Классный час : 7В КЛАСС
Учитель: Лукьянова Фарида Минсалиховна
ТЕМА: «Все люди разные , а страна одна».
Традиции народов нашей страны.
Цель урока: формирование понимания единства многоликой России
Задачи урока:
1.Познавательная: Раскрыть многообразие культур населения России. Познакомить с традициями народов Поволжья.
Закрепить понимание Родины как многонационального государства
Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.
2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции , а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Основная задача – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.
Оборудование.
1) Наглядность: 1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Традиции народов Поволжья»
3 Работы учащихся на тему: «Традиции народов России»
4 Пословицы народов мира на тему: «Родина»
2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару.
3.Татарская песня «Туган ягыбыз», татарские плясовые мелодии.
4.Русские народные мелодии.
Ход урока:
Организационный момент
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
- Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха.
– Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга.
-А вот чем отличаются народы?
Ответить на этот вопрос поможет игра.
2.Игра- разминка. У меня в руках разноцветные карточки, ребята выберите себе карточку любого цвета. Поднимите их. Теперь создайте группы по цветам: сини – 1 группа, красные – 2 группа, белые – 3 группа.
Подойдите к столам с задания вашего цвета. И определите, что нарисовано на картинках?
Вопрос: Одежда какого народа нарисована на картинках?
Ответ: 1 группа – русские, 2 группа- татары, 3 группа- чуваши.
- Знаете ли вы, кто вы по национальности?
-А вот чем отличаются народы?
Ответ: родной язык , своя культура и искусство, национальный костюм, национальной кухней .
У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках)
А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)
У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)
У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)
Отличаются народы и национальной кухней .
Ответить на этот вопрос поможет схема.

Все это является национальными традициями народов.
Ребята. как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Как вы думаете, на какую тему наш классный час?
ТЕМА: «Все люди разные , а страна одна. Традиции народов нашей страны».
В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?
Давайте познакомимся с традициями и обычаями народов проживающих в Поволжье.
Задания по группам. На столах заготовки : модель человека, информация о национальности. Ваша задача: подготовить сообщение и образ, определяющий представителя вашей национальности. №1 – определяет время, 2- отвечает за информацию, 3- оформление, 4- сообщение о выдающихся людях вашего народа.
4. Традиции русского народа.
Сообщение первой группы.
Русские — восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык — русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов.
Русский национальный костюм
У женщин одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками.
Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки.
Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера уже шили из кожи.

Традиционные русские блины: нежные, воздушные с припёком.
В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.
Русский народ широко праздновал церковные праздники:
Рождество – один из самых христианских праздников
Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.
Пасха – древнейший христианский праздник, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Первичное закрепление.
- Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?
- Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?
-Назовите любимые песни русского народа, танцы.
-Назовите любых писателей и знаменитых людей русского народа.
Сообщение второй группы
Чувашия! О, край ста тысяч песен, Не зря в тебя поэты влюблены!
Чувашская Республика расположена на востоке Европейской части России. Столица – Чебоксары.

Одежда Чувашии имела разные формы и варианты. В основном преобладает белый и красный цвет.
Старинные мужские рубахи шились широкими и длинными до колен. Носили навыпуск и подпоясывали. Женские рубахи имели туникообразную форму. Разными были их узоры, их цветовое сочетание. Платье носили с фартуком или передником. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти.
В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из мелких раковин и монет.

Самым вкусным и лакомым праздничным кушаньем считается – «Хуплу» - круглый и большой пирог.
«Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. В этот праздник чуваши молятся и просят обильного урожая, прибыли скота, богатства, здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям, знакомым.

Чувашский национальный праздник АКАТУЙ.
-Назовите любимые песни народа, танцы.
-Назовите традиционные праздники народа.
-Назовите любых писателей и знаменитых людей чувашского народа.
Сообщение третьей группы
Традиции татарского народа.
«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»
Столица – город Казань, год основания 1005 год.
Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.
Протекают реки : Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.
Крупные города : Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.
Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.
Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо - крупяным блюдом является - бэлеш.

Праздник Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных.
Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге. Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.
-Назовите любимые песни татарского народа, танцы.
-Назовите традиционные праздники татарского народа.
-Назовите любых писателей и знаменитых людей татарского народа.
8. Закрепление.
1. Вопросы группам.
Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.)
- Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.
- Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки:
- Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры
А где в нашем городе люди разных национальностей могут встретится?
Ответ: В доме «Дружбы народов»
На доске карта России
– Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.
– Рассмотрите внимательно карту…
– Какие народы живут в России? И сколько национальностей?
4. Ребята, мы сейчас посмотрим видео-ролик, после просмотра вы мне ответите на вопрос :
Сколько национальностей живет в нашей стране?
9. Итог урока.
Национальностей много – а страна одна!
Какие правила мы должны соблюдать, чтобы сохранять национальные традиции?
Обычаи , духовные ценности, религиозные нормы, правовые нормы.
Вывод:
Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.
Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России.