Классный час «В царстве доброты и дружбы» (для учащихся 3-4 классов)
Цель: формирование у учащихся представления о дружбе, как о важнейшей
нравственной ценности.
Задачи:
- Продолжать формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь; навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
– способствовать развитию дружеских отношений в классном коллективе;
– воспитывать чувство коллективизма, толерантного отношения друг к другу;
– повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
– развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее;
- принимать разные точки зрения.
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенным инструкциям;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах и малых группах;
Оборудование: высказывания известных людей, цветные лепестки цветка Доброты; записи детских песен "Если с другом вышел в путь” и «Дорога добра»
Ход классного часа
1. Классный час начинается с песни "Если с другом вышел в путь”, под музыку дети рассаживаются по своим местам.
- Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, а какую, я думаю, что вы уже догадались. Так, о чём же мы будем говорить?
- Правильно. Речь пойдёт о дружбе.
- И сегодня мы выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом и определим законы дружбы.
- Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
- Доброта... Добро... Как вы думаете, что же это такое? (выслушиваются ответы детей)
- А теперь, давайте прочитаем высказывания великих людей о доброте.
На партах у детей лежат листочки. Ученики читают:
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.
(Л. Толстой)
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид.
(В. Розов)
- Совпали ли ваши высказывания и высказываниями Л. Толстого и В Розова?
- А теперь давайте посмотрим, как даётся толкование слову «доброта» в энциклопедии: Доброта – это душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.
2. -Вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? (Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»).
- Кому и как помогла девочка в этой сказке? Дети отвечают.
-А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? Учитель выслушивает ответы детей.
Игра «Цветок доброты» Работа в группе
- У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить?
- Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)
(КТО ЗАТРУДНЯЕТСЯ, МОЖНО ВЫБРАТЬ СЛОВА ИЗ ПОДСКАЗКИ: Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый).
В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.
- Какие качества у вас совпали
- Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.
- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
3. - В детской литературе написано много произведений, в которых показана крепкая дружба между героями. Вот сейчас и проверим, знаете ли вы эти произведения и этих героев?
Викторина «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Мальчик по имени Дядя Фёдор …. (кот Матроскин, пес Шарик)
- Как вы думаете, что связывало крепкой дружбой таких казалось бы разных героев?
- А что вы цените в своём друге больше всего?
4. Игра «Хоровод ласковых имен» (Все ребята. передавая друг другу мягкую игрушку должны называть соседа ласковым именем, например, не Ира, а Ирочка).
-Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Дети. Нет.
5. - Доброта - это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о добре, доброте. Для этого поиграем в игру «Доскажи пословицу».
Вместе тесно, а врозь …. скучно.
Один за всех, все … за одного.
Птица сильна крыльями, а человек … дружбой.
Крепкую дружбу и водой … не разольёшь.
Дружбу помни, а зло … забывай.
Друзья познаются … в беде.
Человек без друзей, что дерево… без корней
Нет друга ищи, а найдешь… береги.
- Молодцы! Как много вы знаете пословиц! А ведь в пословицах заключена народная мудрость. Это не просто слова, это своего рода правила, которые должен соблюдать каждый человек.
6. Работа в группе
- А теперь, вам предстоит очень большая работа: вам необходимо составить законы, по которым должен будет жить наш классный коллектив. Только от вас зависит, какими будут отношения в нашем классе.
Ребята составляют и записывают на листочках законы (правила) дружбы.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе
- А вы знаете, что 9 июня отмечается международный день Дружбы. Слышали когда-нибудь о таком дне?
- Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.
Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?
- Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.
- Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.
- Продолжи предложения
Классный час заставил меня задуматься ….
Навел меня на размышления ….
- Покажите карточку, с каким настроением вы уходите с классного часа.
- Мы начали классный час с замечательной песни, и закончить его я хотела бы тоже очень хорошей детской песней, которая называется «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова):