СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 8 классе "Я и мои права"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 8 классе "Я и мои права"»

Практикум «Я и мои права»

Цель: актуализировать знания по вопросам правовой культуры.

Задачи:

1. Дать понятие о неразрывной связи прав и обязанностей.

2. Побуждать учащихся к обдумыванию поступков и их возможных последствий.

3. Развивать индивидуальное и групповое самосознание.

4. Воспитывать коллективизм, уважение, поддержку.


  1. Вступление. Организационный момент

Классный руководитель:

Уважаемые гости, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече. В народе говорят, если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, теперь я уверена, что сегодняшний день принесет нам удачу и радость общения друг с другом.

  1. Объявление темы и постановка задач мероприятия:

Классный руководитель:

Посмотрите внимательно на доску, вы видите две разные нити

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая)

Одна нить ровная, гладкая. Другая – извилистая.

- С чем можно сравнить эти нити?

( с дорогой, с жизнью)

- Что, по вашему мнению, означает ровная нить?

(жизнь протекает легко и гладко)

- А что означает извилистая нить?

(жизнь протекает не совсем гладко)

- А что будет, ели эти нить запутана? Что труднее всего тогда найти?

(трудно найти концы)

- А применительно к нашей жизни?

(трудно найти выход из сложной ситуации)

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

- Ребята, вы вступаете в сложный, но очень интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. 

И вы должны выбрать правильный путь, чтоб не дай Бог не споткнуться! Сейчас я вам предлагаю послушать внимательно притчу.

Притча.

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь это предотвратить.

- Скажите, пожалуйста, кто из трёх путников понравились вам больше и почему?

- А кто в вашей жизни является таким путником?

Теперь я вам предлагаю сопоставить нашу жизнь как нити, услышанную притчу и ответить на главный вопрос, о чём мы сегодня поведём разговор? (ответы учащихся).

(Слайд 1). Практикум «Я и мои права»

  1. Мы поговорим о правах и обязанностях.

  2. Об ответственности за противоправные поступки.

  3. Вам будет дана возможность создать свою модель правового государства.


  1. Деление на группы

Классный руководитель:

Для дальнейшей работы

  1. Подойдите к столу и возьмите каждый себе карточку.

  2. Составьте из слов фразу, соответствующую нашей теме. (Чтобы страна жила, необходимо, чтобы в ней жили права!) (Слайд 2).

  3. А теперь пойдите, пожалуйста, к первому столу и займите места те, кого слова, напечатанные обычным шрифтом.

  4. А те, у кого слава напечатаны курсивом, - ко второму столу.

Таким образом, у нас получилось две группы.


Правила общения в группах: (Слайд 3).

  • говорить только от своего имени;

  • избегать оценочных суждений;

- исключить из лексикона оскорбления и слова, которые могут обидеть и унизить другого;

- каждый может говорить, что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них, получать или уточнять любую информацию;

- запрещается физическое насилие.

Классный руководитель: - Часто ли вы употребляете в разговорной речи слово право?

- Как вы считаете, что такое право? (Слайд 4).

Право - это совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.

Право - это правила, по которым живут люди в стране.

Классный руководитель: - Перечислите, какие права вы имеете?


  1. Право на жизнь

  2. Право на защиту чести и достоинства

  3. Право на неприкосновенность

  4. Право на свободное выражение мысли

  5. Право на тайну переписки, телефонных переговоров

  6. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь

  7. Право на свободу объединений

  8. Право на обращения как индивидуально, так и коллективно, в государственные органы и органы местного самоуправления

  9. Право проводить собрания, митинги и демонстрации

  10. Право на труд

  11. Право на отдых

  12. Право на собственность

  13. Право на охрану здоровья

  14. Право на жилище

  15. Право на образование

  16. Право на сохранение своей национальной принадлежности

  17. Право пользоваться родным языком и выбирать язык общения

  18. Право на участие в культурной жизни


Классный руководитель: - как вы думаете, какую роль играют права в вашей жизни?

  • Что бы происходило, если бы прав не существовало?


  1. Работа с выбором прав. (Время 2 мин).

Из большого количества прав, выберите пять, на ваш взгляд самых важных и поясните ваш выбор.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Классный руководитель:

А сейчас давайте поговорим о важности прав в жизни человека.

- Как вы относитесь к человеку, который нарушил ваши права?

- А вы, нарушали когда-нибудь права другого человека?

- А знаете ли вы, какая предусмотрена ответственность за правонарушения и преступления, сейчас мы и посмотрим.

Вам нужно внимательно прочитать небольшой отрывок из стихотворения и ответить, какое совершено преступление и какая на ваш взгляд предусмотрена ответственность? ВРЕМЯ 3 мин.

  1. Упражнение «Литературные» правонарушения».

Он подкрался незаметно,

Дверь открыл своим ключом,

Потом взял чужие вещи

И конец уж был таков,

Совершил он...

(Кража.)

Памятник - от слова «память»,

Чтобы помнить, не забыть.

Но, случается, порою

Память могут осквернить,

Уничтожить, повредить.

Творите доброе, друзья,

А запрещённое – нельзя. (Осквернение памятников)

На стоянке возле

Вдруг исчез автомобиль,

Фокусник тут ни при чём,

Виноват здесь только ОН,

Тот, кто совершил … (угон)

Когда на вас напали

И силой отобрали то,

Что по праву ваше,

Скажите, это - кража?

Иль это нападение,

Другое преступленье? (Грабёж или разбой)

Кто-то знает вашу тайну

И, грозясь её раскрыть,

Предлагает вам молчанье

В деньгах быстро оплатить


(Вымогательство)

Он художник не простой,

А художник он «стенной».

Только вечер наступает,

Стены краской он марает.

За такое рисованье

В Кодексе есть наказанье.

(Порча государственного имущ).

Он хотел всех рассмешить,

Всех друзей развеселить.

В школу быстро позвонил,

Про опасность сообщил.

Почему ж тогда, друзья,

Шутка эта не смешна?

И какое наказанье

Вследствие того деянья?

(Ложное сообщение об опасности)

Она наступает с 16 лет,

И, как исключение, - раньше.

Как зовут Её, друзья?

(Ответственность)


Классный руководитель: Нарушая чьи-то права, можно преступить не только моральные, но и юридические нормы.

Классный руководитель: Что же определяет, какое действие или бездействие является правонарушением, и какое наказание предусмотрено? Это вы узнаете, разгадав кроссворд.

  1. Кроссворд. ВРЕМЯ 3 мин.

Классный руководитель:

Вам нужно

  1. Вычеркнуть слова, обозначающие противоправные деяния;

  2. найти зашифрованное слово, объяснить его смысл;

  3. Слова можно читать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по диагонали слова читать нельзя


(Слайд 5).

у

б

и

й

с

р

к

х

д

е

т

а

р

и

о

к

в

3

а

щ

к

с

о

б

ж

е

б

а

р

о

а

н

и

е

г

й



Кража, убийство, хищение, грабёж, разбой, КОДЕКС.

(Слайд 6). Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права.

Классный руководитель: А какие Кодексы вы знаете?


Уголовный Кодекс. Трудовой Кодекс

Гражданский Кодекс. Налоговый Кодекс

Жилищный Кодекс. Кодекс об Образовании

Кодекс об Административных Правонарушениях

Таможенный Кодекс. Кодекс о Браке и Семье

Кодекс о Земле. Инвестиционный Кодекс

Гражданский Процессуальный Кодекс

Бюджетный Кодекс

Банковский Кодекс

Избирательный Кодекс

Водный Кодекс

Хозяйственный Процессуальный Кодекс

Уголовно-Процессуальный Кодекс

Лесной Кодекс

Кодекс о Судоустройстве и Статусе Судей

Кодекс о Недрах

Воздушный Кодекс

Процессуально-исполнительный

Кодекс об Административных Правонарушениях

Уголовно-Исполнительный Кодекс

Кодекс Торгового Мореплавания


Классный руководитель:

- Своды правил (кодексы) регулируют жизнь в обществе, помогают человеку защитить свои права как личности от неправомерного вмешательства, злоупотребления ими, обеспечивают человеку достойное существование. Но также и предупреждают нас об ответственности за противоправные действия. Правовые нормы устанавливаются государством. А государство, в свою очередь, в рамках этих норм должно защищать интересы своих граждан.


  1. . Упражнение «Необитаемый остров»

Классный руководитель:

- Ребята, представьте, что вы попали на необитаемый остров. И у вас нет никакой возможности выбраться с него. Выжить и продержаться вы можете только сплочённой группой. Ваша задача:

1. Создать для себя условия, в которых вы смогли бы выжить.

2. Вам необходимо освоить остров.

3. Организовать хозяйство и создать своё мини-государство.

(Слайд 7)

Основные моменты, которые должны учитываться при создании государства:

  • выбрать форму правления, лидера;

  • распределить основные права и обязанности;

  • определить санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей;

  • принять законы;

  • как вы будете решать задачу распределения; (всем поровну; по трудовому вкладу; дадите больше больным и слабым; дадите больше сильным, ибо от них больше пользы);

  • станет ли ваша община принимать решения большинством голосов;

  • могут ли мужчины принимать решения за женщин;

  • каковы пределы вашей общины, будет ли она вмешиваться в частную жизнь;

  • имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему;

  • какое наказание будет за совершенное преступление?


Классный руководитель:

Для этого вы должны почувствовать себя единым целым

- Станьте все в свой круг, возьмитесь крепко за руки.

Удачи вам в работе! ВРЕМЯ 5 мин.



  1. Подведение итогов.

Классный руководитель:

- С какими трудностями столкнулись вы при создании своего государства?

- Чему научились?

- Что поняли в результате нашей работы?


9. Вывод.

Классный руководитель:

- Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае его ждёт наказание. «Незнание закона не освобождает от ответственности». Законы нужно знать и их соблюдать.


10. Рефлексия.

Классный руководитель:

Мне очень интересно узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, и я вас каждого прошу закончить одно из предложенных мною предложений.

Закончите предложение . (Слайд 8)

  1. Сегодня на мероприятии я узнал а) ...

  2. Я почувствовал (а), что ...

  3. У меня появилось желание ...

  4. Мероприятие дало мне для жизни ...

  5. Я хочу сказать...

Классный руководитель:

А я в свою очередь хочу сказать вам большое спасибо за плодотворную работу и на память подарить памятки «Кто с законом дружит, тот живет – не тужит»


Пашко Светлана Владимировна,

заместитель директора по основной деятельности ГУО «Стародворецкий учебно-педагогический комплекс

ясли – сад - базовая школа» Берестовицкого района

Гродненской области

Памятка. «Кто с законом дружит, тот живет – не тужит»

Дорогой друг, ты учишься в учреждении образования!

Во-первых, не теряя времени на ненужные игры в телефоне, чаще заглядывай в свой дневник на очень важную страничку, где прописаны твои права и обязанности как учащегося.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в учреждении образования не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, дневник ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и употреблять спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи классному руководителю и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен,

проблем у тебя не будет.









11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!