КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ
ВОССОЕДИНЕНИЮ КРЫМА и СЕВАСТОПОЛЯ С РОССИЕЙ
Классный руководитель: Бораева В.Г.
Тема: Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией
Цели:
показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;
подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм;
воспитание любви к своему Отечеству; воспитание готовности к восприятию тех или иных явлений национальной жизни и межэтнических отношений;
показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения Крыма и Севастополя, оказавшегося в трудной ситуации в результате политического переворота в Украине.
Задачи:
образовательная задача – освоение нового материала о новых субъектах Российской Федерации с использованием интерактивных форм обучения;
воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами;
развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемой темой и дать им возможность самим самостоятельно продолжить её изучение.
Оборудование: флаг Российской Федерации; карта Крыма; мультимедийный проектор; презентация.
Тип мероприятия: классный час.
Ход мероприятия
I. Организационный момент:
1. Сообщение темы, целей и задач мероприятия; формы проведения.
2. Подготовка рабочего места.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний:
1. Вступительное слово учителя:
Преподаватель: Наш классный час сегодня посвящен теме воссоединения Крыма с Россией.
И нужно вспомнить немного историю названия и местоположения полуострова. Для этого необходимо вернуться на два тысячелетия назад.
2. Создание проблемной ситуации: почему Крым был и остается регионом, имеющим мировое значение?
III. Этап усвоения новых знаний:
1. Беседа, дискуссия. Студенты отвечают на вопросы учителя, сами задают друг другу вопросы, комментируют ответы. Рассматривают слайды, карту России, Украины, Крыма.
2.Демонстрация презентации.
IV. Рефлексия:
1. Беседа по итогам просмотра презентации.
2. Решение проблемной ситуации.
2. Комментарии студентов по данной проблеме. Дискуссия.
V. Подведение итогов мероприятия:
1. Формулирование выводов по классному часу.
2. Характеристика работы студентов во время проведения мероприятия.
3. Самостоятельно продолжить дальнейшее изучение материала по данной теме.
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
Организационный | Организация пространства группы для работы на уроке. Задача – настроить обучаемых на работу, определить эмоциональное состояние студентов перед изучением темы. | Подготовка рабочего места. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию, объясняет план работы, форму проведения. Под руководством учителя студенты формулируют цели занятия. |
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний | Просмотр слайд-шоу с видами Крыма. Вопрос: Какой образ складывается у вас после просмотра презентации? | Чтение, осознанное чтение. | Организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия. Создание проблемной ситуации: почему Крым был и остается регионом, имеющим мировое значение? |
Этап усвоения новых знаний | Знакомство с историей и культурным наследием Крыма. Осознание значимости референдума и его результатов для всех стран региона и мира. | Беседа, дискуссия. Студенты отвечают на вопросы учителя, сами задают друг другу вопросы, комментируют ответы. Рассматривают слайды, карту России, Украины, Крыма. | Обращает внимание учащихся на особенности крымской природы, на особенный интерес мировой общественности к данному региону. Создает условия для решения проблемы урока. |
Рефлексия | Преподаватель предлагает выполнить пейзаж природа Крыма руководствуясь полученными знаниями. | Выполняют работу: комментируют ответы своих коллег, высказывают свое мнение по решению данной проблемы, ищут ответы на поставленные вопросы. Оценивают ответы других, комментируют их, высказывают свое мнение по их решению. | Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. При необходимости помогает учащимся. |
Итог урока | Преподаватель предлагает обучающимся продемонстрировать свои выводы решения проблемы урока и оценить работу своих одногруппников и свою деятельность. | Формулируют выводы по классному часу. Характеристика работы студентов во время проведения мероприятия. | Организует работу и при необходимости помогает студентам по формулированию выводов по классному часу. Характеризует работу студентов во время проведения мероприятия. Предлагает самостоятельно продолжить дальнейшее изучение материала по данной теме. |
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крым
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Севастополя
http://sevkrimrus.narod.ru/texstes/ksr.htm
http://tass.ru/info/1012331
http://www.aif.ru/dontknows/file/1120207
Приложение
Крым
Полуостров Крым расположен в северной части Черного моря. На севере соединяется с материком Перекопским перешейком шириной 8 км. Максимальная протяженность расстояние с севера на юг (по меридиану) составляет 207 км, с запада на восток (по параллели) - 324 км. С запада и юга Крым омывают воды Черного моря, на северо-востоке - Азовского. Длина побережья - 1,5 тыс. км. Площадь полуострова - 27 тыс. кв. км.
На территории полуострова находятся входящие в состав России Республика Крым, Севастополь (город со специальным статусом), а также часть Херсонской области Украины (север Арабатской стрелки). Население Республики Крым - 1,959 млн человек, Севастополя - 384 тыс. человек.
Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова "кырым" - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его присоединения к России в 1783 году - Тавридой.
В V веке до н. э. в районе Керченского полуострова возникло греческое Боспорское государство, в III веке до н. э. в степной части Крыма - Скифское государство. Во второй половине I века до н. э. часть побережья Крыма была захвачена римлянами. Через полуостров проходил Великий шелковый путь, связавший Римскую и Китайскую империи. В IV-V веках Крым стал объектом экспансии Византии. C VII по IX век вся территория Крыма, за исключением Херсона, оказалась в составе Хазарского каганата. C X века восточный Крым был частью Тмутараканского княжества, в XIII веке на территорию полуострова вторглись монголо-татары и был образован Крымский улус. После распада Золотой орды в 1443 году возникло Крымское ханство (с 1475 года - вассал Турции).
Русское государство с конца XVII века начало борьбу за Крым, стремясь обеспечить безопасность южных областей и добиться выхода к Черному морю. Русско-турецкая война 1768-1774 годов положила конец турецкому господству на полуострове. В 1772 году Крым был объявлен независимым от Турции.
В 1783 году императрица Екатерина II своим манифестом присоединила Крым и Тамань к Российской империи. Крым вошел в состав Таврической губернии. Он стал заселяться русскими, украинскими, греческими, болгарскими и немецкими переселенцами. Началось строительство новых городов: в 1783 году был заложен порт-крепость Севастополь, ставший главной базой Черноморского флота, в 1784 году основан Симферополь как административный центр Таврической губернии. Ясский мирный договор 1791 года, положивший конец русско-турецкой войне 1787-1791 годов, закрепил за Россией Северное Причерноморье, включая Крым. Во время Русско-турецкой (крымской) войны 1853-1856 годов полуостров стал основным театром военных действий.
После Октябрьской революции 1917 года в Крыму была провозглашена Крымская Народная Республика, которая прекратила свое существование в январе 1918 года с установлением на полуострове советской власти. В марте 1918 года на территории Крыма была образована Советская Социалистическая Республика Тавриды в составе РСФСР. В мае 1919 года Крым был захвачен Вооруженными силами Юга России и стал одним из опорных пунктов белого движения. В ноябре 1920 года Южный фронт Красной армии взял Крым и 19 октября 1921 года здесь была создана Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
Во время Великой Отечественной войны полуостров стал местом ожесточенных боев с немецко-фашистскими войсками. С октября 1941 года по июль 1942 года продолжалась оборона Севастополя. В мае 1944 года полуостров был освобожден в ходе Крымской операции. В годы войны погибли несколько десятков тысяч мирных жителей полуострова, были практически полностью разрушены Керчь и Севастополь, 127 сельских населенных пунктов, 300 промышленных предприятий, свыше 22,9 тыс. жилых домов.
Сразу после освобождения полуострова отсюда были выселены в Среднюю Азию крымские татары, армяне, греки и болгары. Всего депортировано более 228 тыс. человек, из них 191 тыс. - крымские татары (их массовое возвращение началось лишь в конце 1980-х годов).
30 июня 1945 года вместо Крымской АССР указом президиума Верховного совета СССР была создана Крымская область в составе РСФСР. В 1948 году Севастополь был выделен в отдельный административно-хозяйственный центр.
В 1954 году по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Крым был передан в состав Украинской ССР (указ президиума Верховного совета СССР от 19 февраля 1954 года).
20 января 1991 года в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%. 12 февраля 1991 года Верховный совет Украины принял закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики", а в июне были внесены соответствующие изменения в конституцию Украинской ССР. 4 сентября 1991 года Верховный совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики.
26 февраля 1992 года Крымская АССР была переименована в Республику Крым. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В феврале 1994 года главой Крыма избран Юрий Мешков. В марте 1995 года решением Верховной рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента - упразднен. В декабре 1998 года вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым в составе Украины.
В связи с политическим кризисом и незаконной сменой власти на Украине 11 марта 2014 года Верховный совет Крыма и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя. 16 марта в Крыму и Севастополе прошел референдум, по результатам которого 96,77% избирателей Автономной Республики Крым и 95,6% избирателей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. 18 марта президент РФ Владимир Путин подписал договор о принятии Республики Крым и Севастополя в состав России, впоследствии одобренные Госдумой и Советом федерации.
СЕВАСТОПОЛЬ
Как возник Севастополь?
8 апреля 1783 года российская императрица Екатерина II издала манифест, по которому Крым, Тамань и Кубань становились российскими областями. Этому событию предшествовали годы русско-турецких войн, которые длились с 1735 по 1739 и с 1768 по 1774 год соответственно.
По приказу императрицы Екатерины II, в апреле 1783 года к полуострову отправился фрегат «Осторожный» под командованием капитана Ивана Берсенева для выбора гавани у юго-западного побережья, на котором предполагалось построить стратегически необходимый военный порт. Осмотрев в апреле 1783 года бухту у посёлка Ахтиар, расположенную неподалёку от развалин древнего города Херсонеса-Таврического, Берсенев рекомендовал её в качестве базы для кораблей будущего Черноморского флота. На этом месте и был основан город Севастополь.
В каких войнах участвовал Севастополь?
Севастополь сыграл ключевую роль в Крымской войне (1853–1856 годы).
В Синопском сражении в ноябре 1853 года русский флот под командованием адмирала Нахимова разгромил турецкую эскадру за несколько часов. Действия Нахимова стали поводом для Великобритании и Франции вступить в войну на стороне Османской империи, что имело для России катастрофические последствия.
Многотысячная армия союзных войск Англии, Франции и Турции направила войска и флот в сторону города. Чтобы преградить путь вражеской флотилии в Севастопольскую бухту, было решено затопить российские корабли. Севастополь находился под осадой почти год. Этот период в истории города называется не иначе как Героическая оборона Севастополя. Защитники не сдали город, хотя и отступили на его северную сторону, оставив противнику только развалины.
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Черноморский флот встретил нападение фашистской Германии в полной боевой готовности. Особое место в его боевых действиях занимали оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска. Флот провёл 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.
Черноморский флот после распада СССР
Распад СССР стал серьёзным ударом по Черноморскому флоту (ЧФ). Полуостров Крым, а вместе с ним и военная база Севастополя отошли Украине. На территории Крыма находится 70 % всей инфраструктуры российского ЧФ.
Советский флот доминировал в Чёрном море и составлял конкуренцию в Средиземном море объединённым силам НАТО.
Теперь Черноморский флот уступает по численности ВМС Турции. В то же время он превосходит флоты остальных черноморских стран вместе взятых.
Сейчас в составе Черноморского флота 2739 кораблей, из них 43 боевых. Большинство судов отслужили 20–35 лет, поэтому южный флот нуждается в «омоложении».
Для чего России Черноморский флот?
Основные стратегические задачи ЧФ:
– контроль над акваторией Чёрного моря и обеспечение безопасности южных границ России;
– обеспечение интересов России и её союзников в южных морях. Например, охрана морских границ Абхазии;
– Севастополь можно использовать как базу для развёртывания флота в Средиземном море и Индийском океане. Во времена СССР ежегодно через Черноморские проливы выходило в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.
Как Россия арендует военную базу Севастополя у Украины?
В 1997 году Россия и Украина заключили двусторонние соглашения, в которых договорились об аренде базы Черноморского флота на территории Украины до 28 мая 2017 года. Ежегодная арендная плата составляла для России 97,75 млн долларов.
21 апреля 2010 года президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Януковичподписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму на 25 лет (после 2017 года) с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042–2047 годов.
Взамен Россия предоставляет Украине скидки на газ, благодаря которым украинцы экономят до $1 миллиарда в квартал.
Отметим, что, хотя основная база ЧФ расположена в Севастополе, у России всё же есть выходы к Чёрному морю и военные базы на своей территории, например в Новороссийске.