слайд №22 (См. презентация ) | Учитель показывает следующий слайд: "Александр Невский защищает Псков. Победа снова на его стороне. Князь входит в город, ведет пленных рыцарей. Давайте рассмотрим картину В.А Серова "Въезд Александра Невского в Псков" (1945 год). Как вы думаете, что сделал А. Невский с пленными?" "Нет, ребята, - говорит учитель. - Он их отпустил, сказав им особые слова: «Идите и скажите всем, что Русь жива, а кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет, на том стояла, и стоять будет Русская Земля!» Как вы понимаете эти слова князя?" | Ученики рассматривают на слайде картину В.А Серова "Въезд Александра Невского в Псков" (1945 год). "Мучил долго, настаивал, чтобы они приняли Православие!" - предполагают ученики. Ученики размышляют: "Получается, он отпустил их как посланников. Он помиловал их, чтобы они донесли до своих правителей слова Александра Невского". |
Слайд №23 (См. презентация ) | Учитель переходит к следующему слайду: "После двух неудавшихся крестовых походов Папа Римский Иннокентий IV направляет к князю Александру своих лучших кардиналов с одной целью - предложить ему принять католичество, обещая за это все: немыслимые богатства, власть, стать королем русской земли. Откажись от православия, предлагают ему, и весь мир будет у твоих ног. Вот такой выбор встает перед князем. Но на все предложения католиков он отвечает кратко и просто: « В вашем учении не нуждаемся и не примем его» и вновь сохраняет веру православную. Как вы думаете, это важный исторический факт?" "А мы должны хранить веру православную, как хранил ее Александр Невский? - спрашивает учитель - Православие - это основа, стержень русского государства". | Ученики рассматривают картину Семирадского Г.И "А.Невский и папские Легаты". "Да, это важный исторический факт,- сказали ученики,- веру надо хранить". |
Слайд №24 (См. презентация) | "С востока на русскую землю пришли ордынцы,- продолжает учитель, переключая презентацию. - Это страшная беда. Сожжены русские города. Стоны и плач прокатились по русской земле. Наш Городец один из отрядов хана Батыя сжег дотла с "пепельным слоем от полуметра до метра". Оценивая масштабы немыслимой беды, которая обрушилась на русскую землю, изучив Орду, князь Александр понимает, что только мир с Востоком спасет русскую землю. Да, Орда страшна, но ей нужна только дань, а рыцари - крестоносцы хотели из нас другую, новую страну сделать, сделать нас частью католического мира под властью военных орденов. Орда не уничтожала наш язык, нашу культуру, нашу веру, наш уклад жизни, в Орде была веротерпимость. Крестоносцы шли все это уничтожить. Князь Александр в XIII веке делает исторический выбор между ВОСТОКОМ и ЗАПАДОМ: он идет на поклон к хану и приносит мир на русскую землю, а предложение послов Папы Римского отвергает". | Ученики рассматривают слайд. |
Слайд №25,26 (См. презентация | Учитель переходит к следующему слайду: "Летописцы свидетельствуют, что кроме ратных дел князь Александр "любил чин церковный ". Великий князь строил храмы, во всех своих начинаниях всегда обращался к Богу. Александр Невский причислен к лику святых, и он СВЯТОЙ МОЛИТВЕННИК О РУССКОЙ ЗЕМЛЕ". | Ученики слушают. |
Слайд №27 (См. презентация ) | "Александр Невский закончил свой земной путь в Городце, - учитель показывает новый слайд, - в Городецком Федоровском мужском монастыре. Он прибывает сюда из Орды, где находился долгое время, решая важнейшие вопросы для русской земли. Он много потрудился для русской земли. Сколько он успел сделать за 43 года жизни: 6 раз ходил в Орду, не проиграл ни одного сражения, сохранил русскую землю, показал себя как мудрый правитель, готовый в любой момент умереть за свой народ. Он умер в Городце, перед смертью приняв монашеский постриг, схиму с именем Алексий. Он схимонах Городецкого Федоровского мужского монастыря". | Ученики вместе с учителем вспоминают князей из рода Александра Невского, непосредственно связанных с Городцом: его брата Андрея Ярославовича и его сына Андрея Александровича (Городецкого). |
Учитель подводит итог занятия: | Мы хорошо потрудились. Сейчас я предлагаю Вам пройти блиц-викторину, чтобы узнать, что же запомнилось больше всего. | |
Слайды№28-36 (См. презентация | | Дети отвечают на вопросы блиц-викторины (см. Прил. 1). |
Завершение занятия | "Благодарим всех за активную и плодотворную работу! - говорит учитель. | |
Список дидактических материалов и мультимедийного сопровождения методической разработки