СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Врагу не покорившийся Донбасс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час на гражданско - патриотическую тему направлен на воспитание  уважительного отношения к исторической памяти народа, формированию стремления учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Врагу не покорившийся Донбасс"»

Государственное образовательное учреждение ЛНР «Свердловская средняя школа № 7 им. художницы Екатерины Литовченко»


Классный час »Врагу не покорившийся Донбасс»

(посвящённый 75-летию со дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков)





Классный руководитель 5-А класса Кудрина Инна Александровна






Цель: Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа.; способствовать формированию стремления учащихся знать историю своего народа и отстаивать историческую правду; воспитывать ответственность, эмпатию, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Задачи:

образовательные:

- расширять исторические знания школьников.

развивающие:

- развивать патриотические чувства и нравственные качества личности.

- побуждение интереса к истории страны.

- развивать познавательную активность учащихся.

воспитательные:

- воспитать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Донбасса.

- воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма людей.



Средь многих дат одна есть дата,

Которая так сердцу дорога.

В февральский день советские солдаты,

Освободили наш город от врага.



ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительная часть.

Учитель. 75 лет назад, 14 февраля 1943 года, войска Красной Армии вытеснили немецких оккупантов и вошли в г. Ворошиловград (сейчас – Луганск). Он стал первым из областных городов УССР, освобожденным от фашистской оккупации.

Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Война - это ужасная трагедия в жизни каждого народа. В жизни не существует таких катастроф и стихийных бедствий, которые унесли бы больше жизней, чем война. Великая Отечественная война началась в ночь с 21 на 22 июня 1941 года. В эту ночь на территорию Советского Союза без оглашения войны напала Германия. Давайте пролистаем книгу истории о войне.

История о войне: часть 1

Ученик 1.

544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:

Первый - оборона Донбасса (29.09.1941 - 24.07.1942)

Второй - освобождение Донбасса (29.01.1943 - 22.09.1943)

Учитель.

8 сентября 1943 года для жителей нашего города наступил незабываемо радостный день - войска Южного и Юго-Западного фронтов отбили у немцев Донецкий бассейн - важнейший угольный и промышленный район страны и овладели областным центром Донбасса - городом Сталино.

По случаю крупной победы в Донбассе Москва в 20.00 салютовала нашим доблестным воинам - освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

Но победе и освобождению предшествовали почти 700 дней оккупации, наполненные болью, страхом, массовым истреблением мирного населения.

Во время оккупации местное население бесчеловечно истреблялось. Этим кровавым делом занимались военная жандармерия совместно с полицией. По малейшему поводу следовал расстрел. За выражение сочувствия к советской власти и Красной Армии, за активную работу в прошлом, за родственные связи с коммунистами и комсомольцами, за чтение советских листовок.

Только на шахте 4-4-бис Калиновка за период с ноября 1941 года до первых чисел сентября 1943 года было расстреляно и сброшено в шурф шахты около 75 тысяч человек. При общей глубине шахты в 360 метров 305 метров были завалены телами убитых. Фашисты, боясь ответственности за содеянное, бросали в шахту каустическую соду, которая ускоряла разложение трупов, а при отступлении подорвали шахтный копер и завалили таким образом ствол шахты.

Один из гитлеровских пособников на судебном процессе, проходившем в октябре 1947 года в театре оперы и балета, показал: "грудных детей, а также детей в возрасте 5-6 лет матери брали на руки и с ними подходили к стволу шахты: немцы расстреливали одновременно мать и ребенка".

Один из 12-ти военных преступников, представших перед судом военного трибунала, Вольфганг Леснер рассказал, что 13 октября 1942 года он тремя автомашинами доставил к шахте 4-4-бис 120 граждан, забранных из оберфельдкомендатуры (здание гостиницы «Донбасс»). Жертвы тремя партиями по 40 человек были расстреляны и сброшены в шахту.

7 сентября 1943 года немцы, отступая из города, согнали в подвал дома № 52 по ул.Университетской жильцов дома, преимущественно женщин и детей, и заживо сожгли.

Массовому истреблению подвергались также военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен.

Для этих целей в январе 1942 года на территории клуба им.Ленина металлургического завода был организован Центральный лагерь военнопленных. Условия содержания были ужасными - в 30градусные морозы пленные находились под открытым небом. В жаркие летние месяцы страдавшие от жары военнопленные по 3-5 суток не получали питьевой воды. Кормили их два раза в день свекольным наваром или просом. При мойке пленных в бане особенно истязали евреев - им мыли спины железными щетками.

В результате такого режима смертность среди узников доходила до 200 человек в день.

За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей. Эти цифры говорят нам, потомкам: "Не забывайте!"

Ученик 2.

Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии.

Ученик 3.

Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 - 4 раза. Наступление началось 29 сентября, а уже к 24 июлю бои в Донбассе прекратились. Немцы полностью оккупировали его. В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

Ученик 4.

Наступление

Стояли хмурые селенья

Под обложным дождём свинца,

Мы молча ждали подкрепленья

На левом берегу Донца.

Мы знали: день атаки будет,

и вот на склонах высоты

Стальные хоботы орудий

Раскрыли огненные рты.

Взметнулось над оглохшей далью

Многоголосое «ура»!

И мы над шахтой увидали

Скелет сожженного копра.

Сентябрьской пулемётной вьюгой

Фашистский заметало след,

И люди чёрные как уголь

Встречали ласковый рассвет ...

Опять над шахтною оградой

Цветёт осенняя зоря.

На сутки захватив наряды,

шагает утро сентября.

На рельсах тают дыма кольца;

Плывёт гудка призывный бас.

Отряды новых добровольцев

Спешат с путёвками в Донбасс,

Их ждут шахтёрские селенья

И мне припомнилось: вот так

Когда-то ждали подкрепленья

Мы для стремительных атак.

Н. Руссиянов

История о войне: часть 2

Учитель.

Шел 1942 год. Гитлеровцы пришли на землю Донбасса, захватывая все на своем пути. Захватывались заводы, шахты, карьеры, терроризировалось население. Готовую продукцию, сырье, люди отсылались в Германию. Фашисты строили лагеря (тюрьмы), в которые бросали попавших в плен солдат. Их заставляли работать на производстве, кормили через раз, больных расстреливали. Некоторых бросали в заброшенные шахты. Люди бросали заключенным солдатам воду и еду через колючую проволоку.

В это время стали появляться отряды партизан. Партизаны распространяли литературу против фашистов. Партизаны воровали у фашистов винтовки, гранаты, мины. Немцы устраивали рейды по домам, лазили по сундукам, но оружия не находили. Партизаны вражескими гранатами взрывали заводы, заваливали шахты, чтоб ничего не досталось врагу.

Оборона наших войск была сильной. Поэтому командование вражеских сил приняло решение об отступлении. Но как ни упорно сопротивлялся враг, остановить наступление советских войск ему не удалось. Быстро продвигаясь на запад, Красная Армия один за другим освобождала донецкие города - Горловку, Иловайск, Артемовск, Краматорск и другие.

Только 6 сентября враг был изгнан из более чем 100 населенных пунктов, а 8 сентября советские войска освободили центром Донбасса - городом Сталино (Донецком).

Ученик 5.

29 января 1943г. Началась битва за освобождение Донбасса. Ожесточённые были бои за наш край. Любой ценой противник стремился удержать в своих руках этот важнейший регион. Для сохранения Донбасса гитлеровское командование создало сильную оборону по рекам Северскому Донцу и Миусу. 16 февраля 1943 г. части 203-й стрелковой дивизии в составе 23-го танкового корпуса (З-я гвардейская армия Юго-Западного фронта) освободили г. Свердловск, а к 18 февраля — при участии 47-й гвардейской стрелковой, 321-й и 333-й стрелковых дивизий — все села района. 9 месяцев продолжались бои, в ходе которых освободили города Ворошиловградской (Луганской области) и Донецкой областей. Удручающая картина открылась освободителям. Перед отступлением оккупанты взорвали и затопили все шахты, разрушили железнодорожную станцию Должанская, вагонное депо, хлебо- и маслозаводы, две мельницы, семь школ, три клуба, Дворец культуры, сожгли много жилых домов. 

Ученик 6.

Память

На снимке памяти

Я вижу вас в строю.

В лучах рассвета лица ваши.

Вот старшина - Кирсанов Саша.

Он под Славянском пал в бою.

По каплям кровь теряла рота.

Чуйко был ранен, Курзин Николай…

И я встречал Победный май

Без вас, разведчики второго взвода,

Дошли ли вы до той берлоги,

Откуда выполз битый нами зверь?

Иль, как Кирсанов Саша, вдоль дороги

Вы звёздочками светите теперь

Жду почтальона у своей калитки.

Не забывали старого бойца.

Я получаю и за вас открытки

В них благодарность с берегов Донца.

В. Дубровский

История о войне: часть 3

Учитель.

События... События... А где же люди? Ведь именно их смелость, их упорство, терпение и труд, непреодолимое желание жить в свободной стране принесли, приблизили такую долгожданную победу...

В июле 1943г. Геннадию Величко шел 21-ый год. По-юношески задорное и мечтательное лицо. Худощавый юноша, без признаков богатыря. Фашистам от Величко не было покоя ни днём, ни ночью. Немцы узнавали «по почерку», кто стрелял. Во время сражения за Донбасс он убил больше 300 немцев, почти по 70 человек, в месяц.

Величко был первоклассным мастером снайперского выстрела. Он также умел передать свой опыт, своё мастерство другим. Только за 2 месяца ученики Геннадия уничтожили более 1500 захватчиков. Величко имел 16 поединков с немецкими снайперами. И каждый раз выходил победителем. Фашисты знали имя отважного снайпера. Они угрожали Величко дикой расправой, обещали за его голову крупные вознаграждения. Геннадий был несколько раз ранен, находился на волоске от смерти. Но всегда побеждала выдержка, мужество и хладнокровие. Сколько их? Таких героев...

Геннадий Величко, Николай Баранов, Павел Гладков, Алексей Водьянов, Анатолий Филатьев, Александр Шопин, Александр Сечкин, Гавриил Шубенко, Сергей Бирюзов и многие, и многие другие. Мы не забыли их имена, Мы помним.

Ученик 8.

Юные безусые герои

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм,

Сколько вас, попробуй перечислить -

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ученик 9.



МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС! 

Запели над Донбассом соловьи,

Дохнули ветры запахом полынным.

Как объясненье вечное в любви

К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс - моё Отечество, Донбасс!

Тебя века на крепость испытали!

Ты мощь свою показывал не раз

Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,

Но этот край из всех для нас дороже!

Мы из Донбасса, мы такой народ,

Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество - Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Учитель.

В населенных пунктах сооружено 868 памятников, посвященных событиям Великой Отечественной войны — мемориальных комплексов, обелисков, стел, скульптур, пилонов. На священном для жителей областного центра месте — у кургана Острая Могила в знак глубокой признательности освободителям города воздвигнут памятник Славы.

Заключительная часть.

Учитель:

Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 75 лет, всё ещё остаются безымянными. В каждой семье чтят их память.

Знаем мы всех героев бесстрашных,

Преклоняем колена перед памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты...

Никто не забыт, и ничто не забыто.

Объявляется минута молчания

Напоследок, я хочу вам сказать, чтобы вы всегда уважали наших ветеранов. Они прошли через многие события той страшной войны, для нас, ради нашего будущего наши ветераны не спали ночами, недоедали, теряли своих близких. Берегите их, помогайте, уважайте и цените. В глазах этих людей - целая история того ужасного времени.


Долг нашего молодого поколения — постоянно заботиться о тех людях, которые в глубоком тылу врага своей кровью и жизнью отстояли нашу свободу. Заботиться и ухаживать за памятниками и могилами погибших воинов, партизан и подпольщиков. На примерах их мужества воспитывать патриотизм юных школьников.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!