Классный час в 5-м классе
"До свиданья, лето! Здравствуй, школа! Здравствуй, 5 класс!"
Возраст 10, 11, 12 лет. В литературе часто школьникам этого возраста приписывают черты или младших школьников или подростков, поэтому Г. Р. Цукерман справедливо заметил, что возраст 10-12 лет оказался “ничьей землей” в возрастной психологии. В этом возрасте, находясь в предкритичной фазе, дети становятся неуправляемыми, но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
С первого часа первого дня пятиклашкам нужно давать понять, что им рады, что их трудности понятны, их личности интересны. И может быть тогда, успешная адаптация в 5 классе обернется более мягким прохождением сложных 7, 8, 9 классов.
Цели:
познакомиться с детьми;
дать возможность детям поближе узнать друг друга, способствовать формированию групповой сплоченности;
помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе, определить мотивации к учёбе,
познакомить пятиклассников с новой системой обучения;
помочь ознакомиться со школьными правилами;
создание благоприятного психологического климата в классном коллективе;
воспитание уверенности в себе;
формирование умения свободного общения.
Оборудование и оформление кабинета:
На доске слева красочная надпись “Здравствуй, школа”, справа – дата: 1 сентября 201_ г.;
доска украшена фотографиями ребят, сделанными на выпускном вечере в 4 классе. Над фотографиями – верёвка с прищепками-скрепками;
столы расставлены таким образом, чтобы центр класса был пустым, кабинет украшен воздушными шарами;
на доске в произвольном порядке написать названия школьных дисциплин, изучаемых в 5 классе;
слова для рецепта приготовления класса;
бейджики с именами всех учащихся;
фломастеры, цветные листы на столе, в цвет им жетоны;
небольшие листочки, листы А-4 для каждого учащегося.
Музыкальное оформление:
детские песни «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Всё мы делим пополам» и т.д.
Вступительное слово классного руководителя:
Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День Знаний. Для вас пятиклассники – это необычный день, потому что сегодня вы впервые переступили порог средней школы. Пятый класс – это самая первая ее ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками, будете такими же красивыми и умными, как и сегодняшние наши выпускники. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
Учеба принесет вам много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем коллективе было хорошо, как в большой дружной семье.
Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. Вы становитесь хозяевами этого учебного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок.
1. Пресс-конференция классного руководителя
- А теперь разрешите представиться: Ткаченко Ольга Викторовна - ваш классный руководитель и я рада приветствовать вас в этом уютном кабинете. И я начинаю свою пресс-конференцию. В роли журналистов будите выступать вы, ребята. Вы можете задать мне свои вопросы, если хотите узнать что-то обо мне. (10 -15 вопросов от ребят).
- На этом моя пресс-конференция закончена. Спасибо за вопросы.
Как замечательно, что у всех вас на груди приколоты бейджики, изготовленные вами. Я постараюсь очень быстро запомнить ваши имена. Теперь вы мне расскажите о себе. Сегодня у нас первый совместный классный час. Ну, а поскольку день сегодня праздничный, поэтому классный час будет праздничным, пройдёт он под девизом “Здравствуй, школа!” и символом его будет этот желтый ежик. Совсем не хочется начинать классный час с серьёзных вещей, а хочется просто поиграть. Что мы сейчас и сделаем. Прошу всех взять стулья и сесть в круг.
2. Игра “Мой одноклассник”
Давайте назовём соседей, сидящих справа. Тем более будет интересно познакомиться со всеми, ведь у нас в классе есть два новичка: я и Яна.
Нужно назвать имя сидящего справа и охарактеризовать его. Своё предложение начинайте словами: “Справа от меня сидит Света … (она очень любит …, у неё здорово получается …, она умеет …”). После этого передаём нашего плюшевого мишку следующему (начинает учитель).
3. Игра “Как я изменился за лето”
Вы учитесь вместе уже не первый год и, кажется, что очень хорошо знаете друг друга. Но прошло лето, мы не виделись целых 3 месяца и, конечно, каждый из нас в чём-то изменился. Давайте поиграем в игру “Как я изменился за лето” и лучше узнаем друг друга.
Правила очень простые: каждый говорит, что в нём изменилось за лето. Например, у кого-то появилось новое хобби, кто-то чему-то научился, у кого-то что-то поменялось во внешности. После этого произносит фразу: “А что у тебя?”, называет имя соседа слева и передаёт нашего жёлтого ёжика следующему. Начинает учитель: “Летом я поменяла причёску. А что у тебя, Света?”
4. Игра “Девизы лета”
Только что мы узнали, какие изменения в вас произошли за лето. А как вы думаете, какого цвета лето?
Вы знаете – лето, какого цвета?
И просто и трудно ответить на это.
Оно голубое, чуть-чуть в серебре
Когда мы с вами бежим на заре,
По тропке заветной на берег реки
С утренним ветром вперегонки.
А если в лесу побродить ты захочешь,
То скажешь, что лето зелёное очень.
А выйдешь в луга неоглядные, светлые
Промолвишь: “Ага, ведь оно разноцветное”.
Конечно, у лета сто сказочных красок
Сто тысяч оттенков самых разных!
Конечно, у каждого из вас лето ассоциируется со своим цветом, ведь у каждого летом были какие-то события или впечатления, воспоминания о которых надолго остались в памяти, согревая душу. Давайте с помощью цветных карандашей или фломастеров изобразим свои летние впечатления и поделимся ими с одноклассниками. Но не всё так просто, как вы можете подумать. Попробуйте выразить основной девиз, основное стремление вашего прошедшего лета. Например, у кого-то это могло звучать как: “Все на борьбу с сорняками!” или “Опять английский!”. У нас есть выкройки летних футболок.
Ваша задача – оформить футболку и написать на ней девиз вашего лета. Когда футболки будут готовы, повесьте их сушиться на верёвку.
Какие девизы удивили вас, показались вам необычными? Давайте попросим авторов этих девизов немного пояснить их.
Я благодарю всех за ваши чудесные летние впечатления. Надеюсь, к этим воспоминаниям вы будете ещё долго возвращаться, как к некоему запасу внутренних сил. А силы вам пригодятся.
5. “5-й класс – начало новой жизни”
5-й класс – это в каком-то смысле начало новой школьной жизни. Однажды, в первом классе, с вами это уже происходило. Теперь многое изменилось по сравнению с тем, как вы жили и учились в начальной школе. У нас, конечно, есть новшества:
Новые предметы. Какие предметы вам предстоит изучать в 5 классе? (русский язык, литература, математика, изобразительное искусство, информатика, ОБЖ, история, природоведение, музыка, иностранный язык, технология, физкультура).
Каждый учитель работает в своём кабинете. Теперь не учитель будет приходить к вам на урок, а вы будете приходить на урок к учителю.
А какие новые предметы появились в 5 классе, и кто из учителей будет их вести вы сейчас и узнаете. Заодно заполним дневник.
Учитель демонстрирует презентацию, на каждом слайде которой название предмета, фамилия, имя, отчество, фото учителя, номер кабинета.
Завтра у вас начинается новая школьная жизнь. Уже завтра вы познакомитесь с новыми учителями и побываете на их уроках.
А расписание на завтра следующее: (учитель записывает расписание на доске, дети переносят его в свои дневники)
6. Игра «Рецепт приготовления 5-го класса»
Молодцы, ребята! Знакомо ли вам слово «рецепт»? Что оно означает? Рецепт — это состав продуктов, которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда. Приведите мне, пожалуйста, рецепт вкусного супа. Как вы думаете, можно ли слово «рецепт» использовать применительно к классу? Каким должен быть рецепт дружного класса?
Давайте попробуем составить рецепт нашего класса.
На доске в хаотичном порядке расположены слова: доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность, взять, добавить, приправить, размешать, влить, остудить, украсить.
Звучит музыка, дети в группах записывают рецепт. Желающие зачитывают.
Рецепт может быть таким:
Взять большой класс, добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью.
7. Техника безопасности жизнедеятельности
Для того чтобы наше пребывание в школе было безопасным, необходимо выполнять определенные правила.
Кто может ответить, как правильно переходить дорогу? (Сначала – посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо и пройти оставшуюся часть дороги.)
Правила безопасности поведения при пожаре (звонить 01, позвонить маме, дать о себе знать стуком: или в стену, или по батареи, закрыть плотно дверь в комнату, снизу подоткнуть тряпкой и крикнуть в окно (форточку), закрыть мокрой тряпкой рот и нос, и ползком быстро покинуть помещение).
Правила безопасного поведения при теракте: не трогать, не пинать какие-либо предметы: пакеты, коробки, не поддаваться панике, по возможности быстро покинуть помещение и сказать взрослым.
Правила безопасного поведения в криминогенной обстановке:
никогда ничем никому не хвастаться покупкой дорогих вещей,
никому из чужих не открывать дверь: хоть попить попросят, или угрожать начнут, или от мамы (папы) представятся,
не садиться ни к кому в машину,
ни с кем, ни за какой угол не заходить, особенно с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в быту: правила пользования электроприборами, острыми предметами (ножик, ножницы, спицы), спичками не играться, не пить то, что сам не наливал и не знаешь что налито.
Первая медицинская помощь:
а) при порезе: смазать йодом, забинтовать;
б) при ожогах: снять одежду, которую облил кипятком (ил обжог) и смазать тело в этом месте сырым яйцом или хозяйственным мылом, позвонить – 03;
в) если порезался – перевязать выше раны жгутом – остановить кровоток и позвонить 03;
г) правила личной гигиены; 2 раза в день чистить зубы, мыть чаще руки, особенно перед едой, еженедельно мыться в душе и ежедневно менять нательное бельё.
Правила поведения в школе:
Не опаздывать в школу, из школы не уходить пока не закончится последний урок, а если случились какие – либо не предвиденные ситуации обратиться к классному руководителю.
- Мы живем в цунами- и сейсмоопасной зоне. Какие правила мы должны соблюдать при чрезвычайных ситуациях? Ребята отвечают.
МОЛОДЦЫ! Вы оказались внимательными и старательными. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня праздник. А в праздники нужно делать подарки. Вот я и приготовила вам подарок. Я хочу подарить вам волшебный сундучок.
8. “Моя цель”
Если в него положить записку со своим пожеланиями, то все задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам дается 3 минуты, чтобы подумать и записать свое пожелание. Только оно должно начинаться словами: « В 5 классе я хочу….» И еще один секрет. Сундучок исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги! (дети пишут на листочках, я тоже пишу « Я хочу, чтобы мои ученики стали умными, добрыми, дружными, отзывчивыми и ответственными».)
Ребята, а кто хочет прочитать свое пожелание перед тем, как опустить записки в сундучок? (дети читают свои записи)
А теперь осталось только опустить записки с нашими желаниями в сундучок и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты сундучок исполнил, а чьи остались только на бумаге. Вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный сундучок? Только те, которые ты сам стараешься осуществить. (Дети опускают записки в сундучок).
Вот и подошел к концу наш первый классный час. Я еще раз поздравляю вас с днем рождения коллектива. Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что мы не одни, потому что рядом с нами друзья.
9. Пожелание классного руководителя:
За окошком листопад,
Пролетело лето.
В средней школе ждут ребят
Новые предметы.
Это новая страница,
Сложные программы.
Будет нелегко учиться,
Но помогут мамы.
Перед толстой стопкой книг
Сняв в почтенье шляпу,
Как примерный ученик,
Вспомнит школу папа.
Твердо встанут у руля,
Поведут к победам
Новые учителя.
С ними страх неведом!
Мы гордимся от души
Деткой - пятиклассником!
Вы теперь не малыши,
Поздравляем с праздником!
10. Обсуждение итогов занятия
После упражнения “Моя цель” остаемся стоять в кругу. Беремся за руки и молчим 1 минуту. Затем молча садимся за стол, кладем листки, отвечаем на вопросы письменно.
Что понравилось в уроке?
Кто понравился, с кем интересно было работать?
Что не понравилось?
Есть ли вопросы?
Надо ли еще проводить такие классные часы?
11. Домашнее задание.
Дома на альбомный лист приклеить свою замечательную фотографию, а ниже написать небольшой рассказ о себе, своей семье. Заполнить анкеты:
«Какой Я?» Фамилия, имя_______________________________________________________________ 5 класс 20..-20.. учебный год |
Я | | Я | |
Я | | Я | |
Я | | Я | |
Я | | Я | |
Я | | Я | |
«Мне нравится» Фамилия, имя_______________________________________________________________ 5 класс 20..-20.. учебный год |
Мне нравится | | Я люблю | |
Мне нравится | | Я люблю | |
Мне нравится | | Я люблю | |
Мне нравится | | Я люблю | |
Мне нравится | | Я люблю | |
Мне не нравится | | Я не люблю | |
Мне не нравится | | Я не люблю | |
Вложить листы в мультифору. Сдать классному руководителю. Так появляются первые 22 листа классного альбома.
Договариваемся с ребятами, что они носят полученные бейджики весь сентябрь, тогда и множеству учителей их будет легче запомнить и др.
Прощание до завтра
12. Источники:
Копейкина И., Меркулова Т. Психолого-педагогические акции в работе классного руководителя / “Классное руководство и воспитание школьников” №16, 2008.
Давыдова А. В.. Классные часы: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008
Дереклеева Н.И. справочник классного руководителя. 5-11 классы.- М.6 ВАКО, 2004
Шепелева Т.В. и др. Классные часы. 5-6 классы.- Волгоград: Учитель, 2007.
http://www.raduga.info/igra/content/scenarii/1bell.shtml
http://www.mityaev.ru/song.cfm?text=Do_svidanija_dorogie
http://www.solnet.ee/holidays/s6_105.html
Приложения
МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»
5 класс 20..-20.. учебный год
Классный руководитель Ткаченко Ольга Викторовна
Предмет | № кабинета | Учитель |
Русский язык | 14 | К. Елена Васильевна |
Литература | 14 | К. Елена Васильевна |
Математика | 5 | Т. Ольга Викторовна |
История | 13 | Т. Борис Григорьевич |
Английский язык | 10 | С. Яна Николаевна |
Природоведение | 12 | К. Татьяна Ивановна |
Технология (девочки) | 16 | Г. Алла Алексеевна |
ИЗО | 6 | Г. Алла Алексеевна |
Технология (мальчики) | 11 | Т. Борис Григорьевич |
Физическая культура | спортзал | Ш. Анатолий Анатольевич |
Музыка | 11 | Ж. Лада Васильевна |
№ урока | Расписание звонков | Перемены | Питание |
1 | 8.30 – 9.15 | 10 минут | |
2 | 9.25 – 10.10 | 15 минут | Завтрак 5 класс |
3 | 10.25 -11.10 | 15 минут | |
4 | 11.25 – 12.10 | 20 минут | Обед 5 класс |
5 | 12.30 – 13.15 | 10 минут | |
6 | 13.25 – 14.10 | 5 минут | |
7 | 14.15 – 15.00 | | |