1. Психологический настрой. Приветствие учителя. Мотивационная установка. - Добрый день, ребята, я дарю вам свою улыбку и хочу, чтобы вы свои улыбки и добрые взгляды подарили друг другу. Улыбнитесь своему соседу. А теперь посмотрите в окно: и неважно солнышко там светит или идет дождик. Ведь, у природы нет плохой погоды, также и у человека не должно быть плохого настроение, а если оно и есть, просто улыбнитесь и вспомните что-то хорошее. 2. Тематическая установка. - Тема «Правонарушение, преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознаёт о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжёлым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). 1. Погружение в тему. - Какие виды ответственности вы знаете? 2. Лекционная часть занятия. Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: 1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет. 2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы. 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 3. Решение проблемных ситуаций. № 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? № 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? № 3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? № 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. № 5. Рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой, думаю, вы легко сейчас разберётесь. В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? - Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе. - Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? - Правильно, с 14 лет. Кроме этого, родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. (Выпускники нашей школы И. Б. с В. Е. позволили себе подобную шутку и один из них получил 2 года условно. Дошутился!) Так что, помните, с законом шутки плохи! 4. Юридическая задача «Установите соответствие». Виды ответственности: | Виды нарушений: | А- административная ответственность. Г – гражданско – правовая. У- уголовная. Д - дисциплинарная | 1. Порвал учебник одноклассника (Г) 2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А) 3. Избил одноклассника (У) 4. Совершил кражу мобильного телефона. (У) 5. Совершил прогул в школе (Д) 6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А) 7. Разбил мячом окно. (Г) 8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А) | - Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры). Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни. А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки. Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами. - А теперь рассмотрим следующую ситуацию: «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?» Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают) Во-первых, это преступление! Вы согласны? Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий. 1.Скорее позвони по телефону «02» 2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление 3.Сообщи приметы хулиганов 4.Поставь в известность родителей. - А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию? 1.Нарушение правил дорожного движения 2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде. 3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.). 4.Незаконная продажа. 5.Злостное неповиновение. 1. Беседа «Поговорим о конфликтах». - Какие причины возникновения конфликта? - Всегда ли конфликт – это плохо? - Можно ли жить без конфликтов? - В чем отличия понятий «спор» и «конфликт»? - Найдите доказательства или опровергните убеждение «В споре рождается истина». - Какие способы решения конфликта вы знаете? 2. Лекция «Решение конфликта». - Выделяют пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): - Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. - Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. - Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. - Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. - Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 3. Упражнение «Два друга». Цель: выявить ведущую стратегию поведения в конфликте. Перед выполнением упражнения на полу раскладываются листы А4, они формируют узкую дорожку. Выбираются двое учащихся, которые становятся по разные стороны дорожки, друг напротив друга Инструкция учащимся: «Представьте, что вы стоите на разных берегах и вам нужно перейти по мосту на другую сторону. Вы одновременно начинаете движение». 4. Презентация: причины и виды конфликтов. - Как действия каждого участника влияют на исход конфликта? 5. Разработка стратегии мирного урегулирования конфликта. 1. Подведение итогов урока. 2. Раздача памяток с методами разрешения конфликтов. Полезные ссылки: https://drive.google.com/file/d/1MTUEDUtlQ4kcON79jmnIknoJuCcIrzp/view https://drive.google.com/file/d/1h7fW68M_EJiliOX0APW6jEdyC8msCGRj/view |