Практикум «Я и мои права»
Цель: актуализировать знания по вопросам правовой культуры.
Задачи:
1. Дать понятие о неразрывной связи прав и обязанностей.
2. Побуждать учащихся к обдумыванию поступков и их возможных последствий.
3. Развивать индивидуальное и групповое самосознание.
4. Воспитывать коллективизм, уважение, поддержку.
Вступление. Организационный момент
Классный руководитель:
Уважаемые гости, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на нашей встрече. В народе говорят, если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, теперь я уверена, что сегодняшний день принесет нам удачу и радость общения друг с другом.
Объявление темы и постановка задач мероприятия:
Классный руководитель:
Посмотрите внимательно на доску, вы видите две разные нити
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая)
Одна нить ровная, гладкая. Другая – извилистая.
- С чем можно сравнить эти нити?
( с дорогой, с жизнью)
- Что, по вашему мнению, означает ровная нить?
(жизнь протекает легко и гладко)
- А что означает извилистая нить?
(жизнь протекает не совсем гладко)
- А что будет, ели эти нить запутана? Что труднее всего тогда найти?
(трудно найти концы)
- А применительно к нашей жизни?
(трудно найти выход из сложной ситуации)
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.
- Ребята, вы вступаете в сложный, но очень интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.
И вы должны выбрать правильный путь, чтоб не дай Бог не споткнуться! Сейчас я вам предлагаю послушать внимательно притчу.
Притча.
Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь это предотвратить.
- Скажите, пожалуйста, кто из трёх путников понравились вам больше и почему?
- А кто в вашей жизни является таким путником?
Теперь я вам предлагаю сопоставить нашу жизнь как нити, услышанную притчу и ответить на главный вопрос, о чём мы сегодня поведём разговор? (ответы учащихся).
(Слайд 1). Практикум «Я и мои права»
Мы поговорим о правах и обязанностях.
Об ответственности за противоправные поступки.
Вам будет дана возможность создать свою модель правового государства.
Деление на группы
Классный руководитель:
Для дальнейшей работы
Подойдите к столу и возьмите каждый себе карточку.
Составьте из слов фразу, соответствующую нашей теме. (Чтобы страна жила, необходимо, чтобы в ней жили права!) (Слайд 2).
А теперь пойдите, пожалуйста, к первому столу и займите места те, кого слова, напечатанные обычным шрифтом.
А те, у кого слава напечатаны курсивом, - ко второму столу.
Таким образом, у нас получилось две группы.
Правила общения в группах: (Слайд 3).
говорить только от своего имени;
избегать оценочных суждений;
- исключить из лексикона оскорбления и слова, которые могут обидеть и унизить другого;
- каждый может говорить, что хочет, задавать вопросы или не отвечать на них, получать или уточнять любую информацию;
- запрещается физическое насилие.
Классный руководитель: - Часто ли вы употребляете в разговорной речи слово право?
- Как вы считаете, что такое право? (Слайд 4).
Право - это совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
Право - это правила, по которым живут люди в стране.
Классный руководитель: - Перечислите, какие права вы имеете?
Право на жизнь
Право на защиту чести и достоинства
Право на неприкосновенность
Право на свободное выражение мысли
Право на тайну переписки, телефонных переговоров
Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь
Право на свободу объединений
Право на обращения как индивидуально, так и коллективно, в государственные органы и органы местного самоуправления
Право проводить собрания, митинги и демонстрации
Право на труд
Право на отдых
Право на собственность
Право на охрану здоровья
Право на жилище
Право на образование
Право на сохранение своей национальной принадлежности
Право пользоваться родным языком и выбирать язык общения
Право на участие в культурной жизни
Классный руководитель: - как вы думаете, какую роль играют права в вашей жизни?
Что бы происходило, если бы прав не существовало?
Работа с выбором прав. (Время 2 мин).
Из большого количества прав, выберите пять, на ваш взгляд самых важных и поясните ваш выбор.
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
Классный руководитель:
А сейчас давайте поговорим о важности прав в жизни человека.
- Как вы относитесь к человеку, который нарушил ваши права?
- А вы, нарушали когда-нибудь права другого человека?
- А знаете ли вы, какая предусмотрена ответственность за правонарушения и преступления, сейчас мы и посмотрим.
Вам нужно внимательно прочитать небольшой отрывок из стихотворения и ответить, какое совершено преступление и какая на ваш взгляд предусмотрена ответственность? ВРЕМЯ 3 мин.
Упражнение «Литературные» правонарушения».
Он подкрался незаметно, Дверь открыл своим ключом, Потом взял чужие вещи И конец уж был таков, Совершил он... (Кража.) | Памятник - от слова «память», Чтобы помнить, не забыть. Но, случается, порою Память могут осквернить, Уничтожить, повредить. Творите доброе, друзья, А запрещённое – нельзя. (Осквернение памятников) |
На стоянке возле Вдруг исчез автомобиль, Фокусник тут ни при чём, Виноват здесь только ОН, Тот, кто совершил … (угон) | Когда на вас напали И силой отобрали то, Что по праву ваше, Скажите, это - кража? Иль это нападение, Другое преступленье? (Грабёж или разбой) |
Кто-то знает вашу тайну И, грозясь её раскрыть, Предлагает вам молчанье В деньгах быстро оплатить (Вымогательство) | Он художник не простой, А художник он «стенной». Только вечер наступает, Стены краской он марает. За такое рисованье В Кодексе есть наказанье. (Порча государственного имущ). |
Он хотел всех рассмешить, Всех друзей развеселить. В школу быстро позвонил, Про опасность сообщил. Почему ж тогда, друзья, Шутка эта не смешна? И какое наказанье Вследствие того деянья? (Ложное сообщение об опасности) | Она наступает с 16 лет, И, как исключение, - раньше. Как зовут Её, друзья? (Ответственность) |
Классный руководитель: Нарушая чьи-то права, можно преступить не только моральные, но и юридические нормы.
Классный руководитель: Что же определяет, какое действие или бездействие является правонарушением, и какое наказание предусмотрено? Это вы узнаете, разгадав кроссворд.
Кроссворд. ВРЕМЯ 3 мин.
Классный руководитель:
Вам нужно
Вычеркнуть слова, обозначающие противоправные деяния;
найти зашифрованное слово, объяснить его смысл;
Слова можно читать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по диагонали слова читать нельзя
(Слайд 5).
у | б | и | й | с | р |
к | х | д | е | т | а |
р | и | о | к | в | 3 |
а | щ | к | с | о | б |
ж | е | б | а | р | о |
а | н | и | е | г | й |
Кража, убийство, хищение, грабёж, разбой, КОДЕКС.
(Слайд 6). Кодекс — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права.
Классный руководитель: А какие Кодексы вы знаете?
Уголовный Кодекс. Трудовой Кодекс
Гражданский Кодекс. Налоговый Кодекс
Жилищный Кодекс. Кодекс об Образовании
Кодекс об Административных Правонарушениях
Таможенный Кодекс. Кодекс о Браке и Семье
Кодекс о Земле. Инвестиционный Кодекс
Гражданский Процессуальный Кодекс
Бюджетный Кодекс
Банковский Кодекс
Избирательный Кодекс
Водный Кодекс
Хозяйственный Процессуальный Кодекс
Уголовно-Процессуальный Кодекс
Лесной Кодекс
Кодекс о Судоустройстве и Статусе Судей
Кодекс о Недрах
Воздушный Кодекс
Процессуально-исполнительный
Кодекс об Административных Правонарушениях
Уголовно-Исполнительный Кодекс
Кодекс Торгового Мореплавания
Классный руководитель:
- Своды правил (кодексы) регулируют жизнь в обществе, помогают человеку защитить свои права как личности от неправомерного вмешательства, злоупотребления ими, обеспечивают человеку достойное существование. Но также и предупреждают нас об ответственности за противоправные действия. Правовые нормы устанавливаются государством. А государство, в свою очередь, в рамках этих норм должно защищать интересы своих граждан.
. Упражнение «Необитаемый остров»
Классный руководитель:
- Ребята, представьте, что вы попали на необитаемый остров. И у вас нет никакой возможности выбраться с него. Выжить и продержаться вы можете только сплочённой группой. Ваша задача:
1. Создать для себя условия, в которых вы смогли бы выжить.
2. Вам необходимо освоить остров.
3. Организовать хозяйство и создать своё мини-государство.
(Слайд 7)
Основные моменты, которые должны учитываться при создании государства:
выбрать форму правления, лидера;
распределить основные права и обязанности;
определить санкции за невыполнение или плохое выполнение обязанностей;
принять законы;
как вы будете решать задачу распределения; (всем поровну; по трудовому вкладу; дадите больше больным и слабым; дадите больше сильным, ибо от них больше пользы);
станет ли ваша община принимать решения большинством голосов;
могут ли мужчины принимать решения за женщин;
каковы пределы вашей общины, будет ли она вмешиваться в частную жизнь;
имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему;
какое наказание будет за совершенное преступление?
Классный руководитель:
Для этого вы должны почувствовать себя единым целым
- Станьте все в свой круг, возьмитесь крепко за руки.
Удачи вам в работе! ВРЕМЯ 5 мин.
Подведение итогов.
Классный руководитель:
- С какими трудностями столкнулись вы при создании своего государства?
- Чему научились?
- Что поняли в результате нашей работы?
9. Вывод.
Классный руководитель:
- Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае его ждёт наказание. «Незнание закона не освобождает от ответственности». Законы нужно знать и их соблюдать.
10. Рефлексия.
Классный руководитель:
Мне очень интересно узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, и я вас каждого прошу закончить одно из предложенных мною предложений.
Закончите предложение . (Слайд 8)
Сегодня на мероприятии я узнал а) ...
Я почувствовал (а), что ...
У меня появилось желание ...
Мероприятие дало мне для жизни ...
Я хочу сказать...
Классный руководитель:
А я в свою очередь хочу сказать вам большое спасибо за плодотворную работу и на память подарить памятки «Кто с законом дружит, тот живет – не тужит»
Пашко Светлана Владимировна,
заместитель директора по основной деятельности ГУО «Стародворецкий учебно-педагогический комплекс
ясли – сад - базовая школа» Берестовицкого района
Гродненской области
Памятка. «Кто с законом дружит, тот живет – не тужит»
Дорогой друг, ты учишься в учреждении образования!
Во-первых, не теряя времени на ненужные игры в телефоне, чаще заглядывай в свой дневник на очень важную страничку, где прописаны твои права и обязанности как учащегося.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в учреждении образования не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, дневник ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и употреблять спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи классному руководителю и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен,
проблем у тебя не будет.
11