СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Вежливость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час " Вежливость" + самоанализ

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Вежливость"»






Конспект классного часа в 1 классе





Тема: «Вежливость»


















Конспект классного часа

Тема «Вежливость»

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.

  2. Дать понятие «вежливость»

Развивающие:

  1. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.

  2. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

  2. Воспитание вежливого человека.


Оборудование и оформление: костюмы Буратино и Мальвины.


Распределение поручений: дети учат «простые правила», разыгрывают сценку.


Ход классного часа

- Ребята, мы с вами начинаем занятие по культуре поведения. Мы поговорим о том, какого человека можно назвать культурным, воспитанным, и что надо делать, чтобы и вас называли культурными людьми.

Каждый день вы встречаете множество людей – на улице, в школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас.

Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий со знакомыми и незнакомыми людьми. Ему всегда важно что о нём думают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость – эти слова вы всегда должны помнить.

Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?

(Ответы детей)

- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.


Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Называется она «Добавьте слово». Но слова эти необычные, а волшебные, вежливые слова.


В нашей маленькой деревне есть такой обычай древний:

Утром, днём и в темноте

Те, и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно… (Здравствуйте!)


- Молодцы, ребята, а теперь Аня расскажет нам простое правило, которое вы все должны будете запомнить.


Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче – здравствуй!


- Молодец! Какой же вывод мы можем сделать?

- Надо всегда здороваться.

- Послушаем следующее стихотворение.


Настали дни холодные,

И птицы перелётные,

Крылатые создания,

Летят под облаками

Куда-то в страны дальние.

Мы машем им руками:

- До встречи! … (До свидания!)


- Молодцы! А сейчас Данил расскажет ещё одно правило. Слушаем внимательно.


Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: - «До свидания!»


- Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними?

- До свидания.

- Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку.


Встретила мышка слона на пути

И пропищала тихо и жалостно:

- Простите за дерзость,

Скажите, пожалуйста,

Как мне до вас, до слона дорасти?

Слон удивился:

- Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»!


- Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону?

- Слово «пожалуйста».

- А теперь послушайте правило, которое расскажет нам Даша


Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «пожалуйста».


- Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята?

- Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим.

- Ребята, вы уже все называли это волшебное слово. Что мы говорим, когда нам помогли или что-нибудь подарили?

- Спасибо.

- Денис нам расскажет простое правило.


Тебе что-то подарили,

Если место уступили,

Если в чём-то помогли,

Угощенье принесли,

Не молчи тогда, как рыба!

Говори всегда: - Спасибо!


- Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать?

- Извините.

- Да, верно. Это значит «снимите с меня вину». Правило нам расскажет Валерия


Если кого-то обидели случайно,

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «извините».


- Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать?

- Спокойной ночи.

- Давайте послушаем правило. Паша.


Перед сном не забывай:

Спокойной ночи пожелай.


- Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни. Скажите, какие же вежливые слова, волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми?

- Спасибо.

- Пожалуйста.

- До свидания.

- Здравствуйте.

- Извините.

- Спокойной ночи.


- Сегодня у нас в гостях Мальвина и Буратино. Они тоже хотят поговорить с нами о вежливости.


Разыгрывается сценка

МАЛЬВИНА (приветливо). Здравствуйте, дети!

БУРАТИНО (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте.

МАЛЬВИНА. Что ты такой невесёлый, Буратино?

БУРАТИНО. Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

МАЛЬВИНА (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось? Может быть тебе надо помочь?

БУРАТИНО. А что я тебе такого сказал?

МАЛЬВИНА. Ничего особенного ты мне не сказал. Но как ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

БУРАТИНО. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной и не разговаривает.

МАЛЬВИНА. Буратино, что у тебя за тон?

БУРАТИНО. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

МАЛЬВИНА. Я заметила, что ты часто таким тоном говоришь со всеми ребятами и своими шутками их обижаешь.

ЬУРАТИНО. Я же не виноват, что некоторые не понимают моих шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну как посадка прошла?». А он обиделся и ушёл. А что плохого я ему сказал?

МАЛЬВИНА (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему не приятна «шутка» Буратино?


Дети высказывают своё мнение.

БУРАТИНО. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят, есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, а просто станем лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?

МАЛЬВИНА. Очень хорошо Буратино. Но надо всегда помнить, что от доброго слова и у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Слова вежливости только тогда становятся «добрыми словами, когда говорятся приветливым тоном».


- Послушайте, ребята, какая история произошла с носорогом однажды.


Читаем рассказ С. Михалкова «Зеркало»


- Скажите, хорошо ли поступал носорог?

- Нет, он плохо относился к товарищам

- А как нужно относиться к товарищам? Можно ли смеяться над ними?

- Нет, нельзя высмеивать их недостатки. Нужно к ним хорошо относиться.

- Молодцы, ребята. Вы все знаете, как правильно общаться с окружающими людьми. А теперь давайте поможем Вове, подскажем ему, как нужно себя вести. Послушайте.

Однажды Вова решил пойти к товарищу. Взрослых дома не было. Уходя из дома…

- Что должен был сделать Вова, уходя из дома?


Проводится беседа.



Дети должны прийти к выводу, что Вова: посмотрел, опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошёл и когда придёт.


- Молодцы, ребята.

Вова пришёл к товарищу. Дверь открыла его мама. Вова сказал…


Дети продолжают разговор Вовы с мамой своего товарища.

Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…


Дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом.


- Молодцы, ребята. Вы очень вежливо все говорили. А теперь послушайте, вы все можете попасть в разные ситуации, и всегда вы должны быть вежливыми. Представьте, мама послала вас к соседке взять в дом немного соли. Как вы это сделаете?


Дети отвечают.


- Представьте, вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

Дети отвечают.


- Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

Дети отвечают.


- Молодцы, ребята. Вы всегда должны помнить правила правильного разговора друг с другом:

  • Надо смотреть на того, с кем разговариваете;

  • Невежливо смотреть в сторону, отворачиваться;

  • Нельзя самому завладевать разговором и говорить о самом себе;

  • Надо уметь слушать других;

  • Во время разговора не следует размахивать руками, стараться перекричать другого.


Послушайте стихотворение, которое называется «Ежели вы вежливы».

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.




Ежели вы

Вежливы

В душе,

А не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как

Две сороки.



И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме.

И помощь

Ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.


И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы

Вежливы, -

Тому, кто послабее

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.



- Ребята, вот сколько правил включил в своё правило С. Маршак. Какими мы всегда должны быть?

- Мы всегда должны быть вежливыми, приветливыми и внимательными к другим.

- Действительно, а ещё не ябедничайте, лучше помогите своему товарищу исправить ошибку. Помните, вежливыми не рождаются, вежливыми становятся!




















Самоанализ классного часа

Дата проведения: 16.10.15 г.

Тема: «Вежливость».

Направление: нравственно-этическое.

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.

  2. Дать понятие «вежливость»

Развивающие:

  1. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.

  2. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

  2. Воспитание вежливого человека.

Был проведён тематический классный час. Тема очень актуальна для детей первого класса. Ведь именно с детства ребят нужно приучать к вежливости.

Вначале перед учащимися была поставлена задача занятия, разъяснено, с какой целью оно проводится. Все ученики были привлечены к подготовке и проведению мероприятия. Во время классного часа отмечена дружеская, тёплая атмосфера. Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его.

В ходе классного часа были достигнуты поставленные цели. Дети познакомились с правилами и нормами общения между людьми. Узнали, вспомнили слова, которые позволяют доброжелательно взаимодействовать друг с другом в любой вербальной ситуации. Было дано определение «вежливости», выявлены характерные признаки этого понятия. В ходе разбора конкретных ситуаций, событий художественных произведений, поступков и поведения героев дети учились отличать культурное и неприемлемое поведение.

Одной из целей занятия являлось развитие у детей желания стать вежливыми. Анализ бытовых ситуаций, ответы показали, что ребята умеют и хотят быть вежливыми.

Благодаря классному часу на данную тему первоклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили ребятам проявить себя в умении строить предложения, общаться вежливо. На собственных примерах доказали, как хорошо знать правила общения и поведения во время разговора.

Инсценирование позволило наглядно увидеть актуальность затронутой проблемы использования добрых слов в повседневности. Наличие стихотворений, художественных произведений детских авторов помогло сделать занятие эмоциональным, показать детям, что вопросом вежливости заняты поэты и писатели, взрослые и малыши.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!