Классный час
в начальных классах,
посвященный ко дню Космонавтики.
Тема: «Юный космонавт».
Цель: создать условия для расширения знаний учащихся о космосе.
Задачи: повышать интерес к российской космонавтике, стимулировать учащихся к расширению кругозора, развивать интеллектуальные и физические способности; воспитывать дух здорового соперничества и дружелюбной состязательности.
Ход занятия:
Орг. Момент
- Ребята, мы предлагаем вам просмотреть видеоролик.
Чему посвящен этот видеоролик? (12 апреля – День Космонавтики). О чем мы сегодня будем говорить? (отвечают)
- Да, сегодня мы с вами будем говорить о космосе и его героях.
Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. Откройте глаза.
Много тыясяч лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о полете к звездам. Миллиарды мерцающих ночных светил заставляли его уноситься мыслью в безбрежные дали Вселенной, будили воображение, заставляли задумываться над тайнами мироздания. Шли века, человек приобретал все большую власть над природой, но мечта о полете к звездам оставалась все такой же несбыточной, как тысячи лет назад. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам.
- Ребята, а вы знаете сколько лет прошло с того дня, как человек полетел в космос?
Сегодня я приглашаю всех в школу юных космонавтов, где пройдут испытания и будут соревноваться в силе , ловкости, быстроте и смелости, и надеюсь, поразят нас своей смекалкой два космических отряда
«Комета» и «Спутник». И мы отправимся в космическое путешествие.
Ведущий: Молодцы, ребята! Чтобы нам полет устроить, будем мы ракеты строить. Приглашаю экипажи на старт.
Конкурс: №1«Построй ракету»
Задание: из картонных коробок, разного размера, построить ракеты.
Кто справится быстрее.
Ведущий: Отличные получились ракеты. Перед тем как отправиться в космос человек очень долго тренируется, а особенно важно, чтобы хорошо был развит вестибулярный аппарат. Его мы проверим сейчас у наших космонавтов.
А теперь теоретическая подготовка
Конкурс: №2 вопросы задаются по очереди экипажам:
Назовите имя первого космонавта Земли? (Ю. Гагарин)
Как вы думаете, Луна — это звезда или планета? (Планета)
Как называется прибор, с помощью которого можно наблюдать за звездами? (Телескоп)
Как называется костюм космонавта? (Скафандр)
Назовите имя героини мультфильма «Тайна третьей планеты». (Алиса)
Как называется книга Носова о космических приключениях Незнайки? («Незнайка на Луне»)
Почему астронавты в космическом корабле не могут передвигаться на ногах, как по земле? (Из-за невесомости)
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (ковёр - самолёт)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)
Летательный аппарат, на котором летала Баба - Яга. (ступа)
Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).
Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).
Сколько планет в Солнечной системе? (9 планет). (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)
Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).
По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? (полярная)
Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
Какая планета в солнечной системе самая большая? (Юпитер, больше Земли в 13 раз)
Какая маленькая? (Плутон)
Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
Какие животные, насекомые побывали в космосе? (мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки, пчелы и т.д.)
Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)
Кто был вторым, после Гагарина, советским космонавтом? (Герман Титов)
Может ли звезда упасть? (Нет)
Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)
Как называется наука, изучающая небесные тела? (Астрономия)
Ведущий: пока мы проверяли готовность, нам принесли телеграмму от настоящих космонавтов. Но оказалось, что в тексте почему-то пропущены некоторые слова.
Конкурс №2: восстановить текст телеграммы и вписать недостающие слова. Текст телеграммы: Ты, малыш, не позабудь: в космонавты держишь (путь). Главным правилом у нас — выполнять любой ( приказ)! Космонавтом хочешь стать — должен много-много (знать)! Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных звездолет может взять с собой (в полет). Скучных, хмурых и сердитых не возьмем мы на (орбиты)!
Ведущий: теперь, когда вы прочитали наказ космонавтов, необходимо приготовить для путешествия к неизведанным планетам ваши космические аппараты.
Ведущий: итак, экипажи сформированы, ракеты имеют свои имена, и теперь самое время выяснить, что же мы возьмем на борт наших космических кораблей?
Конкурс: №3 «Что возьмем с собой в полет?»
Что возьмем с собой в полет? Межпланетный космолет? Самолет или ракету? Может, с играми дискету? Может, взять нам клей «Момент», Чтобы склеить все в момент? Компас, разные приборы? «Лего» несколько наборов? Чашку, ложку и тарелку? Тазик и большую грелку? Нелегко, скажу вам, братцы, было в космос собираться!
Конкурс №4 «Космический отдых»
Закончить фразу (1 балл)
1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).
3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).
4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
Ведущий: Молодцы! А вы знаете, какую одежду носят космонавты?
Конкурс: №6 «Одень космонавта"
Каждой команде дают рисунок мальчика. Задание: дорисовать скафандр:
( Костюм, шлем, перчатки, ботинки.)
Конкурс: №6 «Настоящий космонавт»
Задание: Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 5 раз вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее. Побеждает тот, кто проделает это в точности.
Ведущий: хорошо, с этим заданием справились.
В космическом пространстве не действует земное притяжение, всем предметы, даже самые тяжелые, становятся легкими как воздушный шарик, в космосе – невесомость.
Сейчас наши экипажи постараются справиться с невесомостью.
Конкурс: №7 «Невесомость»
Задание: провести воздушный шар, подбрасывая ракеткой, до ориентира и обратно.
Ведущий: ну что же, физическую подготовку вашу мы проверили. Молодцы!
Пока мы пролетаем возле космической станции, предлагаю вам разгадать загадки, главное правило – с места не выкрикивать, а поднять руку.
На черный платок
Просыпано просо,
Пришел петушок,
А склевать-то не просто. (Звезды)
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Украшал большую синь
Серебристый апельсин,
А прошла неделька только –
От него осталась долька. (Луна)
Подрастал, подрастал,
Был рогатым – круглым стал.
Только круг, чудо-круг
Стал опять рогатым вдруг. (Месяц).
По небу ходит маляр без кистей
Краской коричневой красит людей. (Солнце)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить.
Млечный путь увидеть, чтоб
Нужен мощный… (телескоп).
Ведущий: итак, наш полет подходит к концу. Сейчас мы подведем итоги наших конкурсов и узнаем, кто же из вас может претендовать на звание лучшего знатока космоса. И пускай наш полет состоялся лишь в вашем воображении, но, очень может статься, лет так через двадцать кто-нибудь из вас станет настоящим пилотом межпланетного корабля, вернется из космоса и вспомнит про нашу сегодняшнюю встречу. Тогда он улыбнется и скажет: «Постойте, да я ведь уже летал в космос, когда еще был школьником».