СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "В гостях у чая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "В гостях у чая" можно провести в любом классе начальной школы. Данное мероприятие  расширяеьт кругозор обучающихся, прививает интрес к процессу обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "В гостях у чая"»

Сценарий праздника "В гостях у чая"


Цель: сплочение коллектива, расширение кругозора.


Задачи:

1. Узнать, как чай пришел в Россию, что это за напиток, чем полезен, каковы традиции русского чаепития.

2. Вспомнить правила поведения за столом, в гостях, принимая гостей, продолжить знакомство с правилами хорошего тона.

3. Показать важность общения для человека, продолжить формирование коммуникативных навыков школьников.


Оборудование:

Стол, накрытый в русском народном стиле. На нем – все необходимое для чаепития.

Плакаты с юмористическими пожеланиями любителям чайных церемоний (“Пьют чай все, умеют пить немногие”, “Вчерашний чай хуже ядовитого змея”, “Такой чай, Москву насквозь видно”, “Чай пьешь – орлом летаешь”).

Заварные чайники, самовар, баранки, столик с посудой для чая, розетки для варенья, сладости.


Ведущий. Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать к чаю!

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

- Конечно, за одну встречу мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас. Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям? Узнаем, отгадав загадку.

Пей напиток ароматный, не скучай,

Он из высушенных листьев -вкусный ...

(чай)

- Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня. Или после бани...

Вас приглашали когда-нибудь на чай? Можно с уверенностью сказать, что на чашку чая вас не приглашали. У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае еще до нашей эры. В переводе это слово означает “молодой листочек”. Чайный куст известен в мире уже почти 4700 лет. В наш организм поступает растворимая часть чая. В ней содержатся все полезные вещества: эфирные масла, аминокислоты, витамины. Много столетий назад люди путем наблюдений и жизненного опыта обнаружили лечебные и питательные свойства чая. Чай стимулирует жизнедеятельность организма, усиливает работоспособность, ликвидирует усталость. В настоящее время в Японии есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все заботы дня за его стенами. После чаепития у людей снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными.

Ведущий. А как же чай пришел в Россию? Послушаем профессора-историка.

Ученик. На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 года. Именно тогда боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов подарок царю Михаилу Федоровичу – упакованные по три четверти фунта пакетики. С большой опаской пробовали москвичи диковинный напиток, а придворные лекари вынесли такое заключение: “Питие сие изрядное есть лекарство против насморков и главоболений”. До 18 века чай можно было купить только в Москве и на Макарьевской и Ирбитской ярмарках. Пили чай по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого, поэтому долгое время был принадлежностью знати. Крестьяне редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение “чайком побаловаться”.


Ведущий. У нас в гостях есть крестьянин, который из-за чая пострадал. Давайте его послушаем, как так получилось.

Ученик.

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,
А я отроду не знаю, как же этот чай варить.
Взял тогда налил водички, всыпал чай я весь в горшок.
Да приправил луку, перцу и петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом и догадался, что забыл я посолить!


Ведущий. Непременным атрибутом русского чаепития был самовар. Послушаем историю этого удивительного предмета.

Ученик. На Руси самовары стал делать во второй половине 18 века. В словаре В.И.Даля читаем: “Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровней внутри”. Самовары изготовляли мастера высокой квалификации, стоили самовары дорого. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формовали фигурное самоварное “тулово”, в которое потом заливали воду. Затем в “тулово” помещали “кувшин” - жаровую трубу, в которую потом закладывали топливо. Затем мастер полировал самовар, приделывал кран и ручки. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в 1778 году, а в 1880 году их было уже 74. Выпускали около 150 фасонов самоваров: “шары”, “бочонки”, “рюмки”, “яйца” и прочее. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие.

- И хотя сейчас во многих семьях самовар потеснил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

- Сейчас мы немного поиграем, посоревнуемся!


Конкурс «Знатоков»

Ведущая задает вопросы. Тому, кто правильно отвечает, дается жетон.

  1. Кто открыл чай?

  2. Чем полезен чай для человеческого организма?

  3. Родина чая?

  4. Какой чай лучше: с добавками или без добавок?

  5. В чем хранят чай?

  6. В какой посуде следует заваривать чай?

  7. Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

  8. Чем можно заменить чай?

  9. Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав.

Ответы:

  1. Говорят, что козы, наевшись чайных листьев, стали вести себя странно, живее, чем обычно.

  2. Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет от простуды.

  3. Китай.

  4. Настоящий чай не должен иметь добавок.

  5. Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.

  6. В фарфоровой или фаянсовой, т.к. она как бы смягчает воду.

  7. Роза, Иван-чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, лист малины и др.

  8. Черника (лист, плоды), шиповник, Иван-чай, лист смородины.

  9. “Элегия”, “Идеал” и др.


Ведущий.

Молодцы у нас ребята.
А девчата? И девчата!
Ну, ни в чем не уступали,
Все вопросы отгадали.
И сейчас я приглашаю
Победителей подняться
Да сноровкой потягаться.

- Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Скорее к колодцу – воды набирайте,
Бегите к столу – самовар наливайте!

Итак, конкурс “Наливаем чайник”!

На столах стоят чайники и чашки с водой. Участники переливают стаканами воду в чайник. Выигрывает тот, кто быстрее справится и не прольет ни капли. Скоморохи следят и выдают жетон победителю.

Первый чтец.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!


Ведущий. Очень полезен для здоровья травяной чай.

Конкурс “Узнай траву” (4 – 5 человек)

В розетки положить лекарственные травы, которые заваривают в чай, и разместить на столе. Под каждую розетку положить красиво оформленную салфетку с номером. Заготовить карточки, обозначив на каждой номер всех розеток. Раздать карточки, и в течение 5-7 минут каждый из них должен отгадать название травы.

Наградой будут жетоны.

Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Сюда бегите,
Чистоту наведите!


Конкурс для девочек

На полу лежат два обруча, в них кубики. Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро.


Конкурс выпечки.

Те учащиеся, что приготовили выпечку, рассказывают, как и из чего они это сделали.


Ведущий.

Самовар-то греется,
Вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя
Стол наш был накрыт.

Скоморохи и несколько детей сервируют столы к чаю.


Ведущий. Ну, а какой же чай без частушек.

Частушки

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!


В плясках не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!


Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!


Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!


Ведущий. Вот уже струится пар, закипает самовар!

- А сейчас заварим чай. А что это за чай, вы должны угадать.


Конкурс “Угадай, что за чай”

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи - лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др. - каждый чайник пронумерован. Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай.

Победитель получает жетон.


Конкурс “Угадай варенье”.

Участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают. Победитель получает жетон.


Ведущий. А теперь, дорогие гости, прошу вас к столу! А ребят, которые победили в наших конкурсах, мы награждаем связками баранок!

- Сейчас мы с вами попьем чаю и посмотрим инсценировку стихотворения Даниила Хармса “Иван Иваныч Самовар”.

Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток,
Разъяренный кипяток,
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.

Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
– Дай-ка выпью, – говорит, –
Выпью чаю, – говорит.

К самовару подошла,
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
– Я, конечно, – говорит, –
Выпью тоже, – говорит.

Вот и дедушка пришел.
Очень старенький пришел.
Он зевнул и говорит:
– Выпить разве, – говорит,
Чаю разве, – говорит.

Тут и бабушка пришла.
Очень старая пришла.
Даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
– Что ли выпить, – говорит, –
Что ли чаю, – говорит.

Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала.
– Наливайте, – говорит, –
Чашку чая, – говорит.

Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
Кипяченым молоком.

Вдруг Сережа приходил,
Неумытый приходил,
Всех он позже приходил.
– Подавайте, – говорит, –
Чашку чая, – говорит.

Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняем самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.

Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.


Ведущий. Уходя из гостей, благодарили и славили хозяев, желали добра и счастья.

Всем людям добрым желаем добра, золота и серебра.
Пышных пирогов, масляных блинов, мягкого каравая, щедрого урожая!
Счастье будет вам горой, урожая воз большой,
Уродись у вас пшеница, и горох, и чечевица.
Кому говорим, тому сбудется, сбудется – не минуется.


Ведущий.

Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.

Говорим мы: “До свиданья!”,
Снова в гости ждем вас всех.

Приглашаю всех участников нашего праздника за широкий богатый русский стол на традиционное чаепитие. Приятного всем аппетита!

Все пьют чай.

Ведущий подводит итоги, награждает тех, кто принимал активное участие в подготовке праздника.