Классный час «ВЕЖЛИВОСТЬ»
Цели:
- Разговор пойдёт о вежливости, предлагаю вам послушать стихотворение А.Барто
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошел... Пока! Всего!»
- Каких слов не знает этот мальчик?
- Как ему помочь?
- Послушайте еще одно стихотворение Агнии Барто «Любочка» и подумайте, можно ли назвать эту девочку вежливым человеком.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись,- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
- Вам понравилась Любочка?
- Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке?
Учитель: до VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.
-Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость»
-Как вы понимаете, что такое вежливость? Кого можно назвать «вежливым»?
Учитель: вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, скромность.
Вежливый – учтивый, благовоспитанный, любезный, обходительный, уважительный, воспитанный, приличный.
Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, хамоватый, невоспитанный, циничный.
Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам. (Г.Гегель)
Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы…»
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи:
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете…
- А теперь продолжите перечень вежливых поступков, слов.
- Как вы оцените человека, который с одними всегда вежлив, с другими – иногда, а с третьими – никогда?
- Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый индюк»
Поселился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже
Он кричал: Эй вы, невежи!
Заходите что ли в гости
Поучиться веж-ли-вос-ти!
Я и сам, - кричал индюк, -
Доктор вежливых наук,
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитанна.
Не стесняйся ты, осел,
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: приду, спасибо!
Ты не будь свиньей, свинья!
Ждет тебя моя семья –
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни хавронья, ни осел.
Посинел индюк от злости:
Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды! Балды! –
И добавил с высоты
Своего величия:
Не усвоили, скоты,
Правила приличия!
- Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?
- Как вы думаете, давно ли возникли правила вежливости?
- Давайте поразмышляем, как возникли правила вежливости.
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения.
- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
И старых уважай,
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Так мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливый,
Остался он медвежливый.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.
Наваливался брюхом
Наваливался брюхом
А публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили.
- Для чего автор рассказывает нам о медведе?
- Перечислите, чему учили мишку воспитатели. Для чего?
- Стал мишка вежливым, воспитанным?
- Попробуйте объяснить медведю, как надо поступать?
- Расскажите, кто учит вежливости вас.
- Чему вы уже научились?
- Всегда ли у вас, получается, быть вежливыми или нужно еще поучиться?
Инсценировка стихотворения «Вежлив ли Витя?»
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
- Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
- Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Кто всех глупее»
Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку - мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня - хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.
- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.
Услыхала Таня.
- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня - сзади него нет никого.
"Неужели я самый глупый из всех?" - подумал Ваня.
- Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?
- А сейчас проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого спасибо.
Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо.
Когда мы извиняемся за шалости, то говорим пожалуйста.
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече здравствуйте.
И во Франции, и в Дании на прощание говорят до свидания.
- Вежливым человеком не рождаются, а становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Источники:
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekt-klasnogo-chasa-dlja-4-klasa-o-vezhlivosti.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/08/urok-vezhlivosti-klassnyy-chas-dlya
http://festival.1september.ru/articles/622914/
Журнал «Классный руководитель» №2 2005 Л.А.Коч «Я в мире…Мир во мне…»