СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вода - для жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

22 марта отмечается Всемирный день воды. Классный час проходит в виде игры-путешествия Капельки.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вода - для жизни"»

Дата: 22.03.18

Тема: Игра-путешествие «Вода – для жизни!»

Цель: расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой; познакомить с происхождением названий морей. Развивать внимание, мышление, память, воображение. Формировать чувство гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды у подрастающего поколения, прививать бережное отношение к воде.

Оборудование: запись музыки песни «Дождик», реквизит, костюмы, презентация, рисунки детей, карточки, ребусы.


Ход занятия

І. Организационный момент

Учитель:

(В руках накрытая шляпа. )

Здравствуйте ребята! Мы сегодня поговорим с вами о веществе, которое очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия, это самая обыкновенная жидкость на свете. Угадайте, о каком веществе идет речь? (О воде)

(Из шляпы достаю бутылку с водой)

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: (Слайд 1)

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь...” 

- Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день? Рационально ли мы используем ценный природный ресурс? Как надо относиться к воде?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашей игры-путешествия.

(Как бы нечаянно открываю бутылку, проливаю воду за стол, а оттуда выходит Капелька. )


Капелька:

- А путешествовать вы будете вместе со мной.

Песня «Дождик»

слова: Ирина Бидная
музыка: Виктория Гужевая

1. Солнышко на небе
Яркое светило,
И так жарко-жарко
Всем на свете было.
Но вдруг прилетели
Тучки озорные,
И, играя в прятки,
Солнышко закрыли.
ПРИПЕВ:
А сквозь лучик солнца
Капельки: кап-кап!
Маленькому дождику
Каждый очень рад.
Кап-кап-кап,
Кап-кап-кап,
Кап, кап, кап, кап, кап.
Маленькому дождику
Каждый очень рад.

2. Капельки-дождинки
С неба упадут,
И цветы, как в сказке,
На земле взойдут.
Под дождём все дети
Будут танцевать,
Дождик помогает
Деткам подрастать.

3. Тёплый летний дождик
Быстро так проходит,
И всегда на небе
Чудо происходит -
Радуга цветная
Весело засветит,
И подарит счастье
Взрослым всем и детям.


- Итак, в путь!


ІІ Основная часть

(На доске изображения капельки, на которых написаны названия станций.)

1.Станция «Историческая» Всемирный День воды.

(Выступает ученик с сообщением)

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 22 марта Всемирным днём водных ресурсов. В её резолюции всем государствам предложено проводить мероприятия, посвящённые сохранению и освоению водных ресурсов. На территории Российской Федерации он проводится с 1995 года под девизом «Вода – это жизнь». Этот день является уникальной возможностью напомнить всему человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

2. Станция «Географическая»

Учитель

- Вам уже известно, что вода бывает в природе в трех состояниях. Каких? (Жидком, твердом, газообразном.) Отгадайте загадки о воде.

• Нахмурится, насупится,

В слезы ударится —

Ничего не останется. (Туча)

• Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко. (Туман)

• Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса.)

• С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)

• Зимой в поле лежал,

Весной в речку побежал. (Снег)

• Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

• Зимой он был крышей для речки, пруда.

Весной не осталось от крыши следа. (Лед)

• Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

• Посыпался горох на тысячу дорог,

Никто его не соберет. (Град)

• И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

• Я бегу струей из крана,

Бью ключом из-под земли.

Я качаю в океанах

Великаны-корабли. (Вода)

Учитель. Большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан.

Океаны, моря, бесчисленные озера и реки... Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Ведь Мировой океан — это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля...

Есть у Мирового океана и другая задача — он поит Землю, ведь воду пьет все живое. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Вода также кормит человечество. Вспомните названия многих морепродуктов. (Дети перечисляют морепродукты.)

Вода работает на гидроэлектростанциях — добывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги...

А еще вода — самая широкая, самая удобная дорога. Вспомните названия водного транспорта. (Дети перечисляют водный транспорт.)

Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты — ничего не сделаешь без воды!

А сейчас давайте вспомним названия некоторых водоемов. Разгадайте ребусы.

Ребусы

Учитель. Для удобства географы разделили Мировой океан на четыре океана. Найдите их названия среди других букв:

А Б С Т И Х И Й С Т Р И О К И Й С Б В А Г (Тихий)

Н А Т Л А Н Т И Ч Е С К И Й Р О С Т У О Н (Атлантический)

П О Б Е Д У В А И Н Д И Й С К И Й Л И Н Т (Индийский)

У С К С Е В Е Р Н Ы Й Л Е Д О В И Т Ы Й Р (Северный Ледовитый)

Названия океанов расположены в порядке убывания их величины.

Морей всего 30. В сказках, песнях что ни море — то обязательно «сине море». На самом деле такого названия не существует. Зато есть Черное, Белое, Красное, Коралловое... Но вода во всех них действительно синяя.

Красное море иногда действительно бывает красным — когда на его поверхности всплывают буровато-красные водоросли. Желтое море и вправду желтое, но не повсюду, а лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ — Желтая река. Хуанхэ выносит в море столько мути, что море на десятки километров становится мутновато-желтым. А там, далеко-далеко, в открытом Желтом море, все равно вода синяя. Белое море северное, студеное, и зимой белым-бело от заметенных снегами льдов. Что касается Черного моря, то зимой, когда начинают дуть холодные ветры, станут разгуливать по широкому морскому простору свинцово-серые волны — оно насупится, потемнеет. За это его и прозвали Черное, что значит «суровое», «грозное». Коралловое море так названо потому, что в нем тысячи коралловых островов, Охотское — по имени реки Охота, которая в него впадает, Мраморное — за то, что на нем есть остров, где с древних времен добывали мрамор и на кораблях везли в разные города по этому морю.

По имени разных островов названо немало морей: Гренландское, Японское. Некоторым морям даны имена знаменитых мореплавателей: море Лаптевых, Берингово море, Баренцево море.

Ребята, а если бы вы открыли новое море на нашей планете или на других, то как бы вы его назвали? (Ответы детей.)


3. Станция «Экологическая»

Учитель

Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода соленая, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

В наше время над водой нависла угроза загрязнения. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера, а это грозит смертельной опасностью миру существ, обитающих в них и возле них.

Послушайте «Сказку о «нефтяной» рыбке» (Выступает ученик)

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиной морскою», а еще и с ... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз — выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.

Но вот чудо! Не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молвить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

(Выступление ученика в форме моряка)

...Грустная сказка! Но и быль не радостней. Раньше, бывало, моряки, возвратясь из дальних странствий, рассказывали о заморских диковинках, теперь, как сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях — как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже самого маленького, суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку.

А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти — совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию — вся нефть выливается в море. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют, а иногда тоже гибнут чайки, другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать от голода.

Учитель:

Это только часть опасностей, которые грозят Мировому океану. Принимаются некоторые меры к их устранению, но, к сожалению, их пока недостаточно.

Экологические проблемы такого характера пока не под силу вам, детям. Но что вы можете и должны делать? (Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря, а также не мусорить на водоемах в местах отдыха.)

4. Станция «Игровая»

А теперь поиграем. Игра «А без воды…»

- Неохота просыпаться утром рано - как всегда.
Бодрым, свежим и весёлым стать поможет нам …(вода)

- В летний день пылает солнце, невозможная жара.
Где найти спасенье телу? Что поможет нам …(вода)

- Грязны руки и рубашка. Чем помочь такой беде?
И опять бежим мы к крану, к чистой, ласковой …(воде)

- Пароходик, пароход - важный груз нам везёт. 
Груши, сливы, апельсины, виноград и мандарины
Нам доставят без труда, если в море есть …(вода)

- Рыбу надо кушать нам? Так полезно для ума!
Но рыба, известно, живёт не везде,
А только в прозрачной и чистой …(воде)

- Чай согреть, и суп сварить, и растения полить
Можно сделать хоть когда, если в кране есть …(вода)


5 Станция «Любознательная»

(Выступает ученик)

А известно ли вам, что…

- Лишь около 0,25% всей воды на земном шаре может быть использовано для удовлетворения человеческих потребностей.

- 90% всей пресной воды содержится в ледниках и полярных льдах или хранится в водоносных слоях на большой глубине.

- В озере Байкал находится 80% всей пресной воды России и пятая часть пресной воды всей планеты?

- из капающего крана теряется до 100 литров воды в сутки, что примерно равно восьми вёдрам воды.

- Чтобы вырастить рис, необходимо примерно 1900 литров воды. Рис – самый большой “водохлёб” из всех зерновых культур

- В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.


ІІІ Заключительная часть

Капелька:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких, стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода – 
Наша спутница всегда!

Учитель:

Мы слишком равнодушно иногда
Глядим, как льётся, плещется вода.
Не потому ли, что вода – река
И озеро, и даже облака!

И мы сполна лишь в чёрный час беды
Осознаём величие воды.
Вода!...Вы только вдумайтесь: во – да…
Она поит поля, несёт суда.
И нет страшней беды: прийти
И не узнать своей реки, своей воды. 

В заключении нашего занятия предлагаем вам ответить на вопросы:

  1. Назовите 3 состояния воды. (пар, лёд, жидкость)

  2. Для чего нужен растениям снег? (уберегает от мороза)

  3. Почему лёд плавает? (он легче воды)

  4. Существует ли живая вода? (Да – это минеральная вода)

  5. Текут ли реки под землёй? (да)

  6. Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка или пара? (гейзер)

  7. Сколько на нашей планете океанов? (4)

  8. Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – это? (моря)

  9. Самое солёное море? (Мёртвое)

10.Самое глубокое озеро и в нём пресная вода? (Байкал)

Учитель

Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? На ваших партах лежат капельки, дорисуйте их улыбкой или огорчением.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!