СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "ВЕЖЛИВОСТь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Вежливость" предназначен для учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Классный час "ВЕЖЛИВОСТь"»

Классный час «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Цели: 

  • формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.

  • воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.


- Разговор пойдёт о вежливости, предлагаю вам послушать стихотворение А.Барто


Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

 

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

 

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

 

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»


- Каких слов не знает этот мальчик?

- Как ему помочь?


- Послушайте еще одно стихотворение Агнии Барто «Любочка» и подумайте, можно ли назвать эту девочку вежливым человеком.


Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.

Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.

Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись,- вздыхает та.

Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.

Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.


- Вам понравилась Любочка?

- Ребята, что бы вы могли посоветовать Любочке?


Учитель: до VI века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами.

-Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость»

-Как вы понимаете, что такое вежливость? Кого можно назвать «вежливым»?

Учитель: вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, скромность.

Вежливый – учтивый, благовоспитанный, любезный, обходительный, уважительный, воспитанный, приличный.

Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, хамоватый, невоспитанный, циничный.

Вежливость – это знак благосклонности и готовности к услугам. (Г.Гегель)


Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы…»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи:

Вы место без протеста

Уступите старухе.


Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.


Ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.


Ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете…


- А теперь продолжите перечень вежливых поступков, слов.

- Как вы оцените человека, который с одними всегда вежлив, с другими – иногда, а с третьими – никогда?


- Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый индюк»

Поселился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день, не реже

Он кричал: Эй вы, невежи!

Заходите что ли в гости

Поучиться веж-ли-вос-ти!


Я и сам, - кричал индюк, -

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитанна.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: приду, спасибо!

Ты не будь свиньей, свинья!

Ждет тебя моя семья –

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!


Как ни бился он, однако

К индюку никто не шел –

Ни хавронья, ни осел.

Посинел индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды! Балды! –

И добавил с высоты

Своего величия:

Не усвоили, скоты,

Правила приличия!


- Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?

- Как вы думаете, давно ли возникли правила вежливости?

- Давайте поразмышляем, как возникли правила вежливости.


- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения.


- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старых уважай,

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливый,

Остался он медвежливый.

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям.

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

Наваливался брюхом

А публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.


- Для чего автор рассказывает нам о медведе?

- Перечислите, чему учили мишку воспитатели. Для чего?

- Стал мишка вежливым, воспитанным?

- Попробуйте объяснить медведю, как надо поступать?

- Расскажите, кто учит вежливости вас.

- Чему вы уже научились?

- Всегда ли у вас, получается, быть вежливыми или нужно еще поучиться?


Инсценировка стихотворения «Вежлив ли Витя?»

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

 

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

 

- Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

- Извините, - шепчет Витя, -

Я к уроку не готов!

 

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?


- Ребята, сейчас мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Кто всех глупее»

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку - мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой, сильный. И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Таня - хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня - сзади него нет никого.

"Неужели я самый глупый из всех?" - подумал Ваня. 


- Ну и кто же всех глупее? А с вами никогда такое не случалось?


- А сейчас проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом.

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого спасибо.

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит добрый день.

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы спасибо.

  • Когда мы извиняемся за шалости, то говорим  пожалуйста.

  • Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече здравствуйте.

  • И во Франции, и в Дании на прощание говорят до свидания.



- Вежливым человеком не рождаются, а становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.




Источники:


http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekt-klasnogo-chasa-dlja-4-klasa-o-vezhlivosti.html


http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/09/08/urok-vezhlivosti-klassnyy-chas-dlya


http://festival.1september.ru/articles/622914/


Журнал «Классный руководитель» №2 2005 Л.А.Коч «Я в мире…Мир во мне…»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!